Никогда не любила "патриотические" фильмы, которые у нас обычно запускают к 4 ноября. Но, увидев в ролике
фильма "Царь"
Мамонова и Янковского, поняла, то смотреть это надо обязательно.
Рецензии обещали, что зрелище будет "не очень кровавым". Не знаю, может быть, в отношении
Ивана Грозного это и "не очень"... С удивлением поняла, что знаю об этом времени очень
немного: обрывочные факты из школьной программы плюс, конечно же, "Иван Васильевич". За легкостью этой комедии как-то
забылось главное: годы страха и тысячи жертв; чудовищный режим, который можно сравнить разве что со сталинским.
Однако режиссер Павел Лунгин и сценарист Алексей
Иванов не пошли по легкому пути и не стали изображать Грозного обезумевшим кровавым монстром -
это бы ничего не объяснило. Фильм начинается с молитвы Грозного: мы видим старика в рубище, припадающего к алтарю в отчаянной
попытке увидеть знак, найти истину, распознать ее среди козней врагов и лжи подхалимов. Но вот Грозный выходит из церкви и,
проходя через залы, облачается в царские одежды. Мятущийся, жалкий старик превращается во властителя жизни и смерти. Но
истина по-прежнему скрыта от него. В попытке вернуть себе душевный покой царь призывает друга детства, игумена Соловецкого
монастыря Филиппа, стать московским митрополитом. Филипп соглашается,
надеясь по мере сил противостоять кровавой бойне, которую устраивают опричники.
Филипп на экране рисковал стать еще одним воплощением стереотипа: благостный священник с готовыми ответами на все вопросы. Не
стал. Во многом - из-за таланта Янковского, для которого эта роль стала последней. И, конечно, мощнейшая личность самого
Филиппа здесь тоже сказалась.
Вообще, фильм получился противостоянием двух правд: Грозного, который в действительности с детства был окружен предателями и
в действительности был не только кровавым тираном, но и созидателем российского государства, и Филиппа, который знает, что
убивать нельзя. Просто нельзя, и все. И что любовь и доверие - сила не меньшая, чем топор. Филипп не сломлен, но убит. Как и
многие вокруг него - знать и простые люди, солдаты и монахи, возможные заговорщики и случайные жертвы, приспешники Грозного и
чьи-то дальние родственники. Мясорубка перемалывает всех, и никакого рецепта спасения нет. Не вспомнить здесь о годах
советского террора просто невозможно. И страшно думать, что мы до сих пор живем в стране, в которой из столетия в столетие
власть отправляет свой народ на бойню. А народ, как известно, безмолвствует.