Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актеры советского и российского кино Выпуск №76 Иннокентий Смоктуновский - часть2


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выходит 1 раз в неделю по понедельникам

Приветствуем Вас на официальной рассылке сайта

"Актеры советского и российского кино"

http://www.rusactors.ru

Выпуск №76

Читайте в выпуске:

Новости

- Роман Балаян по-прежнему мечтает о полетах

- В "Артеке" завершился международный кинофестиваль

Иннокентий Смоктуновский в рубрике "Актер недели" - (продолжение)

Рецензия на фильм "Человек-амфибия"

Обзор фильмов и передач недели

 

 

 


 

Новости из мира отечественного кино

Роман Балаян по-прежнему мечтает о полетах

Кинорежиссер Роман Балаян в интервью корреспонденту РИА «Новости» Андрею Низамутдинову поделился своими ближайшими планами.

«Надеюсь в скором времени приступить к работе над картиной по произведениям живущего в Париже русского писателя-эмигранта Дмитрия Савицкого. Действие фильма будет происходить в 1970-е годы. Все начинается в Москве, где живут два молодых человека, юноша и девушка, по каким-то причинам преследуемые властями и КГБ, мучающиеся от атмосферы несвободы, вдруг обретают возможность летать, то есть быть независимыми. И вот, спасаясь от преследований и возможного ареста, они улетают из Москвы и после долгих странствий оказываются в Париже. Но здесь они эту свою удивительную способность летать утрачивают. И когда героиня, пытаясь полететь, прыгает с Эйфелевой башни, то разбивается».

Режиссер также отметил, что этот фильм будет о любви, о свободе и несвободе, о чувстве полета и духовной приземленности. Сценарий, видимо, напишет Рустам Ибрагимбеков, а насчет актеров режиссер пока решил не распространяться – «Есть кое-какие замыслы, но не хочу забегать вперед», - добавил он.

http://newsukraina.ru


В "Артеке" завершился международный кинофестиваль

В детском центре "Артек" завершился XIII международный кинофестиваль. Гран-при в виде бронзового кораблика достался голландской картине "Мур-р-ли", которую дети выбрали "Самым-самым фильмом", сообщается в пресс-релизе фестиваля.

"Самым мудрым фильмом" дети назвали российскую картину "Лесная царевна" (режисер Темураз Эсадзе). Другой российский фильм - "Тайна волчьей пасти" Аллы Суриковой - стал "Самым увлекательным". Немецкая картина "Мой братик собачка" Питера Тимма оказалась "Самой доброй". Ей же дети присудили и специальные дипломы - "За вкус и такт" и за доброе обращение с животными.

http://www.korrespondent.net

Фильмография
Иннокентия Смоктуновского:

1956 Как он лгал ее мужу
1956 Солдаты
1956 Убийство на улице Данте
1957 Рядом с нами
1957 Шторм
1958 День первый
1958 Ночной гость
1959 Неотправленное письмо
1960 До будущей весны
1961 Високосный год
1961 Девять дней одного года
1962 Моцарт и Сальери
1964 Гамлет
1965 На одной планете
1965 Первый посетитель
1965 Последний месяц осени - читает текст
1966 Берегись автомобиля
1966 Маленький принц - читает текст
1968 Живой труп
1968 Первая любовь
1968 Степень риска
1969 Преступление и наказание
1969 Чайковский
1970 Дядя Ваня
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1972 Укрощение огня
1973 Исполнение желаний
1973 Москва-Кассиопея
1974 Анна и командор
1974 Выбор цели
1974 Дочки-Матери
1974 Зеркало - читает текст
1974 Отроки во вселенной
1974 Романс о влюбленных
1975 Доверие
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Они сражались за Родину
1976 В горах мое сердце
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Легенда о Тиле
1976 Принцесса на горошине
1976 Фантазия
1977 В четверг и больше никогда
1977 Враги
1977 Степь
1978 Бархатный сезон
1978 Осенние колокола - читает текст
1979 Маленькие трагедии
1979 Москва слезам не верит
1981 Крепыш - читает текст
1981 Рожденные бурей
1981 Шутка
1982 Кража
1982 Пиковая дама
1983 Двое под одним зонтом
1983 Поздняя любовь
1983 Пробуждение
1983 Уникум
1984 Мертвые души
1985 Дети Солнца - актер, автор сценария
1985 Русь изначальная
1985 Сестра моя Люся - читает текст
1985 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
1986 Последняя дорога
1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
1987 Без Солнца
1987 Гардемарины, вперед
1987 Загадочный наследник
1987 На исходе ночи
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Запретная зона
1988 Черный коридор
1989 Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного - читает текст
1989 Сердце не камень
1990 Дамский портной
1990 Дина
1990 Ловушка для одинокого мужчины
1990 Мать
1991 Гений
1991 Дело
1991 Дело Сухово-Кобылина
1991 Иван Федоров
1991 Линия смерти
1991 Монстр. Портрет Сталина с кровью - читает текст
1991 Осада Венеции
1993 Время Мераба - читает текст
1993 Золото
1993 Истоки - читает текст
1993 Убийца
1993 Хочу в Америку
1994 Белый праздник
1994 Заколдованные
1994 Посвящение в любовь - читает текст
1995 Мечтательница
1998 Притяжение Солнца

 

Веселые истории об актерах
http://subscribe.ru/
catalog/rest.
joke.actorshumor

Рассылка для любителей игры "Генерал"
http://subscribe.ru/
catalog/
games.newgame

"Памятные даты в мире кино"
http://subscribe.ru/
catalog/rest.
cinema.cinemadates

 

Актер недели

СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович

ПРОДОЛЖЕНИЕ
(начало в предыдущем выпуске)

Махачкала - Сталинград

На дворе стоял 1950 год. Иннокентий Смоктуновский не рискнул поехать в Ленинград. Он отправился в Махачкалу, где устроился в труппу Дагестанского русского драматического театра имени Горького. Здесь же его впервые увидела актриса Римма Маркова. Она вспоминает: "В местном театре я его первый раз и увидела. И тут же загорелась идеей перевезти его в Москву. Я же понимала, какой это актер". Римма Маркова сообщила о талантливом актере Софье Гиацинтовой. "Если возьмете его, можете смело полтеатра выкинуть", - говорила ей Римма Васильевна. Заинтересованная Софья Владимировна написала Смоктуновскому. Завязалась вялая переписка…

Тем временем, Смоктуновский, недолго проработав в Махачкале, в 1952 году перебрался в Сталинград. На это его сподвигло и нищенское положение в Махачкалинском театре, и личные мотивы. Дело в том, что Иннокентий Михайлович женился на актрисе Римме Быковой, а той, как раз, предложили работу в Сталинградском драмтеатре.

В начале 50-х Сталинград, практически до основания разрушенный во время войны, поднимался из руин благодаря поддержке всей страны. Уделялось внимание и культурной жизни города - восстанавливался местный театр имени Горького. В 1952 году он был, наконец, построен в содружестве с московскими архитекторами, и его здание считалось одной из удачных новостроек города (оно было украшено лепными украшениями, имело дубовый паркет, мебель полированного бука, а люстра в фойе весила 1500 кг и насчитывала 30 тысяч блесток хрусталя!). Шефство над этим театром взяли несколько прославленных столичных театров, в том числе и Большой театр.

Первой постановкой театра стала пьеса Максима Горького "На дне". Затем последовала постановка "Укрощение строптивой" Шекспира, в которой Смоктуновскому досталась эпизодическая роль слуги Бьонделло. Свою маленькую роль актер сыграл так, что удостоился хвалебной статьи в журнале "Театр" (№ 12 за 1954 год).

Особенно хорош Смоктуновский был в сатирических амплуа. Благодаря спектаклям "Доходное место" А. Островского и "Большие хлопоты" Л. Лэнга он очень быстро завоевал симпатии местной публики. Казалось бы, актер, наконец, нашел свой театр, свой коллектив. Однако за внешним благополучием скрывались серьезные проблемы.

Во-первых, у Смоктуновского, и ранее не отличавшегося покладистым характером, возник конфликт с режиссером театра Фирсом Шишигиным, человеком, наделенным диктаторскими замашками. Режиссер буквально подавлял своим темпераментом молодого актера.

Во-вторых, Иннокентия Михайловича ждали неприятности на семейном фронте. Молодая жена Смоктуновского неожиданно серьезно увлеклась только что прибывшим в театр молодым актером. Все это однажды окончилось выяснением отношений между Смоктуновским и его соперником, которое переросло в форменную драку.

Профком театра, собравшийся на следующий день, постановил, что кто-то из двух супругов должен покинуть труппу. Театр (а заодно и свою жену) покинул Иннокентий Смоктуновский. Это было в январе 1955 года.

Хождение по мукам

Смоктуновский твердо решил перебраться в Москву. Ободренный перепиской с Софьей Гиацинтовой, он отбил ей телеграмму: "Готов приехать постоянную работу. Сообщите когда чем сможете предоставить дебют уважением Смоктуновский". И хотя в ответной телеграмме Софья Владимировна была довольно сдержанна и ничего ему не обещала, в январе 1955 года он отправился в Москву.

Покорение столицы оказалось делом непростым. В Ленком Смоктуновского не приняли, несмотря на то, что при просмотре ему помогала Римма Маркова. Она же повела его по другим театрам - в Театр сатиры, Театр драмы и комедии, Центральный театр Советской Армии, Драматический театр имени Станиславкого, Театр-студию киноактера… Но ни в один из них он принят не был.

Смоктуновский оказался в совершенно безвыходной ситуации. Счастье, что иной раз выручали истинные друзья - Римма и Леонид Марковы. У них он порой ночевал, обедал. Но чаще голодный, в потертом лыжном костюме (единственном своем туалете), он бродил по летней Москве. Деньги вскоре кончились, и Смоктуновский продавал вещи, но, тем не менее, из столицы не уезжал. Наконец, удалось получить работу "на разовых" в Театре Ленинского комсомола, где он выходил в ролях без слов. Актера не смущало то, что оплата за такой выход была 7 рублей, и спать порой приходилось на подоконнике. Кто знает, как дальше сложилась бы его судьба, если бы не вмешалось само провидение…

Соломка

В один из тех дней он познакомился с девушкой по имени Саломея, которая впоследствии стала его женой, верным спутником и другом на протяжении 40 лет, матерью его двоих детей. Саломея Михайловна вспоминает:

"Мне было 28 лет, никаких романов серьезных у меня до этого не было. Я не была замужем, но считала себя очень счастливой, поскольку обожала свою работу и постоянное общение с талантливыми актерами. Выражаясь современным языком, была я девушкой вполне самодостаточной. И вот я встретила Иннокентия Михайловича. Был ли это солнечный удар, как описывает чувство влюбленности Бунин? Скорее нет. Скорее это было все время разгоравшееся чувство. Предвидела ли я сразу его огромный гениальный дар? Сказать "да" тоже было бы преувеличением. Я и сегодня не смогла бы точно определить его. С моей точки зрения - это дар судьбы, некая тайна. Да и встреча наша и любовь тоже носили на себе отпечаток перста судьбы - ведь более разных судеб, чем у Иннокентия Михайловича и у меня, придумать трудно. Я родилась в Иерусалиме, поскольку моя мать, молодая идеалистка из Литвы, приехала основывать в Палестине коммуны - кибуцы, а затем отправилась на строительство новой жизни в СССР. А Иннокентий Михайлович, как вы знаете, родился в Сибири в деревне Татьяновка. Может быть, святой воздух Иерусалима помог нашей встрече, но глубокая любовь, полнейшее понимание друг друга, мое осознание его гениального предназначения пришли позже".

Рассказывает Елена Кореневская: "Он звал ее Соломка, и она действительно стала для него той соломкой, ухватившись за которую он медленно, но верно вплыл в другую жизнь, навстречу своему успеху, славе, тем высотам, которые подчас не только анализировать, но даже понять невозможно. Прежде всего, переехав к жене, он получил "прописку", страшное заветное слово, без которого ни на какую работу не брали. Но куда важнее прописки было другое. Иннокентий Михайлович не раз говорил мне, что он почти физически ощутил, что все страшное позади, что есть на свете доброта, есть любовь и ее так много в этой хрупкой девушке, что она буквально поднимала и несла его".

Саломея работала в костюмерных мастерских театра художником-костюмером и имела много друзей в столичной артистической среде. Одним из них был известный режиссер Леонид Захарович Трауберг. Именно через него Смоктуновского удалось представить Ивану Александровичу Пырьеву, который распорядился пристроить актера в Театр-студию киноактера. Леонид Захарович вспоминал: "Как-то рассказал я Пырьеву: живет в Москве диковатый провинциальный актер, говорят, талантлив, ни угла, ни театра, ни маячащей роли в массовке. По амплуа - нечто вроде "неврастеника". Пырьев брезгливо отмахнулся: "До чего же я этих неврастеников не терплю. Какой же он талант, если в Театре киноактера не состоит? Там все - таланты, сверхталанты! Пусть хоть один без таланта будет, неврастеник. Надо б ему комнатку в общежитии дать..."

После этого разговора Пырьев написал руководству Театра-студии киноактера письмо с просьбой взять к себе в штат актера Смоктуновского. Эта просьба была, естественно, выполнена, однако с новичка тут же взяли слово - не пытаться пролезть в кино. Он и не пытался. В кино его просто пригласили…

Первые роли в кино

В Театре-студии киноактера Смоктуновскому довелось играть в пьесе Бернарда Шоу "Как он лгал ее мужу" вместе с Еленой Кузьминой, женой знаменитого режиссера Михаила Рома. Она-то и порекомендовала Смоктуновского своему мужу, который в то время снимал фильм "Убийство ни улице Данте". Ромм пригласил актера на эпизодическую роль - молодого доктора, сотрудничавшего с немцами. По сюжету эпизод, в котором был занят Смоктуновский, длился несколько секунд: ему надо было войти в кабачок и сообщить, что к Мадлен Тибо едет сын Шарль, но съемка неожиданно затянулась…

Вот что вспоминает об этом Михаил Козаков: "Этот актер в кадре выглядел крайне зажатым, оговаривался, "порол" дубли, останавливался, извинялся... Ромм его успокаивал, объявлял новый дубль, но история повторялась... Михаил Ильич был сторонником малого количества дублей... А в злополучном эпизоде "кабачка" было дублей пятнадцать, не меньше, и ни одного законченного. Нонсенс! Съемка не заладилась, нерв дебютанта передался всем окружающим. Этот застопорившийся кадр снимали чуть ли не всю смену. Забегали ассистенты режиссера, стали предлагать Ромму заменить бездарного актера. Ромм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось) и шепотом сказал: "Прекратите эту мышиную возню! Актер же это чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется. Козакову легче: у него большая роль, он знает - сегодня где-то не выйдет, завтра наверстает, а вот этот эпизод - это дьявольски трудно! А артист этот талантлив, он еще себя покажет. Надо сказать, что все, в том числе и я (к стыду своему), удивились словам Михаила Ильича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. А им был Иннокентий Смоктуновский!"

В том же 1956 году Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова "Солдаты". Образ, созданный актером, получился живым, запоминающимся, что сразу отметили многие критики. Эта картина круто изменила его судьбу…

БДТ

На одном из просмотров фильма "Солдаты" Смоктуновского увидел режиссер Ленинградского Большого драматического театра Георгий Товстоногов. Режиссер был буквально пленен глазами актера. В те дни в БДТ ставили "Идиота" Ф. Достоевского, и Товстоногов никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина.

Когда Смоктуновский появился в БДТ, роль Мышкина исполнял другой актер. Поэтому ввод в роль "варяга" был встречен большинством труппы враждебно. Какое-то время Смоктуновский сносил вес обиды и насмешки стоически, но затем не выдержал: подал сначала одно, затем второе заявление об уходе. Но Георгий Александрович каким-то удивительным образом заставил его изменить свое решение. В этот момент (как, впрочем, всегда по жизни) поддержала актера его жена. "Затаись, Кешутка, у тебя прекрасный помощник - Федор Михайлович Достоевский, и все у тебя получится", - успокаивала она.

Сказать, что получилось - не сказать ничего. Спектакль, состоявшийся 31 декабря 1957 года, имел невероятный успех. Это был фурор, сенсация! Вспоминает Римма Маркова: "Какая это была высота! У меня от восторга аж зубы зудели, такое потрясение было".

А вот, что рассказывает Елена Кореневская: "Я сидела не шелохнувшись в третьем ряду, и самым потрясающим впечатлением для меня стала сцена в первом действии, когда Рогожин - актер Евгений Лебедев - спрашивает у князя Мышкина, каковы его отношения с женщинами. "А я женщин не знавал", - отвечает смущенный Мышкин, и краска медленно поднимается у него по щекам. Я была так ошеломлена спектаклем, что снова попросилась на то же место в третий ряд. Как же я была поражена, когда в той же сцене с Рогожиным краска смущения вновь залила щеки князя. Это было настоящее чудо. Какая система Станиславского, какие трюки могут вызвать снова ту же реакцию? Объяснения я не нахожу и по сей день".

"Идиот" стал судьбоносным спектаклем в жизни актера. "Не знаю, - писал спустя годы Смоктуновский, - как бы сложилась моя творческая жизнь и вообще моя жизнь, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского". Всех своих последующих героев он измерял по шкале Мышкина и, так или иначе, награждал чертами героя Достоевского.

Окончание читайте в следующей рассылке...

Использованные материалы:
Федор Раззаков, "Чтобы люди помнили" (М., "Эксмо" 2004);
Игорь Изгаршев, "Из фашистского плена - в американскую тюрьму" ("Аргументы и факты" № 13 (1274) от 30.03.2005);
Елена Кореневская, "Иннокентий Смоктуновский: Король, который всю жизнь боялся" ("АиФ Суперзвёзды" № 16 (46) от 23.08.2004);
Биография Иннокентия Смоктуновского (сайт People's History http://peoples.ru);
Ирина Корнеева, "Он держит паузу. Мария Смоктуновская - о своем отце" ("Российская газета" от 28.03.2003)

Читайте на сайте:

О создании фильма «Человек-амфибия»
Путь «Человека-амфибии» к зрителю затянулся на два года. Впрочем, к съемкам тоже долго готовились. Кастинг был тяжелым: отсмотрели множество актеров, чтобы найти Ихтиандра и Гуттиэре. Актера на главную роль нашли случайно. Саид-Дашук Нигматуллин приглянулся продюсеру «Амфибии» Валерию Тодоровскому на съемках другого сериала «России» - «Каменская». ...>>>

 

 

 

Мнение

Анна Шадрина. "Как сумели, так и сняли..."

Канал "Россия" показал свою версию романа Александра Беляева "Человек-амфибия". Лучше всех в новом телефильме "сыграли" чувствительная кинопленка фирмы "Кодак" и чувственная музыка Алены Свиридовой. Но об этом чуть позже.

Легендарный фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева занял первое место в советском прокате в 1962 году. Его посмотрели 65,5 миллиона зрителей. Вообразите себе бокс-офис этого проекта. Впрочем, в ту пору кинематографисты пользовались совсем другими терминами. Они и представить себе не могли, что через сорок с лишним лет организаторы телепроизводства назовут себя продюсерами и станут активно вмешиваться в сферу искусства, используя форму многосерийного телевизионного фильма. А режиссер-постановщик Александр Атанесян (снявший боевик "24 часа"), в свою очередь, не предполагал, чем закончится для него участие в съемках сериала "Человек-амфибия". А именно тем, что он попросил убрать свое имя из титров. Я бы на его месте поступила точно так же. Несмотря на то, кто виноват: сам ли Атанесян "наснимал всякую ерунду", как говорят на канале "Россия", или картину безнадежно испортил продюсер Валерий Тодоровский, когда, отстранив режиссера, лично уселся за монтаж и озвучивание. В результате недоразумения, подробности которого, скорее всего, никогда не станут известными, в эфир вышла полная "нескладушка". Жаль. Судя по всему, проект задумывался дорогой и красивый. Часть съемок проходила на Кубе. Часть в Крыму. Художник-постановщик даже не пытался скрыть Воронцовский дворец, сошедший в сериале за дом отца Ихтиандра, доктора Сальватора. "Фактура" у дворца действительно очень богатая, его строил сам Растрелли. Но узнавать фасады "визитной карточки" Алупки посреди художественного фильма было как-то дико. Особенно памятуя о "Собаке на сене".

Но бог с ними, с камнями и пальмами. Гораздо нелепее выглядели в фильме некоторые люди. К примеру, Гуттиере. Неизвестная актриса Юлия Самойленко, безусловно, девушка красивая. Но зачем она поет голосом Алены Свиридовой? И что делает в сериале бывшая продюсер (или кто-то там по этой части) Земфиры Рамазановой Анастасия Калманович? Неужели неуклюжий эпизод, который Настя сыграла "В движении", смог кого-то убедить в том, что она актриса? А ее персонаж в "Человеке-амфибии"? Благодаря расхождению во взглядах на искусство режиссера и продюсера, циничная журналистка в течение двух минут превращается в отзывчивого, высоконравственного человека. Это даже более экзотично, чем человек с акульими жабрами. А как быстро "перевоспитался" папа Гуттиере! Как отчаянно бросился он выручать Ихтиандра. А ведь только что с ненавистью обзывал его голодранцем. Из-за монтажной спешки мы так и не узнали, внял ли старый моряк чувствам дочери или это очередной хитрый план - заставить будущего зятя поднимать сокровища со дна морского. А этот чудесный монолог между Ихтиандром и доктором Сальватором:

- Отец, женщины всегда лгут?
- Часто.
- А зачем?
- Потому что они женщины.

Просто половые шовинисты какие-то! А я еще удивлялась, почему мне не жалко было, когда Зурито неожиданно укокошил доктора Сальватора. Хотя, по-моему, сам Зурито сильно удивился содеянному. За секунду до выстрела он еще ценил будущего тестя как невиданную возможность обогащения. Ведь Сальватор мог бы "наделать" для Зурито хоть миллион таких полезных Ихтиандров. Кого действительно было жалко, так это Саида Дашук-Нигматуллина (вернее, все-таки его Ихтиандра). Его, бедного, и девушка обидела, и злой богач изнуряет беспрерывным нырянием за золотом. И обзывается при этом совсем некультурно - человеком-жабой. Я даже всплакнула от сострадания. Но уж когда Гуттиере стала поп-звездой, а Настя Калманович провозгласила: "Он будет дышать!", я поняла, что плакала от досады. Это ж надо сильно постараться, чтобы, истратив столько денег, испортить бессмертное творение Александра Беляева! Но худа без добра не бывает. Гуттиере и Ихтиандр навсегда для нас останутся с лицами прекрасных артистов Вертинской и Коренева. Да и как раскрылся талант композитора Свиридовой...

Источник - "Советская Белоруссия" №135 (22292), Суббота 16 июля 2005 года http://www.sb.by

Телепрограмма кратко...

Понедельник
18 июля

14-30 Россия - "Алхимики" (комедия, 2000)

Вторник
19 июля

21-35 ТВЦ - "Поезд вне расписания" (фильм-катастрофа, 1985)

Среда
20 июля

12-20 1-й - "Кот в мешке" (комедия, 1978)

Четверг
21 июля

19-30 Домашний - "Воры в законе" (боевик, 1988)

Пятница
22 июля

13-35 НТВ - "Зимний вечер в Гаграх" (комедия, 1985)

Суббота
23 июля

19-30 Домашний - "Паспорт" (комедия, 1990)

Воскресенье
24 июля

06-10 НТВ - "Беспокойное хозяйство" (комедия, 1946)

 

Фильм недели

Проверка на дорогах - военная драма 1971-85 г, 21 июля, четверг, 13-30 НТВ

По мотивам военной прозы Юрия Германа.

Первоначальное название фильма — «Операция «С Новым Годом». Когда его принимали чиновники Госкино, то не смогли сдержать ярости. Один из них прямо заявил: «Пока я жив, эта гадость на экраны не выйдет». Но фильм вышел, правда, через 15 лет, попав в прокат уже под другим названием. Зрителям пришлось знакомиться с первой самостоятельной работой Алексея Германа, ведущего ныне российского режиссера, как бы «со середины» — с тех лент, что были сняты после. И убеждаться, что многое в них начиналось там.

Одна из основных тем «Проверки...» — история попавшего в плен Александра Лазарева (Владимир Заманский), который затем вступил в формировавшиеся гитлеровцами «восточные батальоны», чтоб избежать смерти, но не выдержал проверку на дорогах. Другой главный герой — Иван Локотков, командир партизанского отряда, — подчеркнуто негероическая фигура, но про кого обычно говорят: «на таких земля держится». Именно он увидел человека в Лазареве, хотя мог просто не заметить его человеческих страданий. Такие, как Локотков, никогда не выпячивали своего героизма (а Локотков — подлинный герой войны, вынесший на себе все ее тяготы), не требовали наград, не торопились рапортовать об одержанных победах.

Основная образная идея картины о разрушенном доме, перешедшая затем в другие фильмы Германа. В первом же эпизоде Локотков зовет крестьянку уйти вместе с отрядом, та осыпает его руганью, но когда партизанский обоз удаляется, женщина, подхватив детей, бежит вслед за ним, а камера останавливается на раскачивающемся от ветра ставне. Скрип ставни — будто плач дома по обитателям, его покинувшим. Желая возместить потерю, Локотков добивается, чтоб осуществилась другая функция дома, хоть как строение он отсутствует, — сплачивающая, объединяющая. И делает это не по велению властей, не потому, что пылает святой ненавистью к захватчикам, а поскольку он «отец солдатам». Образ Локоткова (роль которого блистательно сыграл Ролан Быкова) — одна из самых больших удач фильма.

В ролях: Ролан Быков, Владимир Заманский, Анатолий Солоницын, Олег Борисов, Федор Одиноков, Анда Зайце, Геннадий Дюдяев, Николай Бурляев, Виктор Павлов, Майя Булгакова, Юрий Дубровин, Игорь Класс, Н Покорский.

Режиссер: Алексей Герман.

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000")


Комедия недели

Вокзал для двоих - комедия 1982 г, 24 июля, воскресенье, 20-10 НТВ

Во времена застоя существовал неофициальный приз кинозрительских симпатий — читатели «Советского экрана» выбирали лучший фильм, лучших актера и актрису года. В 1983 выбор пал на грустную комедию Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», а Людмила Гурченко, сыгравшая там главную роль официантки Веры Нефедовой, была названа лучшей актрисой года. Начиная с картины «Берегись автомобиля» (1966), Рязанов вместе со своим соавтором Эмилем Брагинским создавал особый поджанр отечественной кинокомедии — «смешные невеселые истории» (так назывался сборник их сценариев). Своими «историями» они развивали чеховский принцип «смеха сквозь слезы. Во всех их «невеселых» комедиях ощутима общая драматургическая основа. Герой и героиня поначалу чужды друг другу, иногда просто враждебны, что не сулит особого веселья; затем противники постепенно сближаются — чуть ли не помимо воли. Сближение изобилует смешными перипетиями, порой — трагикомическими. Сблизившись, протагонисты находят друг в друге столько трогательных и привлекательных черт, что удивляются существовавшей между ними розни. В некоторых случаях ее провоцирует злодей — мелкий интриган и пакостник, терпящий в конце концов фиаско.

«Вокзал для двоих» создан по этому же рецепту. От других «невеселых историй» он отличен тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за не совершенное преступление: жена вела машину, сбила пешехода. Она — диктор на ТВ, читает сводку погоды; возможность появляться на голубом экране так тешит ее самолюбие, что, не дрогнув, она ломает жизнь мужу — только бы не лишиться места. Веру, по чьей вине Платон отстал от поезда, также третирует современный деловой бойфренд (прекрасно сыгранный Никитой Михалковым), заставляющий ее торговать «левым» товаром. Рязанов, наделенный острым чувством социальности, и в этом фильме нарисовал поразительно узнаваемую картину нашей жизни застойных лет (а ведь фильм был снят до перестройки). Видимо, это в немалой степени определило зрительский успех фильма.

В ролях: Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Никита Михалков, Нонна Мордюкова, Михаил Кононов, Анастасия Вознесенская, Александр Ширвиндт, Татьяна Догилева, Ольга Волкова, Раиса Этуш, Темур Юнусов.

Режиссер: Эльдар Рязанов.

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000")

Ваши отклики и замечания по Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru .

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


Озон: кино, музыка, книги

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.cinema.rusactors
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное