"Маяк" (The Lighthouse, 110 мин.). Не было ни времени, ни места, ни имен. Два человека
оказались на уединенном острове в бушующем море, им предстояло нести вахту на маяке. Младший не знал, что происходит. Старший не хотел с ним считаться. У обоих не было
выбора.
"Маяк" напоминает всё сразу - "Франкенштейна" с его мельницей, "Птиц" Хичкока, "Гамлета" с его безумием при норд-норд-весте. Есть еще "Как я провел этим летом", но вряд ли так было задумано.
Хроника ужасных событиях, произошедших с двумя мужчинами на пустынном острове, отталкивает и манит одновременно. С отвратительным всё понятно - гротескный герой
Уиллема Дефо, старый моряк, списанный на берег, не стесняется проявлений своего организма, а сама жизнь на острове грязна и убога.
Его молодой напарник, молчаливый лесоруб, сыгранный Робертом Паттинсоном, хранит свою ужасную тайну. Но и старик оказывается непрост.
Режиссер Роберт Эггерс спрессовал все истории о моряках и пиратах, от старинного поверья о Дэви Джонсе до "Моби Дика" и "Старого Морехода", и вылепил из них свою
легенду - дикую и запускающую щупальца глубоко в воспоминания, так, чтобы пробрало каждого.
Над смыслом полученного можно долго ломать голову. Может быть, ключ ко всему - больной разум, как в "Острове проклятых"? Что из увиденного происходит в реальности, а что - лишь в
воспаленном сознании героя? Проходит ли его душа путь освобождения от власти отца? Или от собственного ужасного прошлого? Вершина маяка, к которой он стремится, - это
свет знания или блуждающий огонь, зажженный злыми духами?
Вопросы звучат и звучат в голове, вызывая в памяти страшную сказку, будто рассказанную при свете свечи.