Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Розенкрейцеры: философия, история, символы

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 54
26 января
2004 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)


Содержание выпуска

1. Тексты. "Positio Fraternitatis Rosae Crucis". Позиция Братства Розы и Креста. Часть 5.
2. Великие мистики . Эммануил Сведенборг (1688-1772).
3. Фрагменты. Эммануил Сведенборг. Из книги "О Небесах, о мире духов и об аде".
4. Жемчужины мудрости. Фраза.



1. Тексты. "Positio Fraternitatis Rosae Crucis". Позиция Братства Розы и Креста. Часть 5.

Мы продолжаем публикацию третьего розенкрейцерского манифеста. Этот манифест был написан членами Верховного Совета розенкрейцерского Братства в 2001 году.


Переходя к вопросу об искусстве, мы полагаем, что оно за прошедшие века и, в особенности, десятилетия неуклонно тяготело ко всё большей интеллектуализации и тем самым ко всё большей абстракции. Данная тенденция расколола искусство на два противоположных течения: искусство для элиты и искусство популярное. Искусство для элиты часто абстрактно и потому понятно лишь кругу так называемых посвящённых - или считающих себя таковыми. Такому искусству для элиты противостоит искусство популярное, делающее акцент на конкретности выражения - порой чрезмерной. Но, как известно, крайности сходятся, и поэтому, как ни парадоксально, оба течения всё глубже и глубже увязают в материальном. Это означает, что искусство, подобно большинству сфер человеческой деятельности, стало материалистическим и по форме, и по содержанию. Сегодня оно в гораздо большей степени отражает порывы человеческого "эго", чем возвышенные устремления души, и это весьма печально.

На наш взгляд, истинно вдохновенное искусство должно воплощать на человеческом уровне красоту и чистоту уровня Божественного. Чтобы содействовать духовному Возрождению Человечества, искусство должно также, как нам кажется, черпать своё вдохновение в архетипах (первообразах), присущих миру Природы, Вселенной и Духовности. Поэтому художнику необходимо тянуться ввысь, чтобы "подняться" до этих архетипов, но никоим образом не "опускаться" до уровня банальнейших стереотипов. Одновременно искусство должно тяготеть к некоему эстетическому идеалу. Таковы, как мы считаем, два важнейших условия, исполнив которые, искусство сможет реально помочь возвышению человеческого сознания и стать выражением Космической Гармонии, воплощённой на Земле человеком.

***

Часто взаимоотношения между людьми основываются на расчёте, и такие отношения оставляют всё меньше места для альтруизма. Конечно, проявления солидарности существуют, но чаще всего такое происходит в связи с катастрофами, наводнениями, ураганами, землетрясениями и т.д. В обычных условиях люди склонны руководствоваться правилом "каждый за себя". Нам представляется, что растущий индивидуализм человека есть одно из последствий крайнего материализма, господствующего в современном обществе. Однако возникшая разобщённость между людьми рано или поздно должна породить у человека желание и потребность вновь войти в контакт с окружающими - одиночество заставит каждого сосредоточиться на своей внутренней жизни и, в конце концов, открыться миру Духовности.

Значительную тревогу вызывает у нас распространение насилия. Конечно, жестокость и насилие существовали всегда, но сегодня они всё чаще проявляется в поведении отдельных индивидуумов. И, что ещё более страшно, жестокость "помолодела". Сегодня, в начале ХХI века, ребёнок может хладнокровно убить другого! Помимо реального насилия, существует также виртуальное насилие, которое вторгается в нашу жизнь с теле- и киноэкранов. Первое насилие порождает второе, которое в свою очередь питает собой первое, создавая тем самым порочный круг, который давно пора разорвать. Бесспорно, что насилие имеет многочисленные причины, такие как нищета, распад семей, желание отомстить, потребность в подавлении другого, чувство попранной справедливости и т.д., однако более всего насилие провоцируется самим же насилием. Нет сомнения, что культ насилия губителен, и он не может служить созидательным целям, в особенности сейчас, когда впервые в Истории Человечество способно уничтожить само себя в масштабе всей планеты.

Парадокс современности заключается в том, что в эпоху коммуникации люди практически перестали общаться. Члены семьи могут почти не общаться друг с другом - они слушают радио, смотрят телевизор или "путешествуют" по Интернету. То же происходит и в более широком социальном масштабе: телекоммуникация заменила собой коммуникацию, то есть общение как таковое.

Увеличивается одиночество Человека, а с ним и его индивидуализм, о чём уже говорилось выше. Не поймите превратно: индивидуализм, понимаемый как природное право человека жить своей отдельной жизнью и нести ответственность за себя, отнюдь не кажется нам достойным осуждения, совсем наоборот. Но то, что сегодня он превратился в образ жизни, основанной на отрицании другого человека, кажется нам очень тревожным обстоятельством, ведущим к утрате внутрисемейных уз и распаду социальных сообществ.

Как ни парадоксально, но, по нашему мнению, нынешний недостаток общения между людьми в известной мере связан с переизбытком информации. Разумеется, мы никоим образом не оспариваем основополагающее для любой истинной демократии право распространять и получать информацию. Тем не менее, нам кажется, что информация стала одновременно избыточной и вездесущей, породив свою противоположность - дезинформацию. Мы также сожалеем, что в центре внимания средств информации находится непрочность нашего земного бытия и негативные проявления человеческого поведения. Тем самым информация, как минимум, вырабатывает у нас пессимистический взгляд на вещи, создаёт ощущение тоски и безвыходности, а в худшем случае пробуждает у человека чувства подозрительности, отчуждённости и злобы. На существующие в мире уродства указывать не возбраняется, однако гораздо нужнее раскрывать людям красоту бытия. Сегодня более, чем когда-либо, мир нуждается в оптимизме, надежде и единении.

Способность Человека понять другого может послужить мощным импульсом к движению вперёд, гораздо более весомым, нежели все научно-технические достижения ХХ века. Вот почему в любом человеческом сообществе должны поощряться непосредственные контакты между людьми, а также открытость этого сообщества к миру в целом. Мы поддерживаем идею сплочения людей в единое человеческое Братство, где каждый является Гражданином мира, а это кладёт конец любой дискриминации или сегрегации - расовой, этнической, социальной, политической или какой-либо ещё. Главной целью наших усилий должно стать установление Культуры Мирного Мира, основанной на интеграции и сотрудничестве - именно этим всегда занимались розенкрейцеры. По сущности своей Человечество едино, и его благо зиждется на благе всех и каждого из людей без исключения.

***

Что касается взаимоотношений Человека с Природой, то мы полагаем, что в мировом масштабе они никогда не были хуже, чем сейчас. Общеизвестно, что человеческая деятельность приводит ко всё более и более разрушительным, губительным для природной среды последствиям. Очевидно, однако, что выживание человечества напрямую зависит от способности последнего беречь равновесие в природе. Развитие Цивилизации породило множество опасностей: они связаны и с биологическими манипуляциями в отношении продуктов питания, и с широкомасштабным использованием веществ, загрязняющих окружающую среду, и с почти бесконтрольным накоплением ядерных отходов - мы перечисляем здесь лишь главнейшие области риска. Охрана Природы (а тем самым и спасение Человечества от гибели) ныне является вопросом гражданской ответственности каждого, тогда как прежде им занимались только специалисты. Более того - среди всех проблем современного мира эта проблема сегодня выходит на первый план. Это тем более важно, потому что сама концепция Природы сейчас изменилась. Человек выступает здесь кровно заинтересованной стороной, так что ныне не может быть и речи о "Природе в себе". Природа будет такой, какой Человек захочет её видеть.

Одной из особенностей нынешней эпохи является значительное энергопотребление. Само по себе оно, возможно, и не вызывало бы такой тревоги, если бы проводилось разумным образом. Однако мы видим, что природные ресурсы эксплуатируются сверх всякой меры и их запасы постепенно иссякают (уголь, газ, нефть). Кроме того, некоторые энергетические источники (ядерные станции) представляют серьёзную опасность, с трудом поддающуюся надёжному контролю. Несмотря на недавние попытки согласованных усилий по борьбе с выбросом газов, создающих парниковый эффект, с расширением пустынь, исчезновением лесов, загрязнением океанических вод и т.д., всему этому не противопоставлены какие-либо целенаправленные адекватные меры. Помимо серьёзной угрозы, которой чревато для Человечества разрушение среды его обитания, это разрушение свидетельствует также о недостатке зрелости - как отдельных людей, так и целых людских сообществ. Мы абсолютно убеждены, что нынешние причуды климата и связанные с ними катаклизмы - ураганы, наводнения и т.д. - есть следствие агрессивного обращения человека с нашей планетой на протяжении длительного времени.

Не подлежит сомнению, что в будущем ещё более остро встанет другая важнейшая проблема - проблема воды. Вода - элемент, абсолютно необходимый для поддержания и развития жизни. Всё живущее на Земле нуждается в воде в том или ином её виде. Человек не составляет исключения, подчиняясь тому же природному закону, хотя бы потому, что его тело на 70% состоит из воды. Однако для примерно одной шестой части населения земного шара доступность пресной воды сегодня ограничена, а спустя полвека из-за роста народонаселения и загрязнения больших и малых рек данная цифра вполне может возрасти до одной четвёрти. Крупнейшие специалисты сегодня единодушны во мнении, что в наступившем веке "белое золото" как ценнейший ресурс займёт место "чёрного золота", со всеми вытекающими из этого возможными конфликтами. Вот почему осознание этой проблемы в мировом масштабе сегодня также стоит на повестке дня.

Загрязнение атмосферы представляет не меньшую опасность для жизни на планете в целом и для человеческого рода в частности. Промышленность, отопительные системы и транспорт виновны в снижении качества атмосферного воздуха и его загрязнении, и это весьма опасно для общественного здоровья. В наибольшей степени этим воздействиям подвержены города, и по мере растущей урбанизации загрязнение атмосферы распространяется на всё новые территории. Рост городов в принципе оказывает губительное воздействие на общество и нарушает его равновесие. В данном вопросе мы согласны с уже цитированным нами ранее Платоном, который в своё время заявил: "Город может расти до тех пределов, пока он остаётся единым целым, но не более". Гигантизм не способствует гуманизму в нашем понимании - он влечёт за собой внутренние разлады в рамках мегаполиса, порождает социальное неблагополучие, понижает уровень общественной безопасности.

Отношение Человека к животным есть часть его отношений с Природой. Он обязан любить и уважать их. И мы, и они являемся звеньями единой цепи жизни в её земном проявлении и служим делу Эволюции. На своём уровне они также являются носителями Божественной Души и участниками свершения Божественного Плана. Мы даже полагаем, что животным, наиболее продвинутым на пути эволюции, в будущем предстоит родиться людьми. Вот почему мы считаем, что многие из них содержатся и умерщвляются самым недостойным образом. Вивисекция же, на наш взгляд, есть проявление варварства. В принципе мы считаем, что все живущие на земле существа суть члены единого Братства. Мы также согласны с мыслью, традиционно приписываемой Пифагору: "Пока люди будут безжалостно уничтожать живые существа из низших царств, они не будут знать ни здоровья, ни мира. До той поры, пока они будут убивать животных, они также будут убивать и друг друга. Воистину, тот, кто сеет семена смерти и страдания, не может пожинать плодов радости и любви".

***

Переходя к вопросу взаимоотношений Человека со Вселенной, мы подчеркнём, что в основе их лежит взаимозависимость. Человек - дитя Земли, а Земля - дитя Вселенной, вот почему Человек также есть дитя Вселенной. Атомы, из которых слагается человеческое тело, принадлежат Природе, их можно обнаружить в самых дальних пределах Космоса; именно поэтому астрофизики утверждают, что "Человек есть дитя звёзд". Но если Человек всем обязан Вселенной, Вселенная также многим обязана ему: не самим своим бытием, разумеется, но своим смыслом. В самом деле, чем была бы Вселенная, если бы её не могли созерцать глаза Человека, если бы его сознание не могло объять её, а его душа отражаться в ней? По сути дела, Вселенной и Человеку необходимо знать друг друга и узнавать себя друг в друге, как о том свидетельствует древнее изречение: "Познай самого себя - и ты познаешь мир и Богов".

Сказанное не означает, однако, что мы придерживаемся антропоцентрической концепции Творения. Мы не ставим Человека в центр Божественного Плана. Скорее можно сказать, что мы сосредоточиваем свой интерес на Человечестве. По нашему мнению, его присутствие на Земле не есть результат случайного стечения обстоятельств, но плод Замысла вселенского Разума, обычно именуемого "Богом". Однако, если Бог, в силу Своей Всеобъемлющей сущности, непостижим и невыразим, то законы, посредством которых Он проявляет себя в Творении, таковыми не являются. Как мы уже указывали, Человек может, если не должен, изучать эти законы и применять их для собственного материального и духовного блага. Мы полагаем даже, что их постижение и применение в жизни не только придают смысл его бытию, но и обеспечивают его счастье.

В связи с отношениями между Человеком и Вселенной также встаёт вопрос: есть ли жизнь где-либо, помимо Земли? Мы совершенно убеждены, что это так. Поскольку во Вселенной насчитывается примерно сто миллиардов галактик, а в каждой из галактик - примерно сто миллиардов звёзд, вероятно, существуют миллионы планетных систем, схожих с нашей. Поэтому полагать, что обитаема лишь наша планета, есть проявление ограниченности и определённого эгоцентризма. Среди форм жизни, бытующих в других мирах, некоторые, вероятно, находятся на более высокой эволюционной ступени, нежели жизнь на нашей планете, а другие - на более низкой. Однако все они являются частью Божественного Плана и участвуют в космической Эволюции. Вопрос о том, могут ли инопланетяне вступить в контакт с земным Человечеством, решается нами скорее положительно, но это не значит, что мы пребываем в их ожидании. У нас другие приоритеты. Однако тот момент, когда подобный контакт состоится - а он состоится непременно - будет абсолютно беспрецедентным событием. Ведь тогда История Человека сольётся со Вселенской Жизнью…

Окончание следует...


2. Великие мистики . Эммануил Сведенборг (1688-1772).

Мы хотим предложить вашему вниманию жизнеописание и фрагмент из работ Эммануила Сведенборга, знаменитого учёного и мистика позднего средневековья.


Эммануил Сведенборг родился 29 января 1688 года. Его отец, Еспер Сведберг был профессором богословия в Уппсальском университете и настоятелем собора. Позднее он стал епископом в Скаре. Так как достоинство епископского сана требовало перехода в высшее дворянское звание, то фамилия семьи Сведберг была изменена на Сведенборг.

В доме епископа, за семейным столом, за которым часто собиралось представительное собрание наиболее влиятельнейших и известнейших священнослужителей Шведской Короны, постоянно велись беседы на разнообразнейшие религиозные темы. Как писал впоследствии сам Сведенборг, вспоминая о своих детских годах, "я, с самого своего раннего возраста, постоянно был охвачен мыслями о Боге, спасении и духовных страданиях людей". Но особенно интересным фактом из биографии его семьи является то, что его отец, лютеранский епископ, воспитывал детей лишь в общих принципах христианской веры, выбор же конфессии он оставлял за ними самими, до достижения ими сознательного возраста.

В 1699 году юный Эммануил поступил на философский факультет Уппсальского университета. Несмотря на свои религиозные наклонности (а возможно и благодаря им) его выбор не пал на богословский факультет, ибо ни одна из существовавших тогда в христианском мире теологических школ не смогла предоставить ему хоть сколь-нибудь удовлетворившего бы его ответа на занимавшие тогда сознание его вопросы о сути Бога, вселенной и человеческого бытия.

После университета, где Сведенборг получил прекрасное образование (в частности, в совершенстве изучив латынь, греческий и древнееврейский), он всю первую половину своей жизни интенсивно занимался самообразованием. Ему удалось либо самостоятельно, либо под руководством опытных преподавателей изучить физику, астрономию и главные из естественных наук. Позднее он занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Его труды по обработке металлов принципиально изменили положение дел в этой отрасли производства и не потеряли своей актуальности даже в настоящее время. Историки науки считают его "отцом" таких дисциплин, как, скажем, минералогия, или же физиология мозга. Его натурфилософские работы поднимались до уровня аналогичных опытов Ньютона, а некоторые его блестящие прозрения предвосхитили выводы о сути материи, к которым современная физика приблизилась, лишь в двадцатом веке, посредством квантовой механики.

Но какие бы научные дисциплины не доводилось бы постигать и развивать Сведенборгу на протяжении многолетней его научной карьеры, красной нитью через всю его жизнь проходил завет, который дал ему отец, покидая Уппсалу для исполнения пастырского своего долга в другом приходе: "Молю тебя, дабы ты боялся и любил Бога превыше всего остального в мире, ибо без страха Божьего все науки и все занятия ничего не стоят, но способны причинить исключительно один лишь вред." Неизменным спутником всей жизни его жизни, и неизменным маяком и вдохновителем любых его размышлений, поисков, философских или же научных выводов и заключений, всегда и в любых обстоятельствах оставалась священная книга его детства - Библия, и сквозь все свои научные занятия, опыты и обобщения Сведенборг неизменно стремился узреть и постигнуть исключительно лишь абсолютное Божественное основание вселенной и ту единую связующую нить, посредством которой и содержится всё творение в неизменном единстве со своим Творцом.

И, однако же, невзирая на все удивительнейшие прозрения его, подчас намного превосходящие, в областях натурфилософской и естественнонаучной, даже самые высшие пределы современной ему науки, Сведенборг чувствовал, что постижение божественного основания вселенной с неизменным постоянством ускользает непрестанно от ума его, и что он настолько же ещё далёк от понимания Божественной сути бытия нашего в конце своей научной карьеры, насколько он был далёк от понимания этого и в самом её начале. Все его научные занятия, все его усилия на этом поприще, и все напряжения ума его в области постижения законов материального мира лишь подвели его, под конец, к уразумению им полной и совершенной невозможности оставаться хоть сколь-нибудь долее в рамках той простой, и по детски наивной христианской веры, в которой он был рожден, и в которой он был воспитан.

И, затем, для него наступает исключительно тяжкий период метаний, лихорадочных раздумий и тяжёлых духовных искушений, в которых его единственной опорой, его единственной надеждой, и его единственным утешением оставалась лишь неизменная и простая вера его детских лет во всемогущество и милосердие Господа нашего Иисуса Христа, заключённая для него отныне лишь в простых и незатейливых церковных песнопениях, которые память его хранила всю его сознательную жизнь, как свою самую величайшую драгоценность, и величайшее услаждение для своей души.

На протяжении 1744 и 1745 годов сознание Сведенборга смущено и взволновано было различными видениями. Дух его то повергался в пучины страха, то возносился к вершинам восторга и счастья. Нечто таинственное и необоримое свершалось в сознании старого учёного, нечто совершенно не зависевшее ни от его воли, ни от его желания, нечто, что увлекало утлый кораблик его слабого человеческого сознания в неизведанные и непостижимые для простых смертных глубины океана божественных провидений и прозрений, унося его туда стремительно и неостановимо, и ему, как кормчему, попавшему в самую пучину урагана, лишь оставалось, вцепившись из последних сил в штурвал, следовать по ветру, совершенно неведомым для него курсом, стараясь только сохранить остойчивость своего корабля и не дать ему опрокинуться в бушующую пучину водной стихии.

Пожалуй, сильнейшим из тех событий, которые довелось ему пережить в эти годы, было непосредственное посещение Господне, которого он удостоен был 6 апреля 1744 года.

Вечером того дня Сведенборг долго и напряжённо работал, а затем прилёг, и, постепенно, начал погружаться в состояние, промежуточное между бодрствованием и сном. И тут, как он позднее рассказывал сам, с ним произошло следующее:

"Спустя полчаса я услыхал над головою стук, после чего я испытал, при продолжающемся шуме, сильное потрясение с головы до ног. Мне показалось, будто надо мной находится нечто священное, потом я уснул. Примерно между 12 и 2 часами по мне снова пробежала дрожь с головы до ног, причём слышался такой шум, как если бы столкнулось множество ветров. Это привело меня в сильнейшее сотрясение и повергло ниц. В то мгновение, когда я был сброшен, я был в полном сознании, и видел, что сброшен, и дивился, что бы это могло значить. И, затем, я заговорил, как если бы слова извне были вложены в уста мои, и я произнёс: "О всемогущий Иисус Христос, то, что Ты, по Твоей великой милости, соизволяешь явится к столь великому грешнику, делает меня достойным твоей милости!" - Я сложил свои руки, и тогда показалось рука, которая крепко охватила мои руки - "Ты обещал оказывать милость всем грешникам, Ты не можешь не сдержать Своего слова!" И в то же мгновение я уже был на Его Лоне, и видел Его лицом к лицу, и это был облик со святейшим выражением, которого нельзя и описать. Облик Его был совершенно такой же, какой носил Он живя в мире."

Затем Господь заговорил со Сведенборгом, и спросил его, имеет ли он "Сертификат здоровья" ("Сертификат здоровья" (sundhetsbetyg (шв.)) - это документ, выдаваемый соответствующими чиновниками команде судна при оставлении кораблём порта). Сведенборг ответил Ему: "Господи, ты знаешь это лучше, чем я". "Хорошо, тогда начинай" - ответствовал Господь. И затем Он произнёс нечто, что Сведенборг истолковывал позднее как "Люби Меня подлинно", или как "Делай то, что пообещал". На что тот отвечал: "О, Боже, даруй мне благодать для этого! Я уразумел, что это выше моих сил!" После чего Сведенборг проснулся, содрогаясь.

Размышляя в полусне о случившемся с ним только что, он думал с изумлением: "Что это всё могло бы значить? Был ли это Христос, Сын Божий, Тот, Кого я увидел?" Он осознавал, что было бы величайшим грехом впасть в сомнение. "Но ведь нам заповедано испытывать духов?" - думал он. Сведенборг начал просматривать всю свою прошлую жизнь, как он был очищаем и приуготовляем, как он пал на лице своё, и как слова молитвы были вложены в уста его. И затем - "я уразумел, что ко мне явился Сам Сын Божий, нисшедший в таких громах, Кто поверг меня ниц против воли моей, и вложил мне молитву в уста мои; после чего я воскликнул: "Это был сам Иисус!" И затем я молился о благодати и любви, ибо это было дело Иисуса Христа, а не моё собственное. При этом я постоянно обливался слезами, не слезами печали - но слезами счастья и радости, оттого, что Господь наш соизволил явить благодать Свою такому недостойному грешнику как я".

Жизнь Сведенборга, постепенно, но неотвратимо преобразовывалась все эти годы, меняя, ступень за ступенью, само качество бытия своего. Господним наитием, во глубины сознания его вводилась, постепенно, особая Божественная Перцепция внутреннего духовного постижения, в свете которой и Священное Писание, и материальный мир постепенно приобретали для него совершенно новые, скрытые доселе от любого смертного, духовные очертания той подлинной, Божественной реальности, которая была скрыта в них доселе от взора человеческого.

И, наконец, наступил для Сведенборга тот день, когда завершилось, начатое по воле Господней, преобразование ума его природного, достигнув той степени просветления своего, которая предопределена ему была Самим Провидением Господним. И тогда Господь, явившись вновь к нему, уже в полной ясности сознания его, возгласил ему: "Я Господь Бог, Творец и Искупитель, Я избрал тебя для объяснения людям внутреннего духовного смысла Священного Писания и Сам буду внушать тебе то, что ты должен писать."

И, как записал сам Сведенборг впоследствии: "В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом."

Вся вторая половина жизни Сведенборга в мире была затем посвящена уже исключительно написанию разного рода теологических сочинений, в основном комментариям к Библии, которые составляют от 30 до 40 томов текста. Его религиозная деятельность решительно отличалась от практики сектантов, так как он, по свидетельству современников, не стремился вербовать прозелитов и навязывать свое мнение окружающим. Несмотря на это, он весьма часто подвергался ожесточенным нападкам со стороны некоторых теологов, и были попытки даже пресечь его деятельность административными мерами, впрочем, потерпевшие полный крах.

Вплоть до 1759 года Сведенборг публиковал свои книги анонимно, но в том году произошло событие, которое привлекло к имени его всеобщее внимание, и побудило читающую публику задуматься о возможной связи анонимно публикуемых книг, содержащих описания видений из потустороннего мира, с личностью почтенного шведского барона.

В июле этого года Сведенборг как-то был приглашён на обед к богатому купцу Вильяму Кастелю, жившему в городе Готтенберге (который удалён от Стокгольма на расстояние более 70 километров). Около шести часов вечера он внезапно вышел из комнаты в сад, откуда вернулся очень бледный и встревоженный, говоря, что в Стокгольме сильный пожар, и что пламя охватило уже значительную часть города. В беспокойстве он несколько раз после того оставлял комнаты, и объявил, наконец, что дом такого-то его знакомого уже обратился в пепел, и что его собственный дом находится в большой опасности. Выйдя ещё раз около восьми часов, он возвратился уже с лицом совершенно спокойным, говоря: "Слава Богу, пожар погашен, огонь остановлен за три дома до моего." Всё это произвело большое впечатление в городе, и дошло до сведения губернатора, который на другой день пригласил Сведенборга к себе и получил от него подтверждение всего сказанного им накануне, с описанием малейших подробностей пожара. Лишь на третий день в город прибыл гонец Стокгольмской торговой палаты, с подробностями пожара в столице. Вести, доставленные гонцом и рассказ Сведенборга совпали даже в мельчайших деталях.

Случай этот принёс Сведенборгу европейскую известность, и в дальнейшем ему достаточно часто докучали разнообразные посетители, умолявшие его разрешить ту или иную их проблему, для решения которой была необходима помощь от кого-либо, пребывающего уже в потустороннем мире.

Не занимаясь подобной практикой регулярно, Сведенборг, тем не менее, иногда и не оказывал подобным просителям. Об одном из таких случаев рассказывают следующую историю.

После внезапной кончины голландского посланника при стокгольмском дворе, графа Мартевиля, ко вдове его обратились с требованием значительной суммы денег, за поставку каких-то вещей в дом покойного, которую, как ей было известно, муж её заплатил в своё время. Однако она не могла представить, при этом, нужной квитанции, так как не знала, где её искать. В таком положении она, по совету своих знакомых, и более, впрочем, из любопытства, чем из каких-либо других побуждений, прибегла к Сведенборгу с просьбой узнать от покойного её мужа, где положена квитанция, на что и получила от него согласие. Через некоторое время Сведенборг пришёл к ней и объявил, что виделся с её мужем и получил от него обещание заняться немедленно поиском расписки. Ещё через восемь дней, к мадам Мартевиль во сне явился её муж, и сообщил ей, в каком именно месте находится спрятанная квитанция. Там она нашла не только расписку, но также и бриллиантовую заколку, которая до этого момента считалась безвозвратно утерянной. Когда к ней на следующее утро пришёл с визитом Сведенборг, то он, прежде чем она сообщила ему о находке, сказал ей что он опять встречал её мужа, но разговор их был очень короток, так как последний спешил к ней, чтобы рассказать, где искать расписку.

Ещё более удивительна история с секретом королевы. Шведская королева Луиза Ульрика, желая лично убедится в справедливости того, что ей рассказывали о духовидческих способностях Сведенборга, решила как-то подвергнуть его испытанию. Пригласив его во дворец, королева, между разговором, спросила у него, справедливо ли говорят, что он может общаться с умершими. Получив утвердительный ответ, она спросила его затем, не смог ли бы он принять от неё поручение к её умершему брату, принцу Вильгельму. Сведенборг отвечал, что исполнит её поручение с большим удовольствием, и королева, отведя его в сторону, изъявила желание узнать от него, о чем говорил с ней брат в последние минуты их свидания, перед самым отъездом её в Стокгольм. Королева очень хорошо знала, что принц никому бы не пересказал содержания их разговора, и она также никогда об этом ни с кем не говорила.

Через несколько дней Сведенборг опять посетил дворец и, по приглашению королевы, войдя с ней в особую комнату, в присутствии только государственного советника графа Шверина, остававшегося в некотором отдалении, передал ей разговор её с принцем, со всеми подробностями места, времени и обстоятельств, при которых он происходил. Королева при этом так была поражена, что почувствовала себя дурно, и пришла в себя лишь по прошествии нескольких минут.

Общественная репутация духовидца, сопровождаемая даже некоторым оттенком скандальности, разумеется, значительно осложняла Сведенборгу последние годы его жизни в нашем мире, а впоследствии служила не раз хорошим подспорьем всем недоброжелателям изложенного через него для человечества духовного Учения, а также и для всякого рода огульных и компрометирующих его обвинений.

Может даже показаться, что все эти способности его, и, уж тем более, их публичное проявление, были чем-то совершенно излишним, без чего Учение, изложенное им в его книгах, только выиграло бы. Но Провидение Господне, Которым попущены, были как экстраординарные способности Сведенборга, так и их проявление в том или ином случае, ничего не делает зря или же напрасно.

Как писал об этом сам Сведенборг, в книге "Духовный Дневник", видения из другого мира, полученные им благодаря способностям этим "даны сейчас вместо чудес, и если бы их не было, то люди не постигали бы качества, книгам этим присущего, не покупали бы их, не читали бы их, совершенно их не понимали бы, и не проникались бы ими, и им бы совершенно не верили бы, одним словом - оставались бы в полном неведении относительно предмета (там излагаемого). Те же, кто мнят себя образованными, те их просто отвергнут (в любом случае).

Окончательно же перешел Сведенборг в мир духовный, по завершении всех предписанных ему Господом трудов, 29 марта 1772 года, причём известно, что он, как минимум дважды, предсказал дату своей смерти.

Перед кончиной Сведенборга посетил ряд его друзей, многие из которых просили его, в преддверии смерти, и перед лицом близкой встречи с Создателем, подтвердить или опровергнуть истинность того Учения, которое было изложено им в его книгах. Всем им Сведенборг отвечал с одинаковой твёрдостью:

"Мною не написано ни одного слова лжи, я всегда говорил только правду. Если вы по-прежнему останетесь верны Господу, и пребудете всегда в служении Ему Единому, отвергая всяческое зло, как грех против Бога, и если вы будете снискивать и желать исключительно Слова Божьего, которое я призываю здесь в свидетели того, что всё сказанное мною, от первого и до последнего слова, пребывает в согласии с Божественной Истиной, то и вам также откроется истинность всего того, что сказано было в моём учении. Как несомненно то, что вы видите меня сейчас своими глазами, так несомненна и истинность всего того, что было мною написано. Я сказал бы вам и много более этого, если бы на то было соизволение Господне. Когда вечность примет вас, то вы сможете увидеть всё это уже своими собственными глазами, и тогда мы сможем обсудить с вами всё это до конца."



3. Фрагменты. Эммануил Сведенборг. Из книги "О Небесах, о мире духов и об аде".

Все, что есть на земле, соответствует небесам

103. В предшествующей главе было сказано, что такое соответствие, и также, что все части животного тела, как вообще, так и в особенности, суть соответствия; теперь по порядку следует показать, что все существующее на земле и вообще все существующее в мире есть соответствие.

104. Все, что есть на земле, относится вообще к одному из трех видов природы, называемых царствами, т.е. к животному, растительному или ископаемому. Предметы царства животного составляют соответствия первой степени, потому что они живут; предметы растительного царства суть соответствия второй степени, потому что они только растут; предметы царства ископаемого суть соответствия третьей степени, потому что они и не живут, и не растут. Соответствия в животном царстве суть разного рода живые существа, как ходящие и ползающие по земле, так и летающие по воздуху; исчислять их виды нет надобности, потому что они известны. К соответствиям царства растительного принадлежит все, что растет и цветет в садах, лесах, полях и равнинах; это также не требует отдельного поименования. К соответствиям царства ископаемого принадлежат все благородные и неблагородные металлы, простые и драгоценные камни, разного рода земли и также воды. Кроме этих произведений природы, все, что из них промыслом человека изготовлено для службы, как-то: разного рода пища, одеяния, жилища, постройки и тому подобное, - также принадлежит к соответствиям.

105. Все небесные тела: солнце, луна, звезды, также облака, тучи, дождь, гром, молния - суть соответствия. Явления, зависящие от солнца, от его присутствия или отсутствия, как-то: свет и тьма, тепло и холод, равно и зависящие от этих явлений времена года, называемые весной, летом, осенью и зимой, и времена дня, т.е. утро, полдень, вечер и ночь, суть также соответствия.

106. Словом, все, что есть в природе, от самого малого предмета и до самого большого, есть соответствие, потому что мир природный, со всеми своими принадлежностями, заимствует свое бытие и существование (existit et subsistit) от мира духовного, а тот и другой - от Божественного. Здесь сказано бытие и существование, потому что существование исходит от того же источника, от которого и первоначальное бытие: существование (subsistentia) есть непрестанное бытие (existentia); ничто не может существовать само по себе, но только от чего-либо предшествующего, следовательно, от первого начала, от которого если оно отделяется, то совершенно гибнет и уничтожается.

107. Все, что в природе имеет бытие и существует согласно Божественному порядку, есть соответствие. Божественный порядок строится Божественным благом, исходящим от Господа; он зачинается в самом Господе, постепенно исходит от Него через небеса на землю и тут оканчивается в своих последних степенях. Все, что в мире согласно с порядком, есть соответствие; с порядком же согласно всякое добро и все, что вполне годно к службе, ибо всякое добро становится добром по мере его службы; образ же его относится к истине, потому что истина есть образ добра. Вот почему все, что в целом мире и природе его находится в Божественном порядке, относится к добру и к истине.

108. Все, что мы встречаем в царствах животном и растительном, служит очевидным доказательством того, что все в мире заимствует свое бытие от Божественного начала и облекается в такие элементы, посредством которых может находиться в природе, отправлять службу и таким образом быть соответствием. В том и другом царстве есть такие предметы, что всякий, размыслив внутренне, легко убедится в их происхождении от небесного начала; из бесчисленного количества данных возьмем немногое для пояснения. Начнем с животного царства. Всем известно, какое удивительное знание дано каждому животному от рождения. Пчелы знают, как собирать мед на цветах и как строить из воска те ячейки, в которых они хранят свой мед, чтоб таким способом себя и своих снабдить пищей на предстоящую зиму. Их самка кладет яйца, а другие при этом прислуживают ей и замазывают их, чтоб родилось новое поколение. Они живут под каким-то управлением, образ которого им всем известен от рождения; полезных членов общины сохраняют, а бесполезных исключают, лишая их крыльев. Кроме того, в их управлении есть еще много чудного, данного им свыше ради службы: так, воск их служит для освещения целому роду человеческому, а мед их - для подслащения пищи. Каких чудес не видим мы в жизни гусениц, которые стоят на низшей ступени животного царства! Они умеют питаться соком листьев известных им растений, затем в определенный срок запрядаться в оболочку (куколку), в которой сидят, как бы в утробе, возрождая таким образом породу свою. Некоторые из них превращаются сперва в личинки и златницы и прядут ткань; по окончании работы облекаются в другое тело и украшаются крыльями; летают по воздуху, как бы в своих небесах, совершают браки, кладут яички и заботятся о своем потомстве. Кроме этих особенностей, все вообще животные, летающие по воздуху, не только знают пищу, которой им следует питаться, но даже и где ее найти; умеют, каждая порода по-своему, вить себе гнезда, класть в них яйца, высиживать их, выводить своих птенцов, кормить их и, наконец, когда они окрылятся, выгонять их из гнезда. Они также знают, каких врагов им избегать и с какими товарищами им водиться; все это знают они от самого детства. Не говорю уже про их яйца, в которых все готово в должном порядке для образования и питания зачинающегося птенца; умолчу также и о многих других чудесах природы, потому что их не исчислить. Кто после этого, мысля хоть несколько по здравому рассудку, скажет, что все эти чудеса не от духовного мира, которому природный служит телесной оболочкой, или для того, чтоб духовную причину представить в ее вещественном проявлении? Человек, несмотря на то что он много выше всех животных, обитающих землю и воздух, не родится, подобно им, с полным знанием необходимой для него науки, потому что животные живут в законах порядка своей жизни и за неимением рассудка не могут разрушить в себе того, что им дано из духовного мира. Человеку же дана от духовного мира способность мышления; извратив в себе эту способность жизнью, противной порядку, чему потворствовал рассудок его, он не может родиться иначе как в полном неведении и уже потом Божественными путями возвращаться к небесному порядку.

109. Что касается предметов растительного царства, то по многим его особенностям можно видеть, в чем состоят его соответствия. Например, из семян вырастают деревья, которые сперва покрываются листьями, а потом дают цвет и плод и в плодах этих образуют новые семена. Все это делается так последовательно и в таком удивительном порядке, что нельзя этого передать в нескольких словах; можно исписать целые книги, и все-таки внутренние тайны, относящиеся к ближайшим службам растительного царства, не будут исчерпаны наукой. Так как эти произведения происходят от духовного мира, или от небес, которые в образе своем подобны человеку (что было показано выше на своем месте), то и все принадлежащее этому царству несколько относится и к тому, что принадлежит человеку, как это уже известно некоторым ученым. Соответственность всего, что есть в растительном царстве, стала для меня очевидной из многих опытов. Рассматривая в садах деревья, плоды, цветы и овощи, я часто замечал их соответствия на небесах, беседовал с духами, находившимися в этих соответствиях, и научался их источнику и свойствам.

110. Никто в настоящее время не может иным путем, кроме небесного, изведать все духовные, небесам принадлежащие начала, которым соответствуют все природные, миру принадлежащие начала, потому что ныне наука соответствий вовсе утрачена; в чем, однако, состоит соответствие духовного с природным, я намерен пояснить несколькими примерами. Животные нашей земли вообще соответствуют чувствам (affectio); животные кроткие и полезные - чувствам добрым, дикие и бесполезные - чувствам злым, В частности же, быки и тельцы соответствуют чувствам, свойственным уму (mens) природному; овцы и ягнята - чувствам, свойственным уму духовному; птицы, смотря по породе своей, соответствуют разумным началам того и другого ума. По этой причине различные животные, как-то: быки, тельцы, овцы, козы, козлы, агнцы и ягнята, равно голуби и горлицы - употреблялись в церкви преобразовательной (repraesentativa) для священных служб, жертвоприношений и всесожжении; при таком их употреблении они соответствовали духовным началам, которые по соответствию понимались на небесах. Животные, смотря по родам и видам своим, суть действительно чувства (affectiones) по той причине, что они живут, а всякая жизнь от чувства и согласна с ним; на этом основании каждому животному прирождено знание, согласное с чувством его жизни. А как сам человек относительно природного своего человека походит на животное, то в обыкновенном разговоре он и уподобляется ему: если человек кроток, его называют овцой или агнцем; если он свиреп, его называют медведем или волком; если хитер - лисой или змеей и т.д.

111. Такая же соответственность находится и в предметах растительного царства. Сад вообще соответствует небесам относительно разумения и мудрости, поэтому в Слове небеса именуются вертоградом Божиим и раем и сам человек называет их раем небесным. Деревья, смотря по породам своим, соответствуют постижению и познанию блага и истины, через это даются разумение и мудрость; вот почему древние, обладавшие наукой соответствий, совершали свои священнослужения в рощах. По этой же причине мы так часто встречаем в Слове названия деревьев, как-то: виноградной лозы, маслины, кедра и других, которым уподобляются небеса, церковь и человек; плодам же древесным уподобляются добрые дела человеческие. Пища, получаемая из растений, в особенности зерно, снятое с поля, соответствует чувствам любви ко благу и к истине, потому что чувства эти (affectiones) питают жизнь духовную, подобно тому как пища земная питает жизнь природную. Хлеб вообще соответствует любви ко всякому благу потому, что он лучше всякой другой пищи поддерживает жизнь и что под его названием разумеется пища вообще. На основании этого соответствия сам Господь называет Себя хлебом жизни; по этой же причине хлебы употреблялись в священном служении Церкви израильской: они возлагались в скинии на престол и назывались хлебами предложения; поэтому и всякое Божественное служение, которое совершалось жертвоприношениями и всесожжениями, называлось хлебом. Ради этого самого соответствия священнейшее служение в Церкви христианской есть святая вечеря, в которой предлагаются хлеб и вино. Из этих немногих примеров можно видеть, в чем состоит соответствие.

112. Скажу теперь в немногих словах, каким образом совершается соединение небес с миром посредством соответствий. Царство Господне есть царство целей (finis - конец, цель), т.е. служб (usus), или, что то же, царство служб, т.е. целей. Поэтому Вселенная была создана и устроена Божественным началом таким образом, чтобы службы облекались везде в такие предметы, посредством которых они могли бы представиться в действии или проявлении сначала на небесах, а потом на земле, т.е. постепенно и последовательно до самых последних ступеней природы. Из этого ясно, что соответствие природных начал с духовными, или земного с небесным, совершается посредством служб, что службы соединяют то и другое и что внешние образы (или формы), в которые облекаются службы, настолько служат соответствиями и средствами соединения, насколько они суть образы, т.е. формы, служб. Все предметы, существующие в природном мире и его трояком царстве согласно с Божественным порядком, суть образы служб или проявления, образовавшиеся вследствие службы и ради службы; поэтому все эти предметы и суть соответствия. Что же касается человека, то насколько он живет согласно Божественному порядку, т.е. насколько он живет в любви к Господу и в милосердии к ближнему, настолько действия его суть службы в образе и соответствия, которыми он соединяется с небесами; любить Господа и ближнего значит вообще отправлять службу (usus praestare). К тому должно знать, что мир природный соединяется с духовным через человека, или, другими словами, что человек есть посредник (medium) этого соединения, потому что он причастен не только миру природному, но и духовному (см. н. 57); вследствие чего насколько он становится человеком духовным, настолько он становится и посредником этого соединения, и, наоборот, насколько он становится не духовным, а природным человеком, настолько он перестает быть таким посредником. Тем не менее, независимо от его посредства, Божественное наитие непрестанно сходит в мир и во все мирское в человеке, но только не в рассудочное начало его.

113. Как все согласное с Божественным порядком соответствует небесам, так все противное Божественному порядку соответствует аду. Все соответствующее небесам относится ко благу и истине, а соответствующее аду - ко злу и лжи.

114. Скажу теперь несколько слов о науке соответствий и о службе ее. Перед этим говорилось, что духовный мир, т.е. небеса, соединяются с миром природным посредством соответствий и что, следовательно, через них человек сообщается с небесами. Небесные ангелы не мыслят, как человек, по-природному, а по-духовному, и потому человек, знакомый с наукой соответствий, может мысленно быть вместе с ангелами и путем этим соединяться с ними относительно своего духовного, или внутреннего, человека. С той целью, чтоб человек мог соединяться с небесами, Слово Божие написано одними соответствиями: все, что содержится в нем до последней частицы, есть соответствие; поэтому если б человек был знаком с наукой соответствий, то он мог бы разуметь Слово в его духовном смысле и познать такие тайны, которых по смыслу буквы вовсе не видно. В Слове есть два смысла: один буквальный, а другой духовный. Смысл буквальный говорит о земном, а духовный о небесном; а так как соединение небес с миром совершается через соответствия, то и Слово дано было в таком виде, чтоб в нем все, до последней йоты, имело свое соответствие.

115. Мне было сказано на небесах, что древнейшие жители нашей земли, как люди небесные, мыслили по самым соответствиям и что земная природа, бывшая пред их глазами, служила им средством для такого мышления. Люди эти сообщались с ангелами и беседовали с ними, так что через них небеса соединялись с землей. На этом основании то время и было названо золотым веком; древние писатели говорят даже, что в тот век небесные жители обитали с людьми и находились в сообществе их, как друзья с друзьями. Затем, как мне было сказано, возникло Другое поколение людей, которые не мыслили по самым соответствиям, но по науке соответствий; соединение небес с человеком все еще продолжалось, но уже не было столь внутренним; это время названо серебряным веком. После того настало поколение, которое хотя и знало соответствия, но не мыслило по науке их, потому что жило в природном благе, а не в духовном, как предшественники его; это время названо медным веком. После этого человек стал постепенно внешним и наконец плотским; тогда наука соответствий совершенно утратилась, а с ней познание небес и многого к ним относящегося. Века эти были названы золотым, серебряным и медным по соответствиям, ибо золото означает небесное благо, в котором жило древнейшее поколение людей; серебро - духовное благо, в котором жило наставшее затем древнее поколение; а медь - благо природное, в котором находилось следующее потомство; что же касается железа, по имени которого был назван последний век, то оно означает истину жесткую без блага.



4. Жемчужины мудрости. Фраза.

"Мысль должна быть направлена на необъятное"
Марсилио Фичино (1433 - 1499)


Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное