"Цой" (98 мин.) - водитель автобуса, сбивший Цоя, везёт гроб и нескольких близких музыканта из Латвии в Ленинград.
У фильма Алексея Учителя было как минимум две потенциальных фишки. Во-первых, необычный взгляд на историю, уже ставшую легендой. Что чувствует человек, за которым объективно нет вины, однако, по роковой случайности, именно он стал причиной чьей-то смерти? Тем более - любимца сотен тысяч, а может, и миллионов граждан распадающегося Союза? И, во-вторых, герметичная история: несколько человек, запертых в автобусе, должны не просто преодолеть расстояние от Тукумса до Ленинграда, но еще - смириться с потерей,
простить друг другу прошлые обиды и научиться жить в мире, в котором Виктора нет, а они все - есть.
К сожалению, обе эти задачи провалены. Вымышленный водитель, которого играет Евгений Цыганов, полностью укладывается в клише "простой хороший парень" и выделяется только своей ненужной любвеобильностью. Муки совести у него, наверное, есть, но в поступки это как-то не выливается. Остальные герои тоже оказываются совершенно шаблонными, несмотря на то, что авторы решили изобразить реальных людей из ближайшего окружения Цоя. Тем не менее, настоящих имён им не дали, что, может быть, и к лучшему. Потому что мы
видим парад карикатур: музыкант-алкоголик, циничный продюсер, безумная поклонница... Из общего ряда выбивается только вдова певца (Марьяна Спивак). Видимо, слишком яркой и неординарной была реальная Марьяна Цой, чтобы свести её к какому-нибудь стандартному типажу. Вместо живых людей получились картонные фигурки, неспособные к развитию, поэтому путешествие их никак не меняет.
Иногда кажется, что лучше всех в фильме сыграл автобус: симпатичный старенький оранжевый ПАЗ. Он то преследует девушку, бегущую по полю, то пытается утонуть, то задыхается от скорости... Да, снято действительно красиво. Видами Латвии просто любуешься, однако люди портят всю картину. Слишком много фальши, условности и приблизительности, чтобы поверить в происходящее на экране.