Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 19

В этом выпуске:
Что под силу знахарю: о прошлом и настоящем народной медицины
Обратная связь с читателями рассылки
Голосование
KRIVICH.COM рекомендует


   ЧТО ПОД СИЛУ ЗНАХАРЮ: О ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ

Почему люди идут к знахарям, шептухам и повитухам, если можно обратиться в поликлиннику? Может, дорого стоят лекарства, что прописывают доктора? Или ослабела вера в химические препараты в виде таблеток?

Однозначно на эти вопросы не ответишь. Однако же, как ни охаивали народную медицину, она живет и помогает людям. Ибо это - совокупность народных знаний о целительных средствах, лекарственных травах, гигиенических навыков, их практическом использовании для профилактики и лечения различных болезней. Она такая же древняя, как и человечество. Когда-то была единственным средством предупреждения, лечения различных заболеваний и включала знания о помощи при ранениях, травмах, ожогах, обморожениях, всевозможных недугах.

Человек употреблял в пищу растения и учился различать съедобные плоды, коренья, травы, грибы, водоросли от несъедобных, ядовитые - от неядовитых. С развитием земледелия и скотоводства эти знания расширились. При обработке шкур люди узнали о вяжущей способности коры дуба и вербы, начали использовать отвары. Масло, полученное из семян лена и конопли, служило слабительным средством, а из распаренного льняного семени делали припарки. Издавна от куриной слепоты употребляли телячий желудок, от цинги - лук, капусту, чеснок, хрен, от малокровия - свеклу, морковь и гречневую кашу. Малокровие лечили соком альяса, кашель - собачьим, барсучьим или медвежьим жиром. С древности известны целительные возможности солнечных лучей, воды.

С возникновением знаний по народной медицине появились и люди, основным занятием которых стало лечение. В Киевской Руси их называли целителями, зеленщиками, травниками.

На народную медицину влияли также обычаи, мистические верования, которые содействовали знахарству: возникновение различных болезней объяснялось нападением на человека злых духов; больных "лечили" вытаптыванием, выдавливанием, заговорами, шептанием. Элементы мистики в практике народных целителей создавали впечатление магического обряда, но они же тесно переплетались с рациональными приемами народной медицины. Знания о средствах и способах лечения передавались из поколения в поколение устно, но они также отражены в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях, записаны в письменных источниках.

В лице настоящих и знающих потомственных целителей население имело прекрасных лекарей. За помощью к ним обращались могущественные феодалы, князья. Так, девица Феврония лечила мурманского князя.

Зоя - внучка Вл. Мономаха - в 30-е гг. XII ст. написала на греческом языке трактат "Мази", который впечатляет обширными познаниями народной целительницы.

Официальная медицина в Великом Княжестве Литовском в XVI-XVIII вв. подразделялась на врачевателей, или докторов наук, хирургов, цирюльников, банщиков. В то время врач был кем-то вроде философа, высоко ценилась теоретическая (в т.ч. теологическая - прим. Старейшины) подготовка, дабы он мог утешать, успокаивать словом, дать ценные советы сменить место, климат, нечто в себе или близких.

Первым известным доктором медицины в Белоруссии был Франциск Скорина**, которому в 1512 г. в Падуанском университете присвоили высокую степень доктора наук. И хотя в Европе он больше известен как первопечатник и переводчик книг с латинского и чешского языков, доктором он был не менее знаменитым. Даже лекарства делал сам, собирая травы здоровья в королевском саду.

Хирурги имели свои цеха, которые регламентировали и контролировали их деятельность, отношения между коллегами и приемы лечения. Обучение велось в основном практически, теоретической подготовки им не давали. Талантливые уносили секреты своего мастерства в могилу, а это было плохо.

До первой половины XIX в. в городах и поселках Белоруссии широко практиковали цирюльники. Они пускали кровь, правили вывихи, вырывали зубы, лечили рожу. Сельское же население оставалось без медицинской помощи практически до образования системы волостной медицины, в которой главной фигурой был фельдшер, а также единичных больниц, палат казенных принадлежностей (ведомственных - прим. Старейшины) и лечебниц земельных магнатов. В 1868 г. было введено "Положение о сельской медицине". Округ с населением в 190 тысяч душ обслуживал врач, три сельских повитухи, 7-8 фельдшеров. А поскольку больниц почти не было, то средства народной медицины имели широкое распространение непосредственно до 20-х годов нашего столетия. Они не были скудными, о чем свидетельствуют травники, лечебники рукописные и печатные. Первый напечатанный лечебник - это травник Стефана Фалимиржа. И хотя он издан на польском языке, очевидно, что первоисточником для Стефана были восточно-славянские травники.

До конца XVIII ст. Белая Русь входила в Речь Посполитую***, белорусское книгоиздание было запрещено, потому лечебники издавались на русском и польском языках. Однако в них содержится фактический материал о белорусской народной медицине и знахарстве. Это в первую очередь зельники (травники - прим. Старейшины) Г. Спитинского (Краков, 1556 г.), Мартина Сенника (Краков, 1568 г.) и другие.

Даже сегодня ученым доводится находить лечебники XVII-XVIII вв. Научная экспедиция Оршанского Товарищества краеведения выявила в деревне Мордашевичи Дубровенского района у жительницы Ганны Шаренды рукописный лечебник, по которому местные жители лечились на протяжении десятилетий. Русскоязычный лечебник состоит из 30 листов. Из 77 описанных растений, большинство имеет белорусские названия. Меры длины в нем - пядь, локоть, стрела, колено - свидетельствуют, что он написан не позднее первой половины XVII ст.

В деревне Гайдуковцы Могилевской области найден лечебник XVIII ст., который описывает всем знакомые средства - крапиву, морковь, мяту, лекарства животного происхождения - медикаменты, которые в то время продавались. Первые аптеки появились на территории Белоруссии в XVI ст. Чего только в них не продавали: лекарства из растений, порошки из драгоценных камней, сушеных жаб, кротов, лосиные рога, копыта, волчью желчь, потроха, помет животных, оленью и козлиную кровь, рачьи глаза, куриные желудки, щучьи зубы, змеиный яд. Знахарское и собственно фармацевтическое тесно переплеталось****.

Научное изучение флоры Белоруссии началось только через два столетия после того, как открылась первая аптека. Ценный труд по описанию флоры Литвы и Белоруссии оставил Ж.Э. Жилибер (1741-1814), профессор анатомии, хирургии и естествознания. В 1775 г. он прибыл в Гродно, оставив Лион, открыл здесь Медицинскую академию, больницу. Влюбленный в природу, Жилибер свободное время проводил в лесу и на лугу, и вместе с учениками собирал в предместьях Гродно мхи, грибы, лишайники. Исследовал растительный мир вблизи Бреста, Новогрудка, Несвижа, Щорсов, Вишнева и в других местностях Белоруссии. Результатом деятельности профессора стал 5-томный труд "Флора Литвы" (Гродно, 1781).

Растительный мир Могилевской губернии исследовал Чаловский, о народной педиатрии и народном акушерстве рассказал в своей книге А. Сицинcкий (Спб., 1893).

Известные белорусские этнографы XIX - начала XX вв. М. Никифоровский, Я. Романов, П. Шейн описали множество средств и способов народного лечения, однако их работы многое теряют из-за отсутствия ботанических наименований описанных растений.

В конце XIX ст. медики и фармокологи начинают терять интерес к средствам народной медицины. В это время начала активно развиваться химия, которая стала предлагать больным иные средства, широко использовать порошки, пилюли, мази, минеральные препараты.

С каждым годом их появлялось все больше, и они шаг за шагом стали вытеснять лекарства растительного происхождения. Однако люди быстро разобрались, что химические препараты вызывали и ряд побочных явлений. Некоторые из них неблагоприятно воздействовали на сердце, почки, желудок. По эффекту химические вещества, даже полученные из растений, уступали настоям и отварам в чистом виде.

Пришло время и открыли фитонциды, на пользу народной медицине, которая уже давно использовала фитонцидные растения для заживления гнойных ран, язв, лечения кожных и инфекционных заболеваний. Сразу несколько активно действующих веществ имеет обычная крапива. Наука объяснила это позднее, в то время как народные целители использовали ее как кровесвертывающее, противоцинготное и мочегонное средство на протяжении столетий.

В целом, народная медицина славян вызывает интерес как с научной, так и с практической точки зрения. Без нее невозможно обойтись при изучении отечественной флоры, в ее сокровищнице есть средства, которые могут быть успешно использованы в практике научной медицины.

И в наши дни есть еще традиционные специалисты в области народной медицины, целители, знахари, костоправы, повитухи. Помимо традиционной славянской фитотерапии многие из них используют такие средства как баня, массаж, лечебная гимнастика, заговоры и ритуалы. Ведь люди нуждаются в народной медицине, так как медицина официальная (западная - прим. ведущего рассылки) при своей дороговизне часто не справляется с лечением целого ряда заболеваний, одновременно расширяя список опасных для здоровья химических и генно-инженерных препаратов. Что лучше? Выбор за нами.

Примечания:

* Об авторе: Леонид Минько - кандидат исторических наук.

** Именем Франциска Скорины назван центральный проспект Минска, бывш. Ленинский проспект.

*** Речь Посполитая - Польша; до этого периода Белая Русь была образующей основой Великого Княжества Литовского (ВКЛ), белорусов соответственно именовали литвинами (не путать с литовцами-жемайтами); в конце XVIII ст. - Белоруссия вошла в состав Российской Империи.

**** Одна из крупнейших в Восточной Европе фито-аптек и поныне находится в п.Рубежевичи Минской области.

Уважаемые читатели, спасибо что Вы с нами.

За короткое время наша рассылка набрала почти 1000 подписчиков (возможно Вы найдете возможным порекомендовать ее Вашим знакомым - следуйте этой ссылке). Мы стремимся сделать материалы рассылки максимально интересными и полезными для Вас, поэтому нам важно знать, что Вам интересно.

Пожалуйста, присылайте список интересующих Вас тем по славянской эзотерике на адрес adamovich@krivich.com, и мы постараемся осветить их в нашей рассылке.

Если Вы хотите поделится своими знаниями в области славянской эзотерики, пишите нам, Ваши материалы будут рассмотрены и опубликованы в рассылке "Путем предков: славянская эзотерика" и на сайте "Система славянских единоборств "Кривич" с указанием авторства.
ГОЛОСОВАНИЕ

Выпуск 19 рассылки "Путем предков: славянская эзотерика" для Вас был:
- интересным и полезным;
- неинтересным;
- затрудняюсь ответить.

Здоровы ли Вы с точки зрения народной медицины? Определите наличие или отсутствие у Вас таких заболеваний, как испуг, сглаз, порча, поддел, чары (ритуал).

Пройти тест >>>
Познакомьтесь с новым разделом сайта www.krivich.com "Фотогаллерея", в котором Вы можете увидеть фотографии с регулярных занятий по системе "Кривич".

Просмотреть >>>
www.krivich.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное