Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика Выпуск 72


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 72

Борис ГОРБУНОВ, кандидат исторических наук
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ БОРЬБА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

материалы Всероссийской ассоциации национальных рукопашных состязаний c 2003
Интернет-источник - http://ussrwrestling.narod.ru/bel.htm

В этой работе помимо описаний конкретно-исторических видов состязаний в борьбе, распространенных у славян, автор предпринял попытку разработки правил проведения соревнований по русской национальной борьбе "за вороток". Именно эти правила легли в основу ныне практикующихся правил по этому древнему виду состязаний русского и других славянских народов.

Достоверные сведения о традиционных состязаниях борцов у наших предков относятся к эпохе Древней Руси и датируются X - XI веками. Так, в "Повести временных лет" под 992 г. рассказывается о поединке в борьбе русского юноши Яна Усмаря с печенежским богатырем. Там же под 1022 г. сообщается о состязании в борьбе князя Мстислава Удалого с касожским князем Редедей.

Древнейшее на Руси изображение борцов датируется XI в. и находится на рельефах Дмитровского собора во Владимире. Описания состязаний в борьбе очень часты в древнерусских былинах и сказках. Былина "Василий Буслаев и новгородцы" сообщает о поединках борцов как об обычном явлении в быту: "И будет день ко От малого до старого Начали уж ребята боротися." У восточных славян были распространены четыре традиционных народных вида борьбы, включавших несколько разновидностей.

ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ БОРЬБЫ

"В СХВАТКУ"- один из наиболее распространенных видов народной борьбы. Другие известные названия: "в охапки", "в обхват", "на русскую", "крест-накрест" - у русских; "на вхрест" - у украинцев; "на крыжи" - белорусов.

Описание. В этом виде борьбы бойцы обоюдно схватывались крест-накрест - одна рука над, другая под плечом противника - и соединяли их на его спине, сохраняя такой захват до конца поединка и стремясь бросить из такого захвата соперника на землю. Расцепить руки в таком поединке значило проиграть его.

Разновидности. Две разновидности борьбы "в схватку" отличались тем, что, смотря по условию, разрешались или запрещались подножки и другие действия ногами.

"НЕ В СХВАТКУ" или в других вариантах у русских: "охотницкая борьба", "за руки", "на щипок", "на вольную". На Украине такая борьба называлась "на руки", а в Белоруссии - "да крыжа".

Описание. При такой борьбе позволялось произвольно захватывать тело и одежду соперника. Победа оставалась за тем, кто повернет соперника на спину и удержит известное время под собой, а часто до тех пор, пока соперник не признает себя побежденным.

Разновидности. Были распространены три основные разновидности такой борьбы:
а) разрешалось захватывать только руками и только выше пояса соперника;
б) допускались вместе с тем подножки и другие действия ногами;
в) позволялось также захватывать руками ноги соперника.

БОРЬБА "НА ПОЯСАХ" была распространена у всех трех восточно-славянских народов. Наибольшее распространение этот вид противоборства получил на юге Центральной России, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Южном Урале, юге России и Украины. Широта распространения обусловила вариативность названий: "в пояски", "на кушаках", "на ремни", "на ламки" и другие. Этот вид борьбы был общим для славянских и тюркских народов.

Описание. Здесь соперники обоюдно захватывали друг друга крест-накрест (как в борьбе "в схватку"), взяв на спине пояс партнера обеими руками. Сохраняя такой захват до конца поединка, каждый из борцов стремился свалить или бросить соперника на землю, что и засчитывалось за его победу в борьбе.

Разновидности. Имелись две разновидности борьбы "на поясах", которые различались тем, разрешалось или нет использовать подножки в ходе поединка.

www.krivich.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное