Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 43


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 43

   Г. Якутовский
   ШАМАНСКИЕ ЧЕРТЫ МИФОЛОГИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Якутовский Григорий Павлович - известный в мире и России специалист по традиционным славянским верованиям ("язычеству"), учёный психолог и культуролог, писатель, поэт, автор и исполнитель песен, музыкант, преподаватель магических практик, психологических тренингов, атлетизма и боевых искусств.

Создал в 1992 году одну из первых в России организаций по пропаганде традиционного наследия - восточно-славянский центр культурного единства "КУПАЛА". Центр располагается в Москве по адресу Авиационная ул., 19 (в помещении государственного клуба "Феникс" при министерстве культуры России).

E-mail: rajzemnoj@mail.ru
Телефон клуба "ФЕНИКС": 193-54-08 (Москва)
Домашний телефон: 948-08-42 (Москва)

Следы традиционного наследия легче всего найти в областях наименее подвергшихся не только христианизации, но и урбанизации - прежде всего в Белорусском Полесье (Белой и Чёрной Руси) и некоторых областях Украины (Карпатской или Червонной Руси, Галиции, Волыни). И в настоящий момент в этих районах "языческими" являются многие элементы современной жизни, хотя и не всегда оцениваются так самими носителями.

Например, Купальский праздник (Купалле) в республике Беларусь относится к числу государственных праздников, которые проходят с участием миллионов людей. В самых крупных городах раскладываются костры, исполняются купальские песни и обряды. Характерно, что для практически всех беларусов участие в купальских святах - обычное воспоминание детства.

В Карпатских горных сёлах на местные праздники или "храмы" собираются сотни людей в национальных одеждах и украшениях. Традиционная музыка гуцулов звучит.

В некоторых случаях можно опираться и на отдельные великорусские фольклорно-этнографические сведения, сохранившиеся в записях 17-19 веков. Нет в настоящий момент не только собственно мифологических текстов, подобных "Пополь Вух" индейцев майя-киче или "Кодзики" японцев. Нет и "авторских" переработок мифов, как "Труды и дни" Гесиода или "Метаморфозы" Овидия.

Более того, нет даже целостного эпоса типа "Манаса" киргизов или "Олонхо" якутов. Сохранились разрозненные былины средневековья, некоторое число песен обрядового характера. В них крайне редки упоминания имён божеств или каких-то конкретных мифологем. Зачастую песни такого рода вообще не содержат каких-либо деталей повествования, кроме бытовых и отличаются от массы других только наименованием "купальские" или "волочёбные".

Источники типа "Влесовой книги" или "Русских вед" по очень многим признакам производят впечатление написанных в ХХ столетии из политических соображений. В стремлении выставить предков русских прародителями всех народов и культур, основателями всех религий и всех выдающихся открытий авторы перебарщивают. Опять "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Поэтому мы вынуждены во многом использовать методы сравнительного анализа и логические операции для восстановления картины былых верований народа. Что из себя представляли верования восточных славян в Х веке мы в той или иной степени знаем. Культовыми считаются рощи, отдельные деревья, вершины гор.

Сооружения типа капищ встречаются, но в основном в наиболее цивилизованных областях, в районе крупных городов. Письменности не было. В ней просто не было нужды. Традиция оставалась "боговдохновенной" и, разумеется, устной. Главной фигурой в религиозно-магической практике был "мечтник" - то же самое, что шаман.

В сказках славян преобладают мотивы именно "шаманского мифа": "путешествия в другие миры" (Кащей и тридевятое царство, горошинка растёт до неба), "полубожественного происхождения" (чаще всего один из родителей - зверь, то есть бог в образе зверя). И наиболее часты сюжеты с так называемыми "духами помощниками" - волки, коровы, сивки-бурки - с их помощью совершаются "полёты". Очень много помощников из нижнего мира (лягушка, змея-скарапея, водяной).

Ещё одним доказательством "шаманских" черт мифологии русов является особенности песенно-танцевальных фольклорных компонентов. До сих пор в Полесье есть мастера "вибрирующего пения", напоминающего "тюркское (тувинское) горловое" и кельтское "маурэнс". Помимо этого общей чертой фольклора является отсутствие "лейтмотива" или главной "темы" в мелодиях. Исполняется так называемая "серединочка", к которой пристраиваются "голоса", причём порой весьма произвольно. Носители Традиции утверждают, что "в раньшие времена" песня вообще импровизировалась по мелодии.

Звук в пении у славян часто "полузакрытый" - вибрация идёт внутрь, как при исполнении мантр. Существуют приёмы извлечения высокого протяжного звука ("гуканье"), распространённые в практике шаманов для призыва духов. В хореографии интересно отметить приём "пересек" - танцоры выбивают ногами или хлопками два основных ритма, на который потом накладывается третий и четвёртый - импровизированные. "Пересек" сопровождается пением, что сближает его с камланием. Ритмические удары и хлопки также восходят к архаическим техникам изгнания "злых духов" и аналогичны ритмическим ударам бубна или "музыкальных брёвен".

Существует несколько вариантов экстатического танца, в частности женский белорусский - "уси-сюси". В нём используются движения подражающие животным, птицам, стихиям, много "трясок" и иных приёмов, которые обычно рассматриваются как техники достижения транса. Исполняется также под импровизацию музыки.

В практике восточно -славянского центра "Купала" используются названные выше элементы фольклора при постановках обрядовых действий и сакральных праздников. Более подробно о мифологии и магии восточных славян изложено в книгах автора "Русский мир и Рай Земной", "Всеславова книга стихов".

www.krivich.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное