"Дюну" я собиралась читать еще с весны, когда анонсировали выход новой экранизации (Дени Вильнёв, Тимоти Шаламе и компания).
С тех пор все людские планы пошли прахом, но фильм рассчитывают выпустить в кинотеатрах в декабре. Летних месяцев мне как раз хватило на 700-страничную книгу. И если
бралась я за неё как за очередную космооперу, с первых страниц стало ясно, что всё намного серьёзнее.
В памяти постепенно гасли кислотные кадры из экранизации Дэвида Линча и становилось понятно, почему критики и фанаты романа невзлюбили старый фильм. Это очень яркая
история. Разбросанные по космосу аристократические правящие дома, где средневековая жестокость соседствует с футуристическими изобретениями. Сама планета Дюна, с её
песками, скрывающими Пряность, и будоражащими воображение гигантскими червями. Ясновидящие всех мастей, которые подпитывают свои способности Пряностью. И, разумеется,
главный герой, Пол Атрейдес, который по ходу сюжета развивает свой дар, совершенствует боевое искусство и пытается восстановить справедливость и для своей семьи, и для
мира.
В фильме все эти захватывающие подробности гипертрофированы, они действуют на чувства, не оставляя места размышлению. Тогда как книга - про одинокий путь человека,
которому дано намного больше, чем окружающим, но потому с него больше и спросится. И ближайший аналог для меня - "Трудно быть богом". Удивительно, что оба романа были
написаны в одни и те же годы (1963-1965). Плюс сильное влияние восточной философии, которая тогда как раз входила в моду. Поэтому ещё один "родственник" "Дюны" -
"Звёздные войны", в которых также заметны мотивы буддизма.
Роман действительно создаёт свой мир, в котором хочется остаться, - недаром же Фрэнк Герберт писал продолжения на протяжении всей жизни, а после его смерти дело
продолжил его сын, написавший в соавторстве больше десятка вариаций на тему "Дюны". Тем не менее, исходный текст - вещь настолько сильная и цельная, что после него не
хочется ни продолжений, ни даже многообещающих экранизаций - чтобы не испортить впечатление.