Американские режиссёры так любят снимать фильмы о Голливуде, что их можно выделить в отдельный жанр. Достаточно вспомнить хоть сравнительно недавний "Да здравствует Цезарь", хоть "Пурпурную розу Каира". "Манк" - ещё одно обращение к великому прошлому американского кино, причём к одной из главных его страниц. Хотя "Гражданин Кейн" считается персональным триумфом и катастрофой Орсона Уэллса, но саму историю о взлёте и падении
газетного магната Кейна придумал Герман Манкевич, или Манк - для своих. Несмотря на "Оскар" за лучший сценарий, его имя до прошлого года было мало кому известно. Знатоки кино скорее бы вспомнили его брата Джо, снявшего "Всё о Еве" и ещё множество гремевших в своё время фильмов.
Гэри Олдмен играет крайне неудобного человека: наделённый острым умом и сыплющий циничными шуточками, Манк запросто может сказать неудобную правду сильным мира сего. В первую очередь это относится к голливудским продюсерам - его непосредственным работодателям, которые вынуждены терпеть эту занозу. Но не щадит он и Уильяма Хёрста - человека, который держит в кулаке всю газетную индустрию Штатов. Именно он был прообразом Кейна и он приложил руку к коммерческому провалу фильма. Однако отношения Хёрста и Манка
сложнее: они интересны друг другу как два умных и незаурядных человека.
Фильм построен нелинейно - как нелинейно и повествование "Гражданина Кейна". В бесконечных флешбэках мы узнаём непростой характер Манка - то ли нонконформиста, решившего идти против системы, то ли "обезьянки шарманщика", решившей, что вокруг неё вращается мир. Есть и самое простое объяснение: он всего лишь алкоголик, который не держит себя в руках.
Финчер не даёт однозначных ответов, отдельные штрихи складываются в портрет, но вот выводы каждый делает для себя сам.