Я не читала великого романа Гюго, написанного 150 лет назад, и не видела
знаменитый мюзикл, поставленный 30 лет назад в Париже и ставший одним из самых
успешных в истории. Если не считать двух страниц про Гавроша в школьной
хрестоматии, для меня "Отверженные" (Les Miserables, 157 мин.) начались с фильма Тома Хупера.
Поэтому я одномоментно получила грандиозную драму, прекрасный мюзикл и талантливый
фильм. Сложно сказать, что в нем подействовало на меня сильнее, хотя у меня и есть
подсказки в виде 8 номинаций на "Оскар", среди которых
"Лучшая мужская роль" (Хью Джекман), "Лучшая женская роль второго плана" (Энн
Хэтэуэй), лучшая песня, а также костюмы, грим и прически.
Прежде всего - удивительное сочетание мюзикла, требующего условности, и полной
достоверности действия. Я смотрела в лица актеров и видела не любимцев публики, а
страдающих, мятущихся героев. Я видела, как стареет Жан Вальжан, как на его лице
появляются морщины и угасает взгляд. И это было живое лицо, а не подушка с гримом,
как в "Бенджамине Баттоне". Я видела страшно исхудавшую Фантину, с запавшими
глазами и гримасой отчаянья на лице. Озорной девчушки из "Дневников принцессы" не
было и в помине.
И то, что они все время поют - когда тяжко трудятся, когда мечтают, когда рыдают
от отчаянья, когда умирают - выглядит совершенно органично. О том, что
"Отверженные" были придуманы для сцены, вспоминаешь лишь однажды: парижские улицы
с баррикадами имеют совершенно опереточный вид.
Да еще шикарный комический дуэт супругов-трактирщиков (Саша Барон Коэн и Хелена
Бонэм Картер) разбавляет клоунадой историю человеческих страстей.