Недавно мне в руки попал роман "Казароза" Леонида Юзефовича (2002). Эта яркая история вызвала у меня массу ассоциаций
с другими книгами и фильмами.
Прежде всего, я вспомнила, что года полтора назад по телевидению шел одноименный сериал. Его я не видела, знаю только, что
главную роль сыграла Оксана Фандера. Мне кажется, это очень точное попадание в типаж.
Весь роман - череда воспоминаний двух главных героев. Когда-то, в начале 20-х, они работали вместе, и, встретившись случайно
через 50 с лишним лет, обнаружили, что так и не смогли забыть трагическое происшествие, свидетелями которого стали в то
время: на их глазах погибла певица Казароза, прекрасная и талантливая женщина, пережившая закат своей славы.
Книгу образует пересечение нескольких тем. Здесь есть провинциальный быт послереволюционной России - талоны на
продовольствие, бродящие по городским улицам козы, махровая советская демагогия, опасность угодить в тюрьму из-за любого
пустяка и так далее. И подробности другой ушедшей эпохи - "развитого застоя": от несъедобных котлет в столовой до гнетущей
несвободы во всем - где жить, как работать, что говорить... И тут хочется вспомнить книги Людмилы Улицкой или Дины Рубиной -
они тоже предпочитают обращаться к этим более понятным временам, к коллективной памяти своих читателей.
Но в бытовые подробности вклинивается совершенно утопический мотив - эсперанто. Язык, не признающий национальных различий,
был очень популярен в те годы, когда в мировой коммунизм еще искренне верили. А затем его последователей постигла та же
судьба, что и первых революционеров.
Цвет эсперанто - зеленый, и с ним пересекается "розовый луч" - сюжетная линия Казарозы: ее сценическое имя переводится с
эсперанто как "розовый домик". Недолгое знакомство с этой необычайной женщиной задает героям другие жизненные координаты:
талант, страдание, тайна, смерть. И, как мне показалось, после ее гибели роман теряет жизненную силу: читаешь все еще с
увлечением, ведь надо узнать, кто убийца, но уже без прежнего восторга. И снова приведу аналог - "Черная орхидея". Фильм
(и книга) о расследовании убийства начинающей актрисы, в котором самые яркие сцены - ее кинопробы.
Но все это - лишь внешние мотивы. Двое мужчин оглядываются на прожитую жизнь, и обоим делается "мучительно больно". Один
жалеет о беспросветной бедности из-за собственных принципов. Другой вспоминает, как шел против совести ради карьеры... И
жестокие 20-е годы кажутся им романтически-прекрасными. Как нам сейчас видятся в ностальгической дымке спокойные 70-е.
Все желающие высказаться о фильмах, книгах или о моих обзорах могут это сделать по почте
или в моем блоге на Subscribe.Ru.
Его адрес - http://subscribe.ru/blog/vera. Оставлять записи в блоге могут
все подписчики Subscribe.Ru.