Хотя "Лобстер" (The Lobster, реж. Гиоргос Лантимос, 118 мин.) и маскируется под антиутопию, ее
трудно принять всерьез. Фильм рассказывает о мире, в котором нельзя быть одинокими. Людей, оставшихся без пары, немедленно отправляют в Отель, где они должны за 45
дней найти себе супруга. Если же среди нескольких десятков постояльцев не будет того единственного и неповторимого, неудачника превратят в какое-нибудь животное.
Некоторые бегут из Отеля в Лес, но там им приходится вступить в общину Одиночек, в которой преследуются любые сексуальные контакты. Главный герой (Колин Фаррелл) в
конце концов находит себе пару, однако счастья ему это не приносит.
Понятно, что мир, построенный на подобных принципах, развалился бы сразу же. А антиутопии рисуют устойчивый, но очень неприятный миропорядок. Впрочем, неприятного в
фильме через край. Однако ущербность ситуации скрыта не в устройстве общества, а в головах людей. Персонажи не могут любить, не могут нормально общаться, дружить,
помогать. Им кажется, что "родственная душа" - это человек с теми же физическими дефектами.
Откуда берется эта душевная атрофия, распад смыслов и утрата чувств? Вряд ли стоит рассматривать "Лобстер" как пародию на конкретные страны или режимы. Скорее, это
размышление о том, с какого момента любовь превращается из движущей силы в удушающую? Фильм дает три сценария того, как не надо любить, и доводит до абсурда
популярные мифы об отношениях. Мы видим, в какой кошмар превращаются при прямолинейном подходе трогательные идеи вроде "любви с первого взгляда и на всю жизнь", "меня
никто не любит" или "я все отдам ради любимого". Правда, сарказм авторов рискует остаться незамеченным, как верблюд в осеннем лесу. А вот глаза мертвых зверей
запомнятся надолго.