Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В ВЫПУСКЕ 44:


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 44

В этом выпуске:

Из книги А.А. Шамака "Мифология древней Беларуси"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС
"Современные технологии здоровья: дыхание, движение, психическая саморегуляция"

   А.А. Шамак
   МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ

Мифология лежит в основе всех национальных культур. Любой народ мира независимо от его количественного состава и места проживания имеет свою мифологию. Ее следы достаточно выразительно просматриваются в современной культуре и являются ее составной частью.

Если процесс развития какого-либо народа начался исторически недавно и у него нет своей древней мифологии, то он создает современную. Для чего это делается? Мифы способствуют единению общества, участвуют в формировании менталитета народа через сохранение определенных стереотипов мышления и поведения. Мифология -- не просто сказки или фантастические представления, это -- обобщенный опыт жизнедеятельности предков, отраженный и сохраняемый через систему образов.

О мифологии белорусов рядовой читатель почти ничего не знает: она не преподается в школах, практически не изучается в вузах, даже гуманитарных. С ней более или менее знакомы специалисты в области фольклора и этнографии. В научных и популярных изданиях, особенно российских, отдельные персонажи белорусских мифов подаются как общеславянские, не оговаривается их принадлежность к белоруской культуре.

Да, белорусская мифология сохраняет некоторые общеславянские корни и отдельных персонажей. Но мифы белорусов значительно богаче мифологий наших соседей-славян -- русских, украинцев, поляков. В них больше персонажей; много таких, которых вообще нет в мифологиях названых народов. Об этом еще в Х_Х веке говорили белорусские ученые З. Даленга-Хадоковский и

А. Киркор, которые провели сравнительный анализ белоруской мифологии с мифологиями народов-соседей.

Образами богов, духов, героев белорусы наполнили всю окружающую их среду: от земных недр до высокого неба. Мифологическими персонажами населена природа: леса, поля, реки, болота. Им находится место в домах, банях, сараях и других постройках. Их почитали, старались задобрить, остерегались, с ними боролись. Одних любили, других ненавидели, над третьими посмеивались. Более того, белорусы-чародеи умели создавать отдельных существ "своими руками". Человекоподобных персонажей, а их в нашей мифологии больше всего, белорусский народ создавал по своему образу и подобию, наделяя их своими качествами -- хорошими и плохими. А какая буйная фантазия проявлена в создании других мифологических образов!

Не все образы мифологии были одинаково популярны у нашего народа и одинаково распространены по территории Беларуси. Отдельные персонажи в разных районах нашей земли назывались разными именами. Характерная черта мифов -- одухотворение природы: солнца, звезд, деревьев, рек, животных, растений, которые были для наших предков одушевленными существами. Многое в нашей мифологии утеряно, но и то, что сохранилось -- бесценное сокровище белорусской культуры, которое необходимо сберечь и передать потомкам.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЕЛОРУСОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И СТРОЕНИИ МИРА

Основополагающими элементами создания мира являются две стихии --огонь и вода. Огонь -- мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода -- женская основа мира. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.

Когда-то давно весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто заполнился тучами. Через некоторое время, когда свет и вода очистились, стало видно, где вода, а где земля. Земля, как шкура покрывала большую площадь воды. Через некоторое время появилась жизнь и в воде, и на земле: леса, трава, звери, рыбы, а потом и человек.

Создателями мира были Белбог - старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала и Чернобог -- бог тьмы, зла. Они всё создавали вместе.

Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя -- Небо -- место нахождения главных богов -- богов света, добра. Средняя часть -- Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть -- Подземный мир -- место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.

Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это дуб. Корни Дуба уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона пронизывает Небо. Место, где растет Дуб, является центром мира. Находится это центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора воротами в поле. По дороге через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря -- остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.

Мировое дерево не только скрепляет и поддерживает три части мира, по его стволу и ветвям герои могут попасть на Небо, а через дупло спуститься в Подземный мир.

Обитает в центре мира Князь змей, внешним видом похожий на большую змею. Змеиный князь имеет жену, детей и много змей-слуг. Белорусы считали, что сам Князь змей добрый и хорошо относится к людям. Но его подчиненные -- злые и несут вред как людям, так и домашним животным. Люди через заговоры обращались к князю с просьбами помочь больным животным или человеку, а также успокоить своих змей, чтобы не жалили людей и скот. Если это не помогало, то угрожали усмирить змей-слуг и даже его самого с помощью богов. Грозились сжечь его дом, послать на него молнию, гром небесный.

Где-то там, за морем, недалеко от центра мира есть Вырай -- пространство, куда отлетают души умерших людей и птицы, которые могут найти себе пристанище и на вершине мирового древа. Но не каждая душа попадает в Вырай, а только та, которую отметят боги Неба. Там души людские продолжают жить, не ведая страданий и горя. Вырай -- страна вечного света и тепла, прекрасных садов и животных. Люди при жизни туда проникнуть не могут. В этой жизни Вырай доступен только птицам и змеям. Пернатые улетают туда на зиму, а летом снова возвращаются в края, где живут люди.

Белорус живет на своей земле. Все, что за границами его земли -- чужой мир: незнакомый, непонятный, даже враждебный, а главное -- труднодоступный. Чужой мир находится за лесами, горами, морями, отгорожен огненной рекой; преодолеть все эти преграды могут только герои, да и то с помощью богов или их помощников -- священных зверей.

Путешествия в чужие края небезопасны. Где-то там живут дикие люди. Они не имеют одежды, обросли шерстью, у них длинные хвосты и большие уши, как у вола, один глаз на лбу. Они не говорят, только пищат. Дикие люди ничем не занимаются, лежат себе возле дорог, убивают людей, которые идут и едут по ним и съедают их. Если же они зарежут барана, то тут же ложатся возле него, вставляют трубочки в горло и сосут кровь.

Откуда-то оттуда, из чужого мира, появляется чудовище Цмок. Цмок - самый страшный зверь на свете, который прыгает по земле и летает по воздуху. Он несет людям горе и разрушение. За это белорусы добавляют к его имени эпитеты "проклятый", "поганый". Цмок -- существо, похожее на животное. Величиной он с хату. Может иметь три, шесть, девять, двенадцать голов больших, как кадки. Из ноздрей бьет пламя. У него есть крылья, руки и ноги, на которых когти, как мечи. Свое появление сопровождает разными звуками: шипит по-змеиному, ревет по-звериному. Цмок все крушит на своем пути.

Каждая часть мирового пространства обязательно имеет своего хозяина, владыку -- главного бога, который безраздельно владеет конкретным пространством. Ему подчиняются менее значимые боги, а им в свою очередь духи, священные животные.

Смысл существования богов, духов -- человек. За человека и владение Землей идет борьба между богами света и тьмы, добра и зла. Боги света и добра способны уничтожить темные силы, но не делают этого, чтобы у людей сохранялся страх, иначе они и богов бы забыли.

Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии
Калининградский институт йоги
Центр обучающих технологий ЗАО "Белхард Групп"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС
"Современные технологии здоровья: дыхание, движение, психическая саморегуляция"


5-8 ноября 2004 года

    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНГРЕССА:
  • Пропаганда современных технологий здоровья.
  • Мировой опыт в применении психотелесных практик (йога, цигун, шаманские техники и т.д.).
  • Обобщение опыта и роли наследия славян в разделе психотелесных практик.
  • Согласование научно-методических подходов в подготовке специалистов по психофизическим практикам.
    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНГРЕССА:
  • Научно-методические исследования посвященное психотелесным практикам, психофизиологическим и паранормальным процессам их сопровождающих.
  • Развитие естественных способностей человека при помощи психотелесных практик.
  • Психотелесные практики в народной медицине и целительстве.
  • Психотерапевтические аспекты в традиционных психотелесных практиках.
  • Психотелесные практики в бизнесе, организационной и предпринимательской деятельности.


Место проведения - г. Минск, Центр обучающих технологий ЗАО "Белхард Групп".

Дополнительную информацию об участии в конгрессе можно найти здесь.

Справки можно получить в Оргкомитете Конгресса в г. Минске:
- Адамович Юля (моб. 8-10-375-296-13-47-89, (+375-17) 226-84-26, по будням с 9.00 до 18.00),
- Динман Елена (моб. 8-10-375-297-51-63-46, (+375-17) 226-84-26, по будням с 9.00 до 18.00)
www.krivich.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное