«Долгая помолвка» / «Un long dimanche de fiancailles»
Режиссёр: Жан-Пьер Жене
В ролях: Одри Тоту, Гаспар Ульель, Доминик Пинон
Блестящая экранизация не менее блестящего романа подлинного виртуоза детективного жанра Себастьяна Жапризо представляет собой редчайший образец очарования и хорошего вкуса, свойственных лучшим произведениям французского кинематографа. Эта нежная и красивая история начинается в окопах Первой мировой войны: пятеро солдат приговорены военным трибуналом к смертной казни за самострел, бывший их последней надеждой на спасение от ужасов войны. По причудливой воле французских военачальников их не расстреливают, а отправляют на разделяющую позиции немцев и французов нейтральную полосу, где их ждёт неминуемая жестокая смерть.
Среди этих пятерых, начавших свой последний путь в окопе со странным названием «Бинго в сумерках», был и юный Манек, но его невеста Матильда не верит в смерть любимого. Она узнаёт, что двое из приговорённых, возможно, выжили, и, ухватившись за тонкую нить надежды, Матильда начинает выяснять правду о судьбе своего жениха и четырёх его товарищей по несчастью.
Она даёт объявление в газетах, пишет письма, нанимает частного детектива и сама, пренебрегая болезнью и слабостью, покидает родную Бретань, где была так счастлива с Манеком, чтобы встретиться и поговорить с людьми, своими глазами видевшими, что на самом деле происходило в окопе «Бинго в сумерках» и его окрестностях.
По крупицам собирая информацию, Матильда всё больше и больше узнаёт о каждом из четырёх товарищей своего жениха, об их жизни до призыва, людях, которых они любили и которые любили их. Балансируя между надеждой и унынием, она стремится найти ответ на мучающий её вопрос. А зрителям поиски Матильды открывают поразительно красивый Париж начала века, мирную жизнь довоенной Франции, ужасы войны и страсти, бушевавшие в сердцах и душах людей. Вместе с главной героиней легко погружаешься в атмосферу ожидания чуда, которое неминуемо должно увенчать это романтическое и очень грустное повествование, полное не только страданий, предательств, слёз и крови, но и веры, надежды и всепобеждающей любви.
В «Долгой помолвке» трогательная история любви чудесным образом переплетается с захватывающей детективной интригой, что превращает всякий новый поворот сюжета в полнейшую неожиданность. Благодарить за это следует Жапризо, изящно переплетшего любовную и детективную нити, и Жене, с нежностью и старанием перенесшего всё это на экран. Завораживающая масштабность отдельных сцен (жестоких сражений или потрясающих воображение ушедших видов Парижа) гармонично уживается с неподдельной интимностью, чему в немалой степени способствует филигранная операторская работа Бруно Дельбоннеля и избранное цветовое решение, своей мягкостью и приглушённостью напоминающее «Крёстного отца».
Но по-настоящему удивительным и замечательным делает этот фильм блестящая игра превосходных актёров. Одри Тоту в роли Матильды чудо как хороша, и совершенное очарование созданного ею образа заставляет забыть о красавице Амели с Монмартра, от сравнений с которой актрисе и сыгранным ею героиням уйти не удастся, наверное, никогда. Матильду и Амели роднит разве что присущий им обеим безудержный оптимизм.
Великолепны и другие актёры: в небольших, но очень ярких ролях в картине блистают Андре Дюссолье, Жан-Клод Дрейфус и несравненная Джоди Фостер. Особого внимания заслуживает Марион Котийяр, играющая страстную корсиканку Тину Ломбарди – любовницу одного из погибших солдат, которая ведёт собственное расследование с весьма специфическими последствиями.
Жан-Пьер Жене в очередной раз снял отменного качество кино, которое с полным на то правом можно назвать французским. Картине свойственны все те лучшие качества, которые всегда отличали национальный кинематограф Франции – страны, где так трепетно относятся к его самобытности и свободе от Голливуда и навязываемых им стандартов. Подлинной «французскости» «Долгой помолвки» не способен отменить даже тот факт, что фильм снят на деньги Warner Bros., которой принадлежали права на экранизацию романа.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.