Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 85

В этом выпуске:


Семинар "Славянская психофизическая гимнастика "Крыжам ляжаць";
Празднование "Навских дзядов".
Из книги Г.Э. Адамовича "Почитание предков"

Приглашаем Вас принять участие:
1. в семинаре "Славянская психофизическая гимнастика "Крыжам ляжаць";
2. в праздновании "Навских дзядов".

Которые состоятся: 17-19 марта 2006
в Москве контактный телефон (495)508- 77-86 24-25 марта 2006
в Минске контактный телефон 029 -610-89-54 Сергей
в Краснодаре контактный телефон (918) 217-24-08 Александр
в Таллинне контактный телефон (372) 512-23-38 Виктор
в Юрмале контактный телефон (371) 947-12 - 77 Нина Владимировна

 

Из книги Г.Э. Адамовича "Почитание предков"
Деды

Общеродовые праздники, связанные с почитанием предков на Беларуси, имели общее название Деды. Празднование Дедов на всей территории Беларуси считалось первоочередной необходимостью. Повторяясь из года в год, шли общие поминки по всем умершим родичам. Они проводились в народе по определенным дням, ярко иллюстрировали культ почитания предков, который на Беларуси объединяется в ёмкое и содержательное понятие -- Деды.

Деды -- народный поминальный обряд, в память умерших родичей. Под Дедами -- предками, в которых народ видел свои физические и духовные корни, понимали всех мертвых родственников и их души независимо от пола и возраста. Дедами называли также день, когда проходил обряд. Предков поминают обычно только своей семьей. Каждая семья празднует их несколько раз в год. Во многих регионах Беларуси день непосредственно перед Дедами назывался "Бабы". Возможно, в древние времена почитание предков проводилось в два дня, соответственно с полом покойника.

На Беларуси в разных регионах отмечали следующие праздники, связанные с почитания предков.

1. Стреченские Деды -- отмечались 13 февраля (по новому стилю).
2. Дедовская поминальная неделя -- предпоследняя неделя Мясоеда перед Великим постом.
3. Масляные Деды (их еще называют мясоедные, постовые, стречанские, зимние). Проводились в пятницу, субботу перед Масленицей.
4. Навские Деды проводились в четверг на первой неделе Пасхи.
5. Радуница -- праздник поминания предков, который проводился на девятый день после Пасхи, т.е. во вторник на второй неделе после Пасхи.
6. Семушные Деды проходили в пятницу перед Семухой.
7. Ставровские Деды -- в субботу перед Семухой (или 14 сентября).
8. Навский четверг -- праздник поминания предков в четверг перед Троицей.
9. Спасовские Деды отмечались в пятницу и субботу перед Успением.
10. Покровские Деды -- праздновались перед Покровами.
11. Осенние (Дмитриевские) Деды отмечались в пятницу перед днем христианского святого Дмитрия Солунского.

Из всех выше перечисленных поминальных дней по предкам наиболее широко на Беларуси празднуются следующие:

- Зимние (Мясоедные) Деды;
- Радуница;
- Семушные Деды;
- Ставровские Деды;
- Осенние Деды (Дмитриевские).

Празднование Дедов было для белорусов первоочередной необходимостью. Считалось, что Дедам необходимо всячески угождать, потому что они святые гости с того света, скучают по живым, желают людям всякого добра, и печалятся. Белорус беспокоится, что душа предка будет мучаться, если ее не помянут как надо, а это большой грех перед Богом и позор перед людьми за оскорбление памяти мертвых. Не вспоминать душу -- это оказывать неуважение к мертвым. Вместе с уважением присутствует и страх, что если обидеть души мертвых они не будут помогать живым в их делах.

На день почитания Дедов души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как их поминают, как потомки заботятся о наследстве, оставленном ими. Поминальный характер праздника требовал от людей строгого поведения, накладывал ограничения в определенных действиях, не допускал никаких забав, игр, танцев, что считалось оскорблением для мертвых. Атмосфера была строгой и грустной.

В праздновании Зимних, Летних, Осенних Дедов было много общего. Почитание мёртвых, старательная подготовка и точно проведенный обряд -- все это делалось с целью потешить души предков. Люди просили у Дедов поддержки в трудные времена. Деды и сами приходят на помощь потомкам в нужное время. Во все поминальные дни запрещалось выполнять любые виды хозяйственных работ, кроме кормления домашних животных и приготовления пищи.
Стол на Деды охватывал почти всю национальную кухню белорусов. В качестве обязательных поминальных блюд подавали кутью, сыту, канун, а также блины. Почитая мертвых, человек своей старательной подготовкой и церемонией обряда старался потешить душы предков и тем самым показать им всю полноту своих возможностей и стремлений -- так как это он делал перед живыми гостями. Поэтому хозяйки заботились, чтобы рядом с обязательными блюдами были и деликатесы, которые были любимы Дедами. Хоть поминальные столы бывают обычно обеденные, однако имеют разные названия.
Стол в субботу перед мясопустной неделей зовется "завтрак по родителям";
вторник после пасхи -- "обед по родителям";
суббота перед святой троицей -- "полдник по родителям";
в Дмитриевскую субботу -- "ужин по родителям".

Кутья -- традиционное обрядовое блюдо на поминках,- варилась из целых зерен пшеницы, гречки и была символом бессмертия, вечной жизни.

Канун -- обрядовая еда, с которой начинали поминки. В воду с разведенным медом (сыта) крошили специально испеченный пресный хлеб, баранки, пирог. Могли добавить тертый мак. Первую ложку кануна отливали на стол для покойника. Затем участники поминального стола черпали по одной или три ложки из общей миски, передавая ее по очереди один одному, после чего миску убирали, тушили поминальную свечку и продолжали поминки.

За поминальным столом нельзя ставить ноги на перекладины в столе, потому что в это время там отдыхают, как птицы на ветви, души умерших родичей и свояков, и неосторожным движением ног можно их обидеть -- в результате этого ноги начнут преть, трескаться, судорожно сгибаться.

По способу проведения все Деды делились на те, которые проводились исключительно в доме, и те, что проводились на кладбищах. Особенным уважением пользовались и проводились по всей Беларуси Радуница и Осенние (Дмитриевские) Деды.
Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считавшихся опекунами рода, могло вызвать их недовольство и всяческие беды, так как считалось, что покойники будут мстить своим родным, наказывая их болезнями, засухой, мором и другими несчастьями, если те не справили дожным образом праздника Дедов и не оставили для душ поминального ужина.

Католическая церковь определила один день в году для почитания предков -- день всех святых 1 ноября (новый стиль).

Православный календарь в качестве поминальных дней выделил несколько дат, но в разных регионах Беларуси (даже православных) они не всегда совпадали по числам и количеству. В Православной церкви также существует пять дней Вселенского поминовения усопших, которые совпадают по срокам с традиционным празднованием славянских Дзядов:
1. Мясопустная родительская суббота за 8 дней до Великого Поста, перед воскресеньем, называющимся "Неделя о Страшном Суде";
2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого Поста;
3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
4. Радоница (Радуница) вторник, 9-й день после Пасхи;
5. Дмитриевская родительская суббота суббота, ближайшая к 8-му ноября, дню памяти великомученика Дмитрия Солунского.

Сроки празднования Дзядов каким-то образом связаны с созвездием Плеяд. "Плеяды" ( "Созвездие - утиное гнездо", Стожары, Волосожары; белорусские названия -С та, С тка, С тца, Рэшата,Рэшатн ) в славянской традиции связаны с богом Велесом, правившим Миром Нави (Миром Предков). По созвездию Плеяд, в котором выделяли семь, девять или двенадцать звезд, определяли время ночью, особенно осенью . Славяне (во всяком случае, белорусы) рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда. С тко (пляяды) - гэта тыя свечк , як я гараць на небе тым, куды зб раюцца праведныя душы людзей. Тут анёлы атсяваюць праведныя душы ад грэшных" .

Празднование Масляных и Навских Дедов привязано к астраномическому явлению - исчезновением созвездия Плеяд с небосклона (11 февраля) и их появления через сорок дней - 22 марта, в день весеннего равнодействия.

Праздник "Сараки" белорусы отмечают в день весеннего равноденствия- 22 марта. Основным угощением во время этого праздника являются своеобразные пирожки "галепы". Выпекают их 40 штук. У христиан "галепы" ассоциировались с сорока мучениками и думами о Великом посте, который длится сорок дней. Сорок дней - это шесть недель, шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается". На Беларуси считалось, что в день праздника прилетают сорок стай птиц с юга; надо было съесть сорок пирожков, сломать во время прыжков сорок досок; прыгать через забор и вверх. Видимо, вначале данный праздник имел еще одно название - Великдень (Великий день), которое впоследствии стало обозначать христианский праздник Пасхи.

Сам праздник Пасхи имеет еврейские, а через них и вавилонские корни. Значение "сорока дней" восходит, видимо, к сорокадневному периоду исчезновения Плеяд с небосклона. Это было время дождей, бурь и наводнений и считалось опасным. Возвращение Плеяд сопровождалось ликованием. При этом сжигалась связка из сорока тростинок, символизирующих сорокадневное господство злых сил.

 

17-19 марта 2006
в Москве контактный телефон (495)508- 77-86 24-25 марта 2006
в Минске контактный телефон 029 -610-89-54 Сергей
в Краснодаре контактный телефон (918) 217-24-08 Александр
в Таллинне контактный телефон (372) 512-23-38 Виктор
в Юрмале контактный телефон (371) 947-12 - 77 Нина Владимировна

www.krivich.com

В избранное