Я долго пыталась для себя сформулировать, о чем же "Опасный
метод" (A Dangerous Method, 99 мин.). То ли это историческая драма "из жизни основателей психоанализа", то ли история
о познании человеческой личности.
Как костюмный фильм "Опасный метод" явно удался: кружевными платьями Сабины Шпильрейн, Эммы Юнг и прочих дам, их шляпками, прическами и прочим можно
любоваться до бесконечности. Но вот загвоздка - Дэвид Кроненберг никогда не был замечен в интересе к подобного рода фильмам.
Напротив, бездны человеческой души занимают его куда больше. Вспомним "Голый завтрак", "Мадам Баттерфляй", "Автокатастрофу", "Экзистенцию". Да и "Муха" была
вполне себе кафкианской фантазией.
Тогда попробуем воспринять "Опасный метод" как фильм о "психоаналитике без психоанализа" - подобно сапожнику без сапог. Ведь так и получается: к молодому
доктору Юнгу поступает сложная пациентка, он начинает ее лечить беседами по методу своего кумира - доктора Фрейда, ей становится лучше, но через некоторое
время доктор замечает, что его собственные чувства выходят из-под контроля.
И, хотя ему лучше чем кому бы то ни было известно, что подавление сексуальности ведет к психическим расстройствам, доктор старается сохранять приличия. Из
этой битвы с самим собой и получается увлекательный почти двухчасовой фильм.
Причем искушает Юнга не одна только Сабина. В компании с такими светилами психоаналитики, как Фрейд и Отто Гросс, они пытаются завлечь Юнга в опасные сети,
предлагая каждый свое: секс, славу, свободу. И каждый хочет, чтобы именно ему доктор открыл свою душу.
Кто выиграл в этом поединке? Фильм не дает ответа. Юнг уходит в свои мистические сновидения, жизнь продолжается: женщины рожают детей, психоаналитики строчат
диссертации, мировая война все ближе...
Что же сказать про сам фильм? Исторический анекдот, красочный ликбез для тех, кто слышал фамилии Фрейда и Юнга, но никогда не интересовался психоанализом?
Пожалуй, да. Хорошие актерские работы? Это точно! И дело даже не в Кире Найтли, старательно изображающей уродливую психопатку. Как ни проталкивают ее на
первый план, интереснее все-таки Юнг - Фассбендер, уже получивший за эту роль несколько наград в разных странах. И Вигго Мортенсен - непременный участник
всех последних проектов Кроненберга.
Однако маловато будет! И получился ли фильм? Не знаю. Не уверена.