Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА" Выпуск 21


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 21

В этом выпуске:
Клуб "Славянская эзотерика"
Часть 1. К истории кулачных боев. Исторические свидетельства
Анонс следующих выпусков рассылки
KRIVICH.COM приглашает на семинар

КЛУБ "СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Стань привилегированным участником клуба "Славянская эзотерика" сейчас!

    Привилегированный участник клуба:
  • получает максимальное количество выпусков (2 раза в месяц) закрытой клубной рассылки;
  • имеет право получать ответы на все заданные вопросы;
  • обладает максимальными скидками;
  • имеет право на публикацию собственных анонсов в закрытой клубной рассылке.
Прочитай подробности об участии в клубе на сайте
или напиши пустое письмо по адресу club@krivich.com, чтобы узнать о клубе больше прямо сейчас.

   К ИСТОРИИ КУЛАЧНЫХ БОЕВ

1. Исторические свидетельства

1.1. В летописи Нестора (по Никонову списку, изд. Академии Наук 1767 г. т. I стр. 157-я) под 1068 годом говорится: "Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела."

1.2. В обширном исследовании В.Жмакина: "Митрополит Даниил и его сочинения" (1515 - 1539), между прочим, говорится: "Одним из народных увеселений русского общества XVI в. служили кулачные бои", против чего и вообще против всяких "позорищ" горячо протестовал знаменитый оратор того времени митрополит Даниил.

1.3. В воспоминаниях М.Л.Назимова 1812 - 1826 года ("Рус. вестн." 1876 г. № 7 стр. 81) довольно подробно описаны кулачные бои в Арзамасе, Нижегородской губернии.

"Для кулачного боя", говорит он, "под вечер, в праздники по составленным заранее условиям, собирались около широкого моста, разделявшего город от села Выезднаго, стоявшего на противоположном городу берегу реки Теши (оно принадлежало Салтыкову и было не меньше города, заключая более трех тысяч душ преимущественно ремесленников - столяров, плотников, каменщиков) с одной стороны арзамасцы, а с другой выездновцы.

Общий уговор - не бить по голове, особливо в лицо и лежачего, руки иметь в рукавицах и ни под каким видом не класть в них какой-нибудь тяжелой вещи. Сначала пускали вперед как бы застрельщиков, мальчишек. За ними мало-помалу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы... Проигравшие битву для будущего боя делают новые совещания и выбор более сильных и надежных бойцов.

Местные власти, кажется, смотрели на этот дикий обычай сквозь пальцы, не имея вероятно предписаний начальства... Многие значительные в городе лица, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными. Кулачные бои держались и в Москве (прибавляет М.Л.Назимов) около фабрик, даже в двадцатых годах".

1.4. Во время путешествия Государя Императора Александра I-го на Юг (1823). В Пирятине, 20-го июля был кулачный бой и на бою этом, прибывший из Кременчуга мещанин Иван Герасимов убил до смерти пирятинского мещанина же Трофима Сыроватникова. Командир расположенного в Пирятине Егерского полка, Морозов, донес об этом случае Его Величеству, Очевидно Государь Император был недоволен и огорчен происшествием - приказал исследовать его и Высочайше повелел, указом от 20 октября, через военного министра, - кулачные бои воспретить. (Пол. Собр. Зак. № 29627).

1.5. Николай Иванович Костомаров, в своем сочинении: "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа въ XVI и XVII веке", Спб. 1860 г., - с негодованием относится к этому народному развлечению, хотя и находит, что оно способствовало развитию силы и ловкости и воспитывало воинскую доблесть. "Зимою в праздничные дни", рассказывает он, - "чаще всего на льду, народ собирался на кулачные и палочные бои. Охотники собирались партиями по данному знаку свистком, обе бросались одна на другую с криками; ... тут же били в накры и бубны; ... бились неистово, жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми. Палочные бои имели подобие турниров и сопровождались убийствами еще чаще кулачных боев".

1.6. Кулачные бои привлекали не одних простолюдинов, а все классы общества интересовались ими и не только косвенно - организуя, так сказать, бои, поощряя бойцов, выписывая и вывозя их иногда издалека; но даже лично принимали участие, особенно в единоборстве и приобретали известность (См. "Рус. Вестн." 1876 г. стр. 81. Записки Назимова. - Пыл. Стар. Пет. стр. 424.)

1.7. В это время между иными страстными любителями кулачного боя (как напр. гр. Растопчин) (Ровинский, Рус. народ. карт. Спб. 1900 г. ч. 2, стр. 359) выделяется особенно знаменитый Чесменский герой граф Алексей Григорьевич, Орлов-Чесменский, хотя и брат его, князь Григорий Григорьевич, также был знаток и любитель этого спорта, но более случайно, более так сказать, мимоходом, между прочим. ("Рус. Арх." 1904 г. Стат. Голомбиевскаго: Кн. Гр. Григ. Олов. Стр. 373, 383, 386.)

Орловых было пять братьев, было пять молодцов, из которых двое: Григорий и Алексей выдавались по своей необычной силе, по удали и молодечеству, напоминая старинных богатырей русских. Отец их, Григорий Иванович Орлов, был в 1742 году новгородским губернатором (род. 1677 г. умер в 1742 г.) и воспитывал детей в строгом патриархальном порядке, который и держался в семье Орловых до смерти старшего в роде - брата Ивана, имевшего всех их в повиновении. Князь Григорий был высокого роста, с правильными и нежными чертами лица "гигант с головой херувима". Неустрашимый и отважный, он отличался и беззаветной храбростью. В 1758 году, в сражении при Цорнсдорфе, состоя в чине капитана пехоты, три раза был он ранен и не оставил поля битвы. [...]

...Таким же, если не большим любителем боев на кулачки, как князь Григорий Орлов в Петербурге, сделался впоследствии известным в Москве знаменитый граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Личность во всяком случае замечательнейшая. Обладая всеми достоинствами брата - красотой, благородством, прямодушием, а физической силой даже значительно превосходя его (ударом сабли отсекал он голову быку, одной рукой останавливал шестерку лошадей и т. п.). [...]

1.8. С половины XVIII и до половины XIX века кулачные бои особенно процветали, и преимущественно в Москве и Петербурге (хотя и провинция не отставала, как видно было это из записок Назимова, приведенных выше), причем влияние гуманных Орловых сильно отразилось и на этой, чрезвычайно своеобразной и, как говорит секретарь саксонскаго посольства в С.- Петербурге Гельбиг, "исключительно русской забаве" ("Рус. Стар." 1886 г. № 10, стр. 4). Как видно было из изложенного, - Орловы, а с ними вместе и по их примеру многие из интеллигентного общества принимали в боях личное участие, как, например, гр. Растопчин и др., не говоря уже о "купцах в лисьих шубах". Поэтому и самые бои приняли более безобидный и, так сказать, безвредный характер. Гр. Алексей Орлов-Чесменский, напр., приказывал привозить на свой счет кожаные рукавицы, которые и доставлялись возами, для раздачи желавшим участвовать в бою и т. п.

И если в XVI - XVII веке, по описанию Н.И.Костомарова, бились беспощадно " бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот, - бились неистово, и жестоко, и очень многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми," то в XVIII веке кулачные бои приняли другой вид . Вот как смотрел на них А.Д. Ровинский, сам лично их видавший и слыхавший от очевидцев: "Несмотря на все запрещения производить кулачные бои, они все-таки производятся зачастую и в наше время, да особенной опасности в них для народного здравия и нравственности с деревенской точки зрения не видится: до смертных случаев, при честных условиях боя, никогда не доходит, кому не под силу, тот под ноги (т. е. умышленно падает), а "лежачего не бьют"; и кончается себе бой тем, что молодцы на добром морозце друг другу бока погреют, да носы подрумянят". Да и Н.И.Костомаров, хотя и иронически, но замечает: " на них русские приучались к ударам, побоям, которые вообще были неразлучны со всем течением русской жизни и делали русских неустрашимыми и храбрыми на войне".

Закончим же об Орловых словами Ломоносова, посвященными князю Григорию...

Блажен родитель твой, нам дав таких сынов
Не именем одним, но свойствами орлов...

Продолжение следует...

   Анонс следующих выпусков рассылки

Выпуск 22. Мифология древней Беларуси (обзорный материал из готовящейся к изданию книги А.А. Шамака "Мифология древней Беларуси"), из которого вы сможете узнать о славянских языческих богах и духах.
Полный материал будет доступен только привилегированным участникам закрытой рассылки клуба "Славянская эзотерика".

Выпуск 23. К истории кулачных боев. Часть 2. Правила кулачных боев.
Выпуск 24. Деревья в мифологических представлениях славян.
Выпуск 25. К истории кулачных боев. Часть 3. Запреты на кулачные бои.
Выпуск 26. Славянский обрядовый танец в свете мировых эзотерических традиций.

"Гимнастика славянских чаровниц "Стоячая вода" (первая ступень)

29-30 ноября 2003 года
г. Санкт-Петербург

Дополнительная информация и запись на семинар по телефону в Санкт-Петербурге (812) 599 -74-17 (Людмила Вениаминовна) или по электронной почте seminar@krivich.com.

программа семинара >>>
о гимнастике славянских чаровниц "Стоячая вода" >>>
www.krivich.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное