Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В выпуске 46:


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 46

В этом выпуске:

Из книги А.А. Шамака "Мифология древней Беларуси". Нижний мир

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС
"Современные технологии здоровья: дыхание, движение, психическая саморегуляция"

   А.А. Шамак
   МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ

НИЖНИЙ МИР

Нижний мир размещается под землей. В нем есть реки, озера. Там живут маленькие люди. Они очень слабые, потому что в нижнем мире никогда не бывает солнца. В нижнем мире, кроме подземного мира, есть Навье - место, в котором живут самые злые, смертельные духи, крадущие души умерших с целью прервать вечную жизнь человека.

БОГИ ПОДЗЕМНОГО МИРА

Властелином нижнего мира является -- Чернобог - бог зимы, тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.

Вялес - бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных. Его представляли могучим великаном с длинными волосами и бородой. Он дает людям талант, высокий рост, хороший голос, тонкий слух. Вялес породнил человека с животными, научил использовать их в хозяйстве. Он был покровителем вешунов и певцов. Земледельцы в дар богу всегда оставляли на поле "бороду" -- клочок несжатых колосьев.

Жиж - бог огня. Жиж живет под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь. Когда он ходит медленно, то согревается земля, если же быстро, то земля разогревается сильно, из-за чего возникают пожары, которые уничтожают леса, выжигают сенокосы, сушат огороды, поля становятся бесплодными. Когда говорят: "Жиж повадился"-- это значит, стали частыми засуха или пожар; "Прилипчивый, как Жиж"; "Жижка села"-- высыпания или лишая на теле.

Ох -- маленький, бородатый божок, который живет под землей. Любит людей и всегда готов прийти им на помощь. Если кто-то, горюя, вздохнет: "Ох!", он выйдет из-под земли и спросит: "Чего требуешь?" И если человек не испугается и скажет ему, чего хочет, то он ёму это даст.

Кладник -- подземный бог, который охраняет сокровища, клады. Это старик небольшого роста. Живет в подземных дворцах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Одевается в серебряные одежды, носит золотые сапоги и золотую коническую шапку, опирается на посох из чистого серебра. Не любит тех, кто хочет завладеть его богатствами и губит их. Он превращает поля в болота, чтобы помешать людям искать клады. Кто переступает границы болота -- гибнет, так и не найдя сокровища.

Людям помогает бог осени -- Житень, которого белорусы представляют не очень грозным и всегда чем-то недовольным. Житень -- пожилой, небольшого роста мужчина, худой, костлявый, с растрепанными волосами, с тремя глазами (третий глаз на затылке); ходит очень тихо, согнувшись. Бродит он по полям и осматривает, хорошо ли все прибрано, и если найдет на жниве колосья, которые оставили жнеи, то собирает их, связывает в сноп и переносит на то поле, где все чисто убрано. На следующий год на том поле, где Житень нашел брошенные колосья, будет неурожай, и, наоборот, большой урожай будет на том поле где он оставил сноп. То же бывает и с огородами. Если человек увидит Житеня, который грозит ему пальцем, значит, в его огороде на следующий год будет неурожай.

Временами Житень является белорусам в виде нищего с суровым лицом и грозится пальцем каждому встречному. Этим он предупреждает, что скоро будет всеобщий голод или неурожай. Так Житень дает возможность запастись хлебом на следующий год.

Осенью во время сева он расхаживает с грозным видом по полю, утаптывает зерно, чтобы оно лучше вошло в землю.

Зюзя -- бог зимы. От глагола "зюзеть" -- мёрзнуть, околевать от мороза. Белорусы представляют Зюзю так: старый, с белыми, как снег, волосами и такой же длинной бородой, низенького роста, толстый; весь в белой теплой одежде; ноги его босые и голова ничем не покрыта. В руке носит железную булаву. Зюзя большую часть зимы проводит в лесу. Иногда заходит в деревню по разным причинам: чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, помочь кому-нибудь -- например, спасти от холода бедную семью или просто поесть кутьи. Белорусы уважают Зюзю. Чтобы как-то задобрить его, люди в канун Нового года готовят кутью, откладывают немного в отдельную тарелку (или лучше миску) и оставляют на ночь на отдельном столе, приговаривая: "Зюзя на дворе -- кутья на столе".

Зюзя, разозлившись на людей, обычно так стучит своей булавой о какой-нибудь пень, что земля, а иногда и дома трескаются. Если кто-то в это время находится в лесу и спросит: "Кто это там стучит?" --услышит ответ: "Сам Зюзя стучит, людей стыдит!"

Помощник бога зимы -- Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед). Это старый седой дед с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней -- это пыль, что сыплется с Мороза.

Мороз любит бороться с солнцем, но не может его победить. Солнце любит пошутить с Морозом, а он злится и зовет на подмогу ветер. Зюзя посылает Мороза на помощь людям: настелить мосты через реки, озера, болота, принести здоровый воздух. Мороз крепчает -- лед толстеет. Но и толстый лед стонет, когда он идет по нему. Это слышат все, кто живет вблизи реки, озера или пруда, на заре или когда восходит солнце. Треск и стуки в хате зимой приписывают Морозу, который имеет привычку присесть передохнуть на крестьянский дом. Чтобы задобрить Деда Мороза, на Коляды белорусы приглашают его в дом поесть кутьи. Хозяин открывал окно и, высунувшись из него, звал: "Мороз! Мороз! Иди кутью кушать. Летом не бывай, по межам не ходи, яровые не губи".

Летом Мороз прячется под колодой. Если же он является поздней весной или ранней осенью, а уж тем более летом, значит его послали злые духи.

НАВЬЕ

В мире Навье всем заправляет богиня смерти -- Паляндра. Паляндра находится во вражде с людьми и поэтому бывает рада, когда они умирают: она появляется в виде чудовищной женщины в домах умирающих и забирает их души. Души эти она передает Бабе-Яге, с которой они очень дружны и даже вместе разъезжают в одной железной ступе. Проклиная кого-либо, белорусы восклицают: "Чтоб тебя Паляндра забрала". Когда беларуся говорят про смерть какого-нибудь дорогого человека, то обычно, отплевываясь, говорят: "А кыш, Паляндра, на тебя , а кыш!"

Морена -- смерть, которая вместе с морозами хозяйничает всю зиму на земле. С приходом богини весны Ляли заканчивается её господство.

Трасца -- название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весною и осенью. Это двенадцать сестер разного возраста. Время от времени они собираются на лесной поляне и там обсуждают свои дела. Трасца смертельная обязательно доводит до смерти. Трасца внутренняя поражает внутренние органы. Трасца поверхностная наводит болезни кожи. Трасца костевая сопровождается ломотой в костях. Трасца пудовая возникает от испуга. Трасца весенняя -- господствует весной. Трасца листопадная, или осенняя, одна из самых назойливых. Трасца гороховая находит на человека во время цветения гороха. В названиях четырех трасц -- осиновой, можевельниковой, огневой, ледовой -- заключен способ противодействия этим духам: осина, можжевельник, тепло, холод.

Как и боги неба боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.

Вестником Вялеса является волк. В давние времена волков считали посланником бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.

При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: "Здорово, браток!". Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу -- это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.

За службу Вялесу, волкам полагалась в награду убийство домашних животных. Обычно волк тащит из стада тех животных, на которых получил разрешение от своего хозяина. Но случается всякое. Жила-была одна вдова. Была у нее черная с лысиной корова. На нее и пал выбор Вялеса. Узнала про это вдова. Соседи посоветовали ей замазать лысину у коровы чем-нибудь черным. Вдова так и сделала. Пришел в стадо волк, искал-искал черную корову с лысинкой и не нашел.

Пошел он к Вялесу и стал жаловаться, что не нашел такой коровы. Бог знал, что за шутку сыграли с волком, и посоветовал ему съесть черную корову. Пошел волк снова в стадо искать уже черную корову. А вдова тем временем вымыла у коровы лысинку. И в этот раз не нашел волк своей коровы. Долго так ходил он, искал корову то с лысинкой, то черную -- а вдова всё обманывала его -- и умер волк от голода.

Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии
Калининградский институт йоги
Центр обучающих технологий ЗАО "Белхард Групп"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС
"Современные технологии здоровья: дыхание, движение, психическая саморегуляция"


5-8 ноября 2004 года

    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНГРЕССА:
  • Пропаганда современных технологий здоровья.
  • Мировой опыт в применении психотелесных практик (йога, цигун, шаманские техники и т.д.).
  • Обобщение опыта и роли наследия славян в разделе психотелесных практик.
  • Согласование научно-методических подходов в подготовке специалистов по психофизическим практикам.
    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНГРЕССА:
  • Научно-методические исследования посвященное психотелесным практикам, психофизиологическим и паранормальным процессам их сопровождающих.
  • Развитие естественных способностей человека при помощи психотелесных практик.
  • Психотелесные практики в народной медицине и целительстве.
  • Психотерапевтические аспекты в традиционных психотелесных практиках.
  • Психотелесные практики в бизнесе, организационной и предпринимательской деятельности.


Место проведения - г. Минск, Центр обучающих технологий ЗАО "Белхард Групп".

Дополнительную информацию об участии в конгрессе можно найти здесь.

Справки можно получить в Оргкомитете Конгресса в г. Минске:
- Адамович Юля (моб. 8-10-375-296-13-47-89, (+375-17) 226-84-26, по будням с 9.00 до 18.00),
- Динман Елена (моб. 8-10-375-297-51-63-46, (+375-17) 226-84-26, по будням с 9.00 до 18.00)
www.krivich.com

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться

В избранное