Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика Выпуск 71


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 71

Борис ГОРБУНОВ, кандидат исторических наук
БОРЬБА НА ПОЯСАХ

Статья опубликована в журнале "Русский стиль" N1/94
Интернет-источник - http://ussrwrestling.narod.ru/bel.htm

У восточнославянских народов еще в недавнем прошлом широко бытовали различные традиционные виды борьбы. Одна из них - борьба на поясах. Вот как описана она большим знатоком быта русского народа А.М.Горьким в романе "Дело Артамоновых": "Схватив друг друга за кушаки, они долго топтались на месте. Илья смотрел через плечо Вялова... Он был выше землекопа, но тоньше и несколько складнее его. Вялов, упираясь плечом в грудь ему, пытался приподнять соперника и перебросить его через себя. Илья, понимая это, выкрикивал:

-- Не хитер ты, брат, не хитер! И вдруг, ухнув, сам перебросил Тихона через голову свою с такой силою, что тот ударом о землю отбил есбе ноги. Сидя на траве, стирая пот с лица, землекоп сконфуженно заявил:

-- Силен."

Ряд фактов дает основание полагать, что борьба на поясах заимствована русскими и другими восточными славянами у тюркских народов. Так, академик И.И.Лепехин, путешествовавший по России в XVIII веке, отмечал в своих наблюдениях, что в состязаниях борцов "не берут друг друга за ворот (имеется в виду русская народная борьба "за вороток"), как русские борцы, но за кушаки, и употребляют обыкновенные при борьбе ухватки". В.И.Даль, рассматривая в своем "Словаре живого великорусского языка" традиционные виды борьбы, бытовавшие у русских, отмечал, что в отличие от них "татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не дозволяется".

На заимствование указывает и то обстоятельство, что борьба на поясах была распространена в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. В то же время она не известна на русском Севере, где устойчиво существовали древние русские традиции.

В средневековье, по мнению венгерского историка Л.Куна, борьба на поясах являлась типичным элементом военно-физической подготовки кочевников. "В ходе состязаний в поясной борьбе, - отмечал он, - учились тому, чтобы в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника". У некоторых тюркских народов, например у киргизов, и сегодня бытуют состязания безоружных всадников (эроодарыш), где победителем признается тот, кто первым сбросит противника с седла на землю, захватив его за пояс.

По-видимому, при постепенном продвижении славян в Нижнем Поволжье, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, а также при миграции тюрок в центр России и на Украину, те и другие вступали во взаимные контакты - трудовые, бытовые, брачные. В подобных ситуациях обычна диффузия элементов народной культуры. В частности, славяне знакомились с традиционными видами борьбы тюркских народов и, как говорят многочисленные свидетельства современников, нередко участвовали в состязаниях борцов на местных традиционных праздниках.

Самое раннее из известных нам упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н.И.Толубеева (конец XVIII века). Этим же примерно временем датируются и первые известные нам изображения борьбы на поясах на гравюре А.Аткинсона (Государственный Эрмитаж, начало XIX века) и картине маслом И.С.Щедровского (Государственный Русский Музей, 1837г.). Со временем борьба на поясах заметно распространилась среди восточнославянских народов и стала восприниматься как традиционное явление. Этому, похоже, немало способствовало то, что правила борьбы на поясах очень близки к правилам традиционной русской борьбы "в схватку".

www.krivich.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное