Режиссёр: Питер Берг В ролях: Джейми Фокс, Крис Купер, Ашраф Бархом, Дженнифер Гарнер, Джейсон Бэйтмен, Джереми Пивен, Ричард Дженкинс, Дэнни Хьюстон Продолжительность – 110 м
Фильм «Королевство» хочет многого и сразу. С одной стороны, ему отчаянно хочется быть злободневной картиной о состоянии дел на Ближнем Востоке, провоцирующей на долгие и серьёзные размышления о мире сегодня. С другой, ему совсем не чуждо желание быть стремительным, триумфальным боевиком о том, как бравые американские спецагенты с дробовиками наперевес лихо решают проблемы всего мира, наперекор желанию местных, мнению собственного высокого начальства и здравому смыслу. С третьей, он совсем не прочь
втиснуться в элиту нового жанра «экшен», в котором превыше всего ценятся цифровая картинка, псевдодокументальная манера съемки и дёрганый монтаж. То есть, возьмём «Сириану», щедро разбавим вторым и третьим «Рэмбо», а сверху залакируем толстым слоем «Ультиматума Борна» – и получим как раз «Королевство».
Режиссер Питер Берг впервые суётся в такие относительно серьёзные материи – до этого он всё больше специализировался по чернушным триллерам («Очень плохие вещи»), футбольным мелодрамам («Огни пятничного вечера») да комическим боевикам на экзотической натуре («Сокровища Амазонки»). В «Королевстве» он наглядно демонстрирует, что «серьёзное», по его мнению – это как у Майкла Манна, который здесь числится продюсером. Размеренный ритм повествования,
неожиданные мощные всплески насилия, Джейми Фокс в главной роли – всё это действительно похоже на прилежное копирование манновской манеры; но только если у Манна из зернистой картинки, скупых реплик и неотвратимых перестрелок рождались эпос и брутальная поэзия, у Берга всё больше получается суета и мелочи.
Не исключено, что, взявшись за такую крутую и серьёзную тему, Берг и сценарист-дебютант Карнахан не смогли её вытащить в силу банальной нехватки ума. Все моменты столкновения культур у них обыгрываются страшно банально, да и главные герои, предположительно суперспециалисты без страха и упрёка, регулярно выставляют себя этакими скорыми на расправу солдафонами, предпочитающими сначала стрелять, а уж потом задавать вопросы. Само по себе это было бы вполне нормально, однако в финале Берг вдруг решил продемонстрировать,
что у него тоже есть совесть. В результате «Королевство» заканчивается на псевдомногозначительной ноте – мол, насилие порождает лишь насилие, такие дела, братцы. Мысль не новая и во многом, чего уж там, справедливая – однако высказанная после победоносного, в стиле «шашки наголо!», блицкрига всего предшествовавшего фильма, она кажется уже не пошлостью, а натуральной подлостью.
Как если бы американский солдат, стоя с окровавленным мачете в руках посреди вьетнамской деревушки, которую он только что вырезал, начал бы вдруг со слезой в голосе цитировать монолог Родни Кинга «Ну почему мы просто не можем жить в мире друг с другом?». То есть, любая из выбранных интонаций – либо мы радостно и динамично мочим сволочей-арабов в сортире, либо размышляем над тем, как все действия трагично взаимосвязаны и ещё неизвестно, кто хуже, начиняющие свои бомбы гайками и болтами террористы
или так называемые хорошие парни, прискакавшие вершить самосуд в чужой стране в обход всяческих международных приличий – могла бы отлично сработать сама по себе. Но совмещать их в одном фильме – это уже за гранью.
Вердикт Кочерыжкина – захватнический триллер с завышенной самооценкой – амбиций на десятку, возможностей на троечку
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации
на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.