Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Muzeikino.ru:

  Все выпуски  

Muzeikino.ru: Ретроспектива фильмов Марианны Таврог + Новая российская ани


МУЗЕЙ КИНО

 

представляет

 

ретроспективу фильмов

МАРИАННЫ ЕЛИЗАРОВНЫ ТАВРОГ

10-17 января

 

цикл фильмов

НОВАЯ РОССИЙСКАЯ АНИМАЦИЯ

(Эхо Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале)

9-13 января

 

ЦДХ, 21 зал

(т. 238 96 34, Крымский вал 10 м Октябрьская, Парк Культуры)

 

--------------

 

ЭПОХА МАРИАННЫ ТАВРОГ

 

Режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Марианна Елизаровна Таврог – человек воистину легендарный. Мастер, чье творчество получило признание не только в России, но и в других странах мира. Она создала более 50 фильмов, и они, несомненно, останутся как «свидетельские показания» о жизни в СССР и в России, как произведения высокого документального киноискусства. <…>

«Родилась я в Таганроге. Этот город и сегодня жив в моей памяти, во мне. Разве забуду я вечера в этом тихом южном городе? Они были заполнены музыкой и теплом. <…>

Дом, в котором мы жили, стоял на улице, параллельной той, где когда-то жили Чеховы. Каждый день, идя в школу, я проходила мимо чеховского домика. Еще никакого музея не было, но после очередного юбилея писателя, кажется, в 1934 году, секретарь горкома партии (а это был очень культурный человек!) решил поднять престиж города, и тогда этот приземистый, ничем не примечательный белый домик стал музеем. Около него установили памятник Чехову. В том же году в Таганрог приехал МХАТ...

Предки мои по отцовской линии, по всей вероятности, из Прибалтики, из города Тауроге. Это в Литве, в Ковенской губернии. От названия этого местечка, как можно предположить, и происходит моя фамилия. А то, что буква “в” появилась в ней вместо “у”, объясняется просто русским произношением. <…>

Мама моя родом с Украины, из Кременчуга, из бедной многодетной еврейской семьи. На каком языке она говорила с папой? На русском. Почему и как мои родители оказались в Таганроге, точно не знаю. Скорее всего, папа там нашел работу. Он родился в зажиточной семье и имел возможность получить образование. Работал он “специалистом по рыбе”, а точнее, главным экспертом Азово-Черноморского бассейна…Мои родители умерли рано, ушли друг за другом. Это случилось перед самой войной. Я тогда училась в 10 классе...»

По окончании средней школы Марианна Таврог уехала в Москву, поступила в Педагогический институт имени В.И. Ленина. Но почему она выбрала профессию педагога, если еще с детства мечтала быть актрисой, участвовала в кружках художественной самодеятельности, даже была победителем конкурса юных чтецов в Артемовске? Оказывается, дело в том, что ее отец (как, например, и отец Михоэлса) не считал актерство профессией и настаивал, чтобы его дети «сначала получили образование, а потом пусть делают что хотят». <…>

Не успела Марианна Таврог закончить институт – началась война. В первые же ее дни она, активная комсомолка, участвовала в эвакуации детей из Москвы в детский дом под Рязань. А вскоре судьба занесла в Алма-Ату, где жила ее сестра, в свое время работавшая на Мосфильме. Здесь, рядом с сестрой, она и стала «киношницей». Работала на киностудии в выездных бригадах, которые выступали в госпиталях, выполняла множество работ — была костюмером, реквизитором, помощником режиссера. Так и пошла она в мир кино, постигая его премудрости подетально. А дальше вышло почти как в сказке: к Магомету пришла гора – уже в начале войны в Алма-Ату был эвакуирован ВГИК, и в 1942 году Марианна Таврог стала его студенткой.

И снова из рассказа Марианны Елизаровны:

«Я пришла сдавать вступительные экзамены. В приемной комиссии были Леонид Захарович Трауберг, Григорий Михайлович Козинцев, Григорий Львович Рошаль, Сергей Васильевич Комаров, и все ждали прихода самого Сергея Михайловича Эйзенштейна, но он в тот день не пришел – был занят на съемках [«Ивана Грозного»]. Сдав вступительные экзамены, я была принята на режиссерский факультет. Учиться было безумно интересно, хотя настоящих кино-мастерских в алма-атинской киностудии не было, по-настоящему, что это такое, я поняла в Москве, когда училась у Льва Владимировича Кулешова и Александры Сергеевны Хохловой.

ВГИК я закончила с отличием и имела право выбора работы, но ее не было – это был период так называемого “малокартинья”: выпускалось 5-6 художественных фильмов в год. И случилось так, что я начала (и это оказалось моей судьбой) не с художественного кино, а с документального: выпускник ВГИКа мой сокурсник Роман Ильин, по специальности оператор, получил на дипломную работу пленку и деньги и предложил мне участвовать в его фильме в качестве режиссера. Мне тоже предстояло сделать дипломную работу – художественный фильм “Глубокие корни”, но ни пленки, ни денег у меня не было, и я приняла предложение Романа Ильина. Мы сняли фильм “Владимирское ополье” – мою первую работу в кино. Картину приняли хорошо, и меня сразу пригласили на студию научно-популярных фильмов. Это было так давно, что я не помню точной даты, но с тех пор я сняла более 50 научно-популярных фильмов».

«Мы из Гнесинки», «С.Я. Маршак», «Чукоккола», «Композитор Арам Хачатурян», «Сквозь время» (о трех поэтах погибших на фронте, – Павле Когане, Михаиле Кульчицком, Всеволоде Багрицком), «Михаил Светлов», «Лариса Рейснер»... А из фильмов о художниках? «Кукрыниксы», «Художники сказочных чудес»... Отдельно напомним о ее фильмах, посвященных В. Фаворскому, А. Тышлеру. <…>

О каждой работе М. Таврог, включая ее героев, можно написать как минимум по новелле, хватило б на хорошую книгу! …Она всегда стремилась показать Человека, его внутренний мир, его порыв, и притом не человека в эпоху, как это водилось в те далеко не легкие для документалистов времена, а эпоху через человека. Эпоха – это, действительно, каждый из нас, мы ее творцы и детали: кто-то более сильная, выразительная ее деталь, кто-то менее, но все – абсолютно необходимые и взаимонезаменяемые ее части…

 

Матвей Гейзер

(Из статьи в журнале «Лехаим», март 2002)

 

Ретроспектива фильмов

 

МАРИАННЫ ЕЛИЗАРОВНЫ ТАВРОГ

(1921 – 2006)

 

ЦДХ, 21 зал

(т. 238 96 34, Крымский вал, 10 м Октябрьская, Парк Культуры)

Вход по бесплатным билетам

 

10 января, среда, 17-00

Один Тамм (о физике Игоре Тамме), 1972, 20’;

Лариса Рейснер, 1977, 15’;

Жизнь Цвета (об учёном Михаиле Цвете), 1985, 15’;

Первый декабрист (о Владимире Раевском), 1987, 11’;

Страницы из жизни идеалиста (о Николае Огарёве),1988, 18’

 

12 января, пятница, 17-00

Ритм стиха, 1972, 20’;

Мой дом открыт (о Максимилиане Волошине), 1977, 20’;

Портрет, 1981, 15’;

Мне 100 лет (к юбилею Корнея Чуковского), 1982, 20’;

Нащокинский домик, 1985, 7’;

Ради жизни на земле (об А. Т. Твардовском и его герое Василии Тёркине), 1985, 16’

 

14 января, воскресенье, 17-00

От дедов к внукам, 1986, 17’;

Сентиментальный гротеск, или Художники Еврейского театра (об Александре Тышлере, Марке Шагале, Натане Альтмане, Роберте Фальке), 1996, 44’;

Театр Марка Шагала, 1996, 10’;

“Евгений Онегин. ГЛАВА Х (текстологический детектив), 1999, 30’

 

 

Дом-музей А. И. Герцена

(т. 241 58 59, пер. Сивцев Вражек, 27 м Кропоткинская, Смоленская, тролл. Б, 10 до ост. “Смоленская площадь”, тролл. 5, 15, 31 до ост. “Сивцев Вражек”)

 

17 января, среда

Вечер, посвященный творчеству Марианне Таврог

ЧУКОККАЛА (сценарий Е. Рейна), 1970

СТАРЫЕ МАСТЕРА (о выдающихся актерах советской сцены Ангелине Степановой, Марке Прудкине, Игоре Ильинском, Фаине Раневской, Верико Анджапаридзе), 1983

----------------

НОВАЯ РОССИЙСКАЯ АНИМАЦИЯ

(Эхо Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале)

 

ЦДХ, 21 зал

(т. 238 96 34, Крымский вал, 10 м Октябрьская, Парк Культуры)

 

Цикл представляет программный директор фестиваля

киновед Наталья Лукиных

 

9 января, вт, 17-00

СКАЗКА С АНГЕЛОМ, Дмитрий Палагин, Алексей Кондрашов, фонд социально-культурных программ “Губерния”, 2005, 13’;

ПРО МЫШОНКА, Мария Муат, худ. Марина Курчевская, студия “Анимос”, 2005, 13’;

ПОЛЫННАЯ СКАЗКА В ТРИ БЛИНА ДЛИНОЙ, реж. и худ. Галина Шакицкая, “Союзмультфильм”, 2003, 13’

ПРО ИВАНА-ДУРАКА (из цикла “Гора самоцветов”), Михаил Алдашин, Олег Ужинов, Сергей Меринов, худ. Михаил Алдашин, Андрей Кузнецов, Эдуард Беляев, студия “Пилот”, 2004, 13’;

НЕПОСЛУШНЫЙ МЕДВЕЖОНОК (из цикла “Гора самоцветов”), Наталья Березовая, Сергей Меринов, худ. Валентин Телегин, Эдуард Беляев, студия “Пилот”, 2006, 13’;

БУРЕВЕСТНИК, Алексей Туркус, худ. Максим Поляков, студия “Аргус”, 2004,10’

 

11 января, чт, 17-00

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ МИРА (русская, чукотская, африканская), Елизавета Скворцова, худ. Анна Самойлович, Елизавета Скворцова, студия “Метроном-фильм”, 2005, 9’;

ЗВЕЗДНАЯ СКАЗКА, реж. и худ. Алексей Почивалов, студия “Объект-Медиа”, 2004, 8’;

ВАРЕНЬЕ ИЗ АПЕЛЬСИНОВ, реж. и худ. Инга Коржнева, ОАО “Центр национального фильма”, 2004, 7’;

ВОРОБЬИ – ДЕТИ ГОЛУБЕЙ, реж. и худ. Нина Бисярина, кинокомпания “Снега”, Екатеринбург, 2006, 5’;

ПРО МЕНЯ, реж. и худ. Мария Соснина, школа-студия анимационного кино “ШАР”, 2005, 5’;

ХЕЛОМСКИЕ ОБЫЧАИ, реж. и худ. Ирина Литманович, школа-студия “ШАР”, 2005, 5’;

ОСТОРОЖНО – ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ, реж. и худ. Анастасия Журавлева, школа-студия “ШАР”, 2005, 5’;

ЖУК, КОРАБЛЬ, АБРИКОС, реж. и худ. Юлия Аронова, студия “Анимос”, 2004, 13’;

ГОРОД, реж.и худ. Петр Бронфин, студия “Петра Бронфина”, 2005, 10’

 

13 января, сб, 17-00

БОГ, Константин Бронзит, студия “Мельница”, С-Петербург, 2003, 5’;

ВЕТЕР ВДОЛЬ БЕРЕГА, реж. и худ. Иван Максимов, фонд социально-культурных программ “Губерния”, 2002, 10’;

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА, Екатерина Михайлова, худ. Нина Виноградова, студия “Анимос”, 26’;

ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ, Дмитрий Геллер, худ. Анна Карпова, студия “А-фильм”, Екатеринбург, 2006, 12’;

КРАСНЫЕ ВОРОТА – РАСЕМОН, Александр Татарский, Валентин Телегин, худ. Валентин Телегин, студия “Пилот”, 2002, 11’;

БУАТЕЛЬ, реж. и худ. Алексей Демин, студия “Даго”, Москва, 2006, 13’

 

 


В избранное