Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Muzeikino.ru:

  Все выпуски  

Muzeikino.ru: ПОДАРКИ С РОДИНЫ ДЕДА МОРОЗА. ФИЛЬМЫ МАТТИ КАССИЛЫ


ФИНСКИЙ КИНОКОМИТЕТ
ПОСОЛЬСТВО ФИНЛЯНДИИ В МОСКВЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИНО
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ХУДОЖНИКА


приглашают
на фильмы

МАТТИ КАССИЛЫ

в рамках ретроспективы

ПОДАРКИ С РОДИНЫ ДЕДА МОРОЗА. НОВОЕ КИНО ФИНЛЯНДИИ
16-21 января 2007

в КИНОКОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ ЦДХ
(т. 238 96 34, Крымский вал, 10, м Октябрьская, Парк Культуры)

В этом году зрителям предстоит встреча с тремя фильмами Матти Кассилы, одного из лидеров финского кино 50-х. Это уникальная возможность
увидеть еще одну "страницу" истории не только финского, но и мирового кино: лучшие картины молодого Кассилы конца 50-х и начала 60-х годов
были частью европейских "новых волн" и способствовали обновлению киноискусства.

18 января, четверг, 19.30
НЕДЕЛЯ СЧАСТЬЯ, 1954

20 января, суббота, 17.00
АВГУСТ, 1956

21 января, воскресенье, 17.00
ОШИБКА КОМИССАРА ПАЛМУ, 1960



РАСПИСАНИЕ:

16, вторник
19-30        Открытие ретроспективы
        МАТТИ/ MATTI, Алекси Мякеля, Финляндия, 2006, 130’

17, среда
19-30        КРАСАВИЦА И ПОДОНОК/ TYTTÖ SINÄ OLET TÄHTI, Доме Карукоски, Финляндия, 2006, 102’

18, четверг
19-30         НЕДЕЛЯ СЧАСТЬЯ/ SININEN VIIKKO, Матти Кассила, Финляндия, 1954, 70’

19, пятница
19-30        ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ/ KALTEVA TORNI, Тимо Койвусало, Финляндия, 2006, 96’

20, суббота
17-00        АВГУСТ/ ELOKUU, Матти Кассила, Финляндия, 1956, 94’
19-30        МЫЛЬНЫЙ ПРИНЦ/ SAIPPUAPRINSSI, Янне Кууси, Финляндия, 2006, 97’

21, воскресенье
17-00        ОШИБКА КОМИССАРА ПАЛМУ/ KOMISARIO PALMUN EREHDYS, Матти Кассила, Финляндия, 1960, 103’
19-30        БЕЛЫЙ ГОРОД/ VALKOINEN KAUPUNKI, Аку Лоухимиес, Финляндия, 2006, 90’


Фильмы будут демонстрироваться с проекции 35 мм плёнки с синхронным переводом в зале.



О режиссере и фильмах:

ЖИВОЙ КЛАССИК ФИНСКОГО КИНО: МАТТИ КАССИЛА

Матти Кассила (р. 12 января 1924) стал в середине 1950-х одним из самых значительных режиссеров плеяды молодых кинематографистов. В 1980-е он вновь был на взлете, хотя из ветеранов «золотого века» на мировом экране к тому времени остались очень немногие.
«Неделя счастья» («Sininen viikko», 1954) – драма северного лета – напоминает работы молодого Бергмана. В буквальном переводе фильм называется «Синяя неделя»: синий цвет ассоциируется с ясным небом, безоблачностью счастья.
Другие важнейшие фильмы этих лет («Именины Хилмы»/ «Hilmanpäivät», 1954; «Пастор Юссилайнен»/ «Pastori Juussilainen», 1955) – оригинальные экранизации произведений финской литературы, в которых проявляется особый взгляд режиссера: для него весь мир – театр, и надо попытаться не только прочертить психологические линии главных героев, но и создать стратифицированные групповые портреты. Более ранняя картина «Девушка с лунного моста» («Tyttö kuunsillalta», 1953) – необычная «телефонная драма»: двое зрелых людей начинают выстраивать отношения по телефону. Когда-то, в молодости, они были влюблены друг в друга. Теперь мужчина не совсем уверен, та ли самая женщина на другом конце провода… Главное в фильме – вопрос об утраченном счастье, о невозвратимом прошлом: жизнь, какая она есть, жизнь, какой она могла бы быть.
В картине «Август» («Elokuu», 1956) по роману Ф.Э.Силланпяя текст писателя перенесен на экран совсем не так, как это делали раньше в своих пантеистических «фресках» другие финские режиссеры – Теуво Тулио, Нюрки Тапиоваара, Валентин Ваала. Кассила рисует портрет алкоголика, стареющего драматурга-неудачника, который разочаровался в своем даровании и работает дежурным на шлюзе. Для финского кино нововведением стала очень чутко уловленная в фильме искра модернизма. Через душевное смятение героя «Август» повествует и о сумерках традиционного общинного стиля жизни, о распаде деревенского уклада.
Сам Кассила рассказывает, что отнюдь не случайно его следующим режиссёрским достижением стала театральная работа в финском городе Пори: «Вишневый сад» по А.П.Чехову. Атмосфера этого спектакля – полусумрак, пограничная зона света – очень близка и духу, и всему мировидению Кассилы, как и настроение фильма «Август». Успех «Августа» был повторен более тридцати лет спустя в новом фильме режиссёра «Блеск и нищета человеческого бытия» («Ihmiselon ihanuus ja kurjuus», 1988). Мы вправе говорить о «пограничном» кино и «пограничной» чуткости. Сам Кассила поясняет: «Лето близится к завершению, жизнь некоего человека близится к завершению, на календаре суббота – пограничная зона между работой и праздностью, назревает гроза, и самые главные элементы сезона – одновременно и зрелость, и увядание».
Начало 1960-х принесло Кассиле наибольшую популярность благодаря серии фильмов, центральный персонаж которых – щеголеватый стареющий полицейский, невольно производящий комический эффект. Четыре картины о комиссаре Палму фактически рождают новый жанр: пародийный детектив, в котором серьезное полицейское расследование сочетается с сумасбродной пародией. Этот «мини-сериал» покорил зрителя не только оригинальностью замыслы, мастерством режиссуры, но и не в последнюю очередь блистательной игрой актеров.
Несмотря на почтенный возраст, Матти Кассила собирался лично представить в Музее кино свои фильмы. К сожалению, здоровье не позволило ему приехать в Москву, и он просит передать российским зрителям сердечный привет и наилучшие пожелания в связи с Новым годом.

Вера Румянцева
По материалам книги Петера фон Бага «Плывущие тени. Путеводитель по финскому кино» (Peter von Bagh. Drifting Shadows. A Guide to the Finnish Cinema), Otava Publishing Company Ltd, Helsinki, 2000, p. 63.


НЕДЕЛЯ СЧАСТЬЯ/ SININEN VIIKKO, 1954, 70’

Режиссёр: Матти Кассила
Автор сценария: Матти Кассила по роману Ярла Хеммера
Оператор: Осмо Харкимо
Композитор: Матти Раутио
Художник: Аарре Койвисто
В ролях: Гунвор Сандквист, Матти Орависто, Тойво Мякеля, Пааво Хуккинен, Кауко Лаурикайнен, Юхани Кумпулайнен, Каарло Саарнио, Лео Йокела
Производство: Suomen Filmiteollisuus, Toivo Särkkä

Драма-треугольник в бергмановском ключе. Проведя выходные за городом, на островном дансинге, молодой рабочий решает еще денек отдохнуть – не возвращаться на фабрику. Бродя по обезлюдевшему острову, он обнаруживает прекрасную женщину, загорающую нагишом на пляже. Она одна в кемпинге. Она замужем, она выше него на «социальной лестнице»… Между ними вспыхивает любовь – на все ясные летние ночи недели, пока не возвращается на остров муж этой женщины, немолодой уже человек…
Фильм об одной неделе, которая может оказаться светлее и счастливее всей остальной жизни.

Премия «Юсси» (Финляндия) за лучшую режиссёрскую и лучшую операторскую работу (1954)



ОШИБКА КОМИССАРА ПАЛМУ/ KOMISARIO PALMUN EREHDYS, 1960, 103’

Режиссёр: Матти Кассила
Автор сценария: Матти Кассила по роману Мики Валтари
Оператор: Олави Туоми
Композитор: Осмо Линдеманё
Художник: Аарре Койвисто
В ролях: Йоэл Ринне, Элина Похьянпяя, Матти Ранин, Лео Риутту, Лео Йокела, Элина Сало, Матти Орависто, Саара Ранин, Пентти Сиимес, Лееви Кууранне
Производство: Suomen Filmiteollisuus, Toivo Särkkä

Хельсинки, 1930-е годы. Экстравагантный денди после странной вечеринки найден мёртвым в своей ванной. Убийство или несчастный случай? Знаменитый сыщик Палму не спеша начинает расследование. В поле его подозрений – декадентские круги крупной буржуазии...
Один из четырех фильмов Кассилы о комиссаре Палму – плотненьком и удивительно комичном полицейском (в исполнении замечательного актера Йоэла Ринне). Эти фильмы положили начало жанру детектива-пародии. Зрители неизменно отзываются о них как об «абсолютном кинематографическом наслаждении». Непредсказуемые повороты действия и смешат, и пугают, и заставляют призадуматься…


АВГУСТ/ ELOKUU, 1956, 94’

Режиссёр: Матти Кассила
Автор сценария: Матти Кассила по роману Франса Эмиля Силланпяя
Оператор: Эско Невалайнен
Композитор: Ахти Соннинен
Художник: Лаури Эло
В ролях: Тойво Мякеля, Эмма Вяянянен, Рауни Луома, Айно-Майя Тикканен, Рауни Икехеймо, Сенни Ниеминен, Хейкки Саволайнен, Тауно Каяндер
Производство: Fennada Filmi Oy

Время действия – конец 30-х годов.
В действительности этот август – не месяц, а одна-единственная неделя счастья немолодого уже человека с чужой женой. Близится конец лета; герой, неудавшийся писатель, чувствует, что и ему пора собирать урожай – того, что он холил и лелеял в себе всю жизнь. Время подводить итоги, а они не радуют. Внешне в жизни всё кажется нормальным, внутри же – полная неразбериха. Семейная жизнь приелась, и так хочется событий, нарушающих её размеренный ход!
Наступает очередная суббота; пахнет грозой… Герой потеет от желания выпить, и эта жажда – возможно, итог всех его чаяний.
Неожиданно в дом приезжает гостья, та, в которую когда-то в молодости он был влюблён. Образуется любовный треугольник – с настоящими, вновь вспыхнувшими страстями. Так проходит неделя; наступает «чёрный» понедельник, похмелье. Как жить дальше?..
По внутренней динамике фильм сравнивают с картинами Ингмара Бергмана того же времени.

Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» МКФ в Канне, Франция (1957)
Премия «Юсси» (1957) за лучшую режиссёрскую работу, лучшую операторскую работу, лучшую музыку, лучшую главную женскую роль (Эмма Вяянянен), лучшую женскую роль второго плана (Сенни Ниеминен), лучшую продюсерскую работу (Мауно Мякеля)

В избранное