Признаюсь сразу: фильмов Сокурова я не смотрела уже давно. "Фауст" (Faust, 134 мин.) заявлен как последняя часть тетралогии, которую составляют "Телец",
"Молох" и "Солнце". Идея понятна: поговорили о властителях XX века, поговорим теперь о власти как таковой. И о той темной силе, которая эту власть дает
людям.
Но тема Фауста обязывает. Сюжет уже столько раз отработан в европейской культуре, что надо придумать нечто новое. И с этой задачей Сокуров справляется: его
Фауст (Йоханнес Цайлер) - не ученый, продавший душу дьяволу ради мирских удовольствий, как это было в европейских легендах, и не искатель смысла жизни, каким
был Фауст у Гете. Скорее, вспоминается пушкинская "Сцена из "Фауста": усталый, пресыщенный, потерявший ориентиры человек. Но аналогия весьма условная.
С дьяволом он связывается от безденежья и безразличия. И приходит в финале в пустоту. Хотя эта финальная пустота, на мой взгляд, самое приятное, что есть в
фильме. Потому что мир Фауста невыносимо отвратителен. Условный немецкий городок XIX века, где царят грязь, похоть и бессмыслица. Чудовищный ростовщик -
личина дьявола в исполнении Антона Адасинского. Распутные человечки в фантасмагорических костюмах, заполняющие кривые улочки, узкие, как кишки. Все это
физиологично до предела, уныло и омерзительно, и главное - не несет ясной смысловой нагрузки, как и мужские гениталии, которые нам показывают крупным планом
в начале фильма.
Самое обидное, что "Фауст" просто переполнен символами и причудливыми картинками, но они не объединены четкой идеей и потому не работают. Возникают аллюзии
на прежние фильмы Сокурова, вспоминается что-то из Тарковского, но все вместе не создает того нового прочтения классики, ради которого стоило затевать весь
этот труд.
Да, получилась еще одна фестивальная лента, еще один плевок в лицо общественному вкусу. Правда, это вкусы людей, застрявших в прошлом тысячелетии, нас-то
голым... не удивишь.