Режиссёр: Роджер Дональдсон В ролях: Джейсон Стэтхем, Саффрон Берроуз, Стивен Кэмпбелл Мур, Дэниел Мэйс, Джеймс Фолкнер, Майкл Джибсон Продолжительность – 111 м
Трудно не проникнуться немедленной симпатией к фильму, в котором в первую же минуту на крупном плане начнут стаскивать трусы с чьей-то довольно милой попки под задорные звуки бессмертной T-Rex’овской “Get It On”. Это первое впечатление, к счастью, если и оказывается ошибочным, то только самую малость – всё остальное время «Ограбление на Бейкер стрит», может, и не отличается безоблачной расслабленностью этих ранних кадров, но работает честно и с огоньком.
Лукавому подзаголовку «Основано на реальных событиях», украшающему начальные титры, верить нужно лишь отчасти – да, в 1971 году некая банда с рациями действительно ограбила один лондонский банк (на тот момент эта затея казалась верхом технического совершенства), и английские спецслужбы действительно быстро замяли эту историю по неизвестным причинам. Та версия, что предлагают нам в фильме – не столько историческая реконструкция событий, сколько смелая и довольно весёлая спекуляция на
тему. Поначалу даже кажется, что авторы чересчур увлеклись собственными придумками – когда они ещё до начала самого ограбления наваливают кучу второстепенных персонажей, связанных тугим клубком шпионских страстей, политических интриг и грязных секретов, непостижимым образом уместившихся в ячейках одного и того же банка, кажется, что фильм раньше времени выбрасывает на стол сразу все свои козыри, которые могли бы отлично сработать ближе к финалу. Дальше, впрочем, становится ясно, что всё это было не зря
– просто режиссер Дональдсон решил поиграть с криминальным жанром немножко не в ту игру, которую можно было бы ожидать при подобном сюжетном заходе.
Ввязываясь в историю об ограблении банка, совершенного разношерстной командой неудачников, Дональдсон вступает в полемику сразу с несколькими жанровыми подвидами криминального кино – и с типично английскими историями об идеальных ограблениях банков командой настоящих джентльменов, и со сложносочиненными атмосферными «нуаровыми» интригами, и с перенаселёнными криминальными балаганами в духе Гая Риччи. Имея возможность провести «Ограбление» любой из этих тропинок, он, тем не менее,
предпочитает идти собственным, слегка странноватым, но очень симпатичным путём. В его версии получается почти что производственный роман из жизни симпатичных жуликов средней руки. Этакий пролетарский нуар, Гай Риччи минус клоунада – немножко комический в начале и слегка жутковатый в конце.
Герои здесь – не то чтобы гениальные преступники, проворачивающие свой блестящий план без сучка и задоринки, но и не комические идиоты, над которыми надо хохотать в голос от начала до конца. Скажем, утомившись рыть тоннель от магазинчика к банку, они могут посреди ночи выйти в паб пропустить пинту пива, просто чтобы расслабиться – и кто мы, в общем, такие, чтобы осуждать подобный (чисто по человечески очень понятный, замечу) подход? Такая вот понятная человечность присуща практически всем их действиям,
от чего «Ограбление на Бейкер стрит» и кажется таким милым. Трудно не проникнуться симпатией к фильму, в котором в финале герой, разрулив все свои нешуточные проблемы, на вопрос «Как ты это сделал?» честно отвечает «А чёрт его знает!»
Вердикт Кочерыжкина – чрезвычайно славное криминальное кино – ничего кардинально нового не предлагающее, но очень уверенно и весело жонглирующее знакомыми жанровыми элементами.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации
на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.