"Зеленая книга" (Green Book, реж. Питер Фаррелли, 130 мин.) - реально существовавший
путеводитель для черных автомобилистов, путешествующих по южным штатам. В начале 60-х, когда сегрегация еще была в полной силе, чернокожих пускали далеко не в каждый
мотель или ресторан, и для собственного спокойствия им рекомендовалось заранее изучить список разрешенных мест.
В эти годы чернокожий пианист Дон Ширли (Махершала Али) решил отправиться в турне по американскому Югу. Обладатель несомненного таланта, тонкого вкуса и достаточного
состояния, он мог бы продолжать выступать перед либеральной нью-йоркской публикой и не соваться туда, где смотрят в первую очередь на цвет кожи. Понимая, что
путешествие не будет простым, Ширли искал водителя с особыми талантами. Выбор пал на Тони Валлелонгу (Вигго Мортенсен) по прозвищу "Болтун" - выходца из итальянского
квартала, который работал вышибалой в баре и действительно мог уболтать любого. А еще Тони был полуграмотным бедняком с соответствующими манерами. И совершенно
искренне ненавидел черных, считая, что они недалеко ушли от обезьян.
И вот два месяца в дороге. Двое мужчин, настолько разных, насколько это возможно, должны найти общий язык и выполнить контракт: объехать пару десятков городов и в
каждом дать концерт. Яркая комическая линия сближения противоположностей вскоре пересекается с трагической: на Юге простой шоферюга внезапно получает больше прав, чем
его высокомерный хозяин. И если для Тони это становится неожиданностью, Дон, похоже, и задумал свое путешествие для развенчания иллюзий.
Хотя главным героем остается Тони, меняющий свой взгляд на мир (сценарий написан по воспоминаниям его сына Ника), фигура Дона намного интереснее. Это человек, который
нигде и никогда не чувствует себя своим. Любые попытки причислить его к чернокожим ему противны: он не слушает "черную" музыку, не любит "черную" еду, не общается с
родственниками. Он хочет быть "просто человеком" и "просто музыкантом", однако окружающие видят в нем прежде всего негра. И от этого его единственным другом
оказывается ежедневная бутылка виски. Турне только усиливает ощущение раздвоенности: одни и те же люди, принимающие музыканта, могут выказывать восхищение его талантом
и через минуту совершенно искренне говорить: "Но в ресторан же вам нельзя! Идите в забегаловку для "ваших" у дороги".
Простая мысль, что не все покупается за деньги, становится открытием для Дона. И оттого он так тянется к весельчаку Тони. Ведущий и ведомый в этом дуэте в очередной
раз меняются местами, а фильм перестает быть иллюстрацией одного исторического периода и выходит на универсальный уровень. Предвзятость, одиночество, богатство и
бедность существуют во всех странах, и определить отношение к ним важно всем, так же, как это необходимо было Дону.