Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Приглашаем принять участие в мастер –классе гимнастики славянских чаровниц,
который состоится 27-28 января 2007 г. в РФ г. Волгоград.
Ведущий – воссоздатель гимнастики – Адамович Г.Э.
Контактный телефон – 8 917 331-51-16

Карпухин А.П.
руководитель Краснодарского клуба
«Традиции здоровья славян», педагог
д. о. ДДТ «Созвездие»
karpuhin5@mail.ru

Казачья джигитовка как защита от смерти

Восприятие, осмысление и переживание смерти, представления о посмертном существовании глубоко укоренены в менталитете и психологии того или иного народа, связаны с особенностями той или иной культуры, в том числе и культуры воинской. У казаков, воинского сословия, отношение к смерти связано с конем, что находит подтверждение в фольклоре, обрядах, инициациях казаков.

Со времени одомашнивания лошади она всегда была рядом с человеком и считалась благородным, священным животным. Многочисленные исследователи отмечают, что в процессе эволюции человек видел в коне носителя и символ своих богов, поэтому всячески ублажал и украшал его. У древних греков кони Зевса были подкованы на серебряные подковы, четверка лошадей влекла колесницу Гелиоса, Посейдон ездил по морю на паре коней. Боги войны - арийский Индра и персидский Митра - представлялись древним воинам на колесницах, в которые были запряжены "божественные" кони. Конь являлся атрибутом кельтской богини Эпоны, у Одина был восьминогий конь Слейпнир, и его посланницы-валькирии также ездили верхом.

Действие культа бога Святовита известно от датчанина Сакса Грамматика, описавшего взятие датским королем в 1168 году Арконы - религиозного центра прибалтийских славян, поклонявшихся Святовиту. В святыне помещалась статуя бога, возле которой лежали удила, седло и меч. Летописец отмечает, что символом Святовита был белый верховой конь. По вере славян на этом белом коне Святовит сражался с врагами, свидетельством чего был сам конь, который, хотя и был закрыт ночью на замок, утром выглядел уставшим, как будто вернулся из далекого похода. Когда племя собиралось на войну, белого коня использовали для ворожбы. Гадали, удачен ли будет поход. Для этого перед святыней расставляли в три ряда копья, два из них в каждом ряду перекрещивались. Взнузданного коня выводили из стойла, пускали между копьями, и если он трижды переступал через скрещенные копья правой ногой, это считалось хорошим предзнаменованием.

Белый конь Святовита являлся символом бога и у других славянских народов, а римский историк Тацит отмечает, что он почитался и у древних германцев.

Среди богов высшего ранга наиболее чтимым был Перун, которого неизменно изображали с конем и мечом.

Славянская святыня в Щецине была связана с легендарным конем Триглавом, гадание с которым летописец характеризует так: рослый и упитанный вороной конь содержался в конюшне целый год, на нем никто не ездил, и он находился под охраной одного из жрецов. Когда намечался военный поход или набег, устраивали такое гаданье: на землю клали в ряд 9 копий, на расстоянии локтя одно от другого. Затем жрец, ухаживающий за конем, седлал, взнуздывал его и проводил над копьями. Если конь не задевал при этом ни одно из них, гаданье считалось удачным, а после "неудачного" гаданья этого коня продавали, чтобы он не стал символом несчастья.

В другой святыне Триглава хранилась его золотая статуэтка и серебряное седло, которые язычники прятали от христиан.

Большим почетом у полабских славян пользовался бог Сварожич, который играл важную роль в предсказании будущего, а коня, являвшегося символом этого бога, также использовали в гаданьях, описанных Титмаром в 1018 году.

Суммируя все вышесказанное, извлечённое из описаний древних хроникеров, можно сказать, что все эти кони, как посвященные главным богам, содержались на средства общин и, как существа, "общающиеся" с богами, использовались для гаданий, в результатах которых усматривали волю богов.

Многие древние обычаи славянских народов, связанные с конем, сохранились до настоящего времени и используются в различных народных праздниках, в том числе у казаков.

Для казаков культ коня также преобладал над многими другими традициями и поверьями. Казак без коня – не казак.

После крещения новорожденного сына в семье казака собирались гости, родные, соседи, товарищи по службе, походам, войнам. Гости, входя в дом, крестились перед иконой и обычно поздравляли семью с прибавлением: «с новорожденным сынком! Дай бог вскормить, вспоить, на коня посадить», то есть младенца вырастить и сделать хорошим казаком-наездником.

Интересен обряд инициации казака, которая, как известно, являлась актом символической смерти и рождения мальчика в новом качестве – качестве казака. На сороковой день после рождения сына мать малыша совершала очистительную молитву. После этого отец опоясывал ребенка своей саблей, сажал на коня и, придерживая его в седле, обводил три раза вокруг дома, читая в слух молитву, затем возвращал его матери и поздравлял с казаком.

Провожая казака на службу, отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира…, лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - это тебе будет щасте», и вручал узелок с родной землей. Уже во время молебна, «примечали», какая судьба ждет казака – если конь стоит, опустив голову во время церковной службы – казак домой не вернется. 1

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

У казаков существует пословица: «С коня – и в рай», означавшая, что погибший в конном бою казак сразу попадал в рай, независимо от своих грехов.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.

Таким образом, в поверьях казаков конь выступает как проводник, связующее звено между миром живых и миром мертвых, миром этим и потусторонним.

Особой популярностью пользовались у казаков конные игры, особенно джигитовка.

Согласно Казачьему словарю – справочнику, джигитовка - особые гимнастические приемы на скачущей лошади: езда стоя, перелеты на обе стороны, подхватывание предметов с земли, ножницы, когда всадник особым приемом переворачивается в седле, поочередно от головы к хвосту и обратно лицом к голове лошади, пролазание на скаку под брюхом лошади и т. п.

Джигитовку можно охарактеризовать как игру, метод психофизической подготовки, своеобразный воинский или ратный ритуал, который помимо прикладных задач, являлся своеобразным заговором, спасом казака от смерти.

«Охотничий танец наших предков – это и магический обряд, призванный обеспечить успех трудового процесса, и своеобразная игра в охоту, и ее репетиция, тренировавшая охотников, и способ познания мира, и средство консолидации человеческого коллектива». (Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1964. Ч.2. с. 7).

Конные игры у казаков неразрывно связаны с народными праздниками и ритуальными действиями, которые во все времена имели огромное общественное значение и выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные функции. Традиционно, состязания всадников у казаков проводились в следующих трех случаях:

  1. Во время поминовений в честь героически погибших казаков (на Кубани, например, «Тиховские поминовения», «Нибержаевские поминовения»);
  2. Как повседневные забавы, в основном в среде детей и молодежи (для физической и военно-прикладной подготовки);
  3. Во время церковных и народных праздников.

1 Воронин В.В. Проводы казака на службу в кубанской традиции.

Восемь наиболее почитаемых на Кубани народных праздников: Святки, Иванов день, Сараки, Осенины (Рождество Богородицы), а также: Масленица, Семик (Троица), Спас, Дмитриев день.

Восемь – священное число для казака. Видимо, эти представление казаков, связанны с общими традиционными представлениями славян о восьми частях души, которые непосредственно связанны с телом человека и его здоровьем, и их связи с восьмью основными языческими праздниками, которые делят год на восемь частей: это праздники: Каляды, Купала, Сараки, Богач, которые были приурочены к фазам Солнца, и на границе времен года, - Масленица, Троица (Семуха), Спас, «Змитровския деды».2

Джигитовка – неизменный атрибут народных праздников, связанных с представлениями казаков о душе.

Во время джигитовки старики также подмечали поведение коня и казака, не споткнулся ли конь, не испугался ли где наездник, и с этим связывали дальнейшую судьбу казака.

Не раз джигитовка непосредственно спасала казаков во время боя. Приведем один из примеров, рассказанный ветераном казачьего кавкорпуса.

«В 1942 году под Кущевкой вела наступление дивизия СС. Немцы двигались, зная, что перед ними нет регулярных войск Советской армии. Тогда, был в срочном порядке сформирован казачий полк силами местных станиц. Когда немцы увидели двигающуюся на них бесформенную массу атакующих, к тому же не имевших военной формы, они даже значения этому не придали, считая, что легко справятся с ними. Лишь изредка стреляли из минометов и артиллерии. Но удивление немцев вызывал тот факт, что снаряды рвались иногда в самой гуще наступающих, а их как будто не выбывало. Наступающие казаки использовали в качестве прикрытия коней: они по звуку (свисту снаряда или мины) определяли, где должен разорваться снаряд или мина, и прятались с соответствующей стороны лошади. Иногда приходилось вертеться «как черт на сковородке». Таким образом, им удалось с минимальными потерями подойти к немцам и казаки начали забрасывать технику гранатами, прямо на скаку. Дивизии СС был нанесен значительный урон, по словам очевидцев, немецкие похоронные команды телегами вывозили погибших. Наступление было остановлено».

Таким образом, джигитовка:

во-первых, являлась неким ритуалом, призванным предугадать судьбу казака, обрести покровительство казачьих святых и Божьих заступников (проведение джигитовки в праздники церковные и народные);

во вторых, непосредственно была направлена на уход казака от пули, осколка, удара холодным оружием;

в-третьих, джигитовка являлась частью казачьей тризны, воинского поминовения погибших казаков.

Джигитовка для казаков – демонстрация отсутствия страха смерти, атрибутом которой выступала мчащаяся в галоп лошадь, являвшаяся другом и проводником казака в мир предков.

Литература:

  1. Адамович Г.Э., Федин Р.И. Владение холодным оружием. Казачьи техники. -Минск, 2005.
  2. Карпухин А.П. Казачья верховая борьба. – Минск, 2006.

2 (Адамович Г. Э. Кривич - Минск 2004).

В избранное