Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ликбез для начинающего сценариста


Ликбез для начинающего сценариста. Выпуск 4.


В помощь начинающему автору. Чтобы годами не бродить в трех соснах, и, не дай бог, не заблудиться в них навсегда, предлагаю  воспользоваться картами, составленными опытными проводниками.


 

Здравствуйте,

 

Вот уж не предполагала, насколько далеко заведет меня данное в прошлом выпуске обещание поговорить об эмпатии.  Я-то имела в виду всего лишь мысль о том, что зритель приходит в кинозал за эмоциями. Яркими, сильными, необычными - теми, которыми он обделен в зарегламентированной правилами и запретами повседневной жизни. Вроде как просто и доходчиво.  Но тут же меня настигла довольно неприятная мысль. А ну как меня неверно поймут? Типа, я  агитирую писать погони-стрелялки-догонялки, потому что таково желание зрителя, и ничего другого при таком раскладе нам не дано.

 

Нет-нет-нет. На самом деле мне, как автору, хочется иметь максимальную свободу в выборе тем.  Именно поэтому я нахожу совершенно необходимым понимать, что же конкретное скрывается за широко употребляемым в психологии творчества понятием эмпатии, и разобраться в механизмах восприятия  значительно глубже и точнее. Как все это приложится к конкретной работе – решать придется каждому самостоятельно. Но информация стоит того, чтобы быть с нею ознакомленным.

 

Для начала обратимся к определению, данному эмпатии известным психологом Карлом Роджерсом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим … как будто это я радуюсь или огорчаюсь.»

Особую значимость для нас имеет факт, что  эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий.  Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида только усиливает или ослабляет ее.

 

Термин «Эмпатия» появился в английском словаре в 1912 г. Он возник на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Первоначальное смысловое наполнение термина было близко понятию «симпатия».

 

Сегодняшние психологи в широком диапазоне проявлений эмпатии выделяют два полюса.  На одном находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств - сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера без значительного эмоционального вовлечения в них.  В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям). В самом широком смысле эмпатия означает – я с вами. Помните девиз джунглей: Мы с тобой одной крови. Ты и я?

Физиологически эмпатия базируется на, так называемых, зеркальных нейронах. Они еще отвечают за интеллектуальную репрезентацию других существ в нашем психическом театре. Впервые зеркальные нейроны были обнаружены и описаны итальянскими учеными Джакомо Риззолатти, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси, проводившими исследования в университете итальянского города Парма в начале 1990-х годов.

Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — клетки головного мозга, которые активизируются не только, когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими.

Например, Вы замечаете, что у кого-нибудь вспотел лоб, зрачки расширились, губы дрожат, и делаете логический вывод: «Этот человек чего-то боится». Однако эмпатия — это нечто гораздо большее. Вы не просто видите, что человек напуган, вы чувствуете это вместе с ним. Вы понимаете, почему он боится и как сильно мучает его страх.

Первоначально зеркальные нейроны обнаружили у обезьян.  Открытие было настолько неожиданным, что потребовалось несколько лет, чтобы в него поверить. В 1996 году была опубликована большая научная статья на эту тему. После того, как она  была благоприятно принята в научном мире, похожие опыты очень скоро начали ставить на человеке. Появилась дорогая аппаратура, позволяющая довольно легко рассмотреть, какие зоны мозга активируются во время работы. Опыты проводились в Америке, Англии — начался настоящий бум, это стало модно.

Идея ученых с самого начала состояла в том, что зеркальные нейроны служат для понимания действий других. Мы можем делать это  двумя разными способами. Например, кто-то берет со стола чашку кофе. В первом случае мы описываем происходящее с помощью определенной интеллектуальной процедуры: у нас есть чашка и рука, которая производит хватательное движение. Из этого можно вывести смысл — человек берет чашку кофе. Во втором случае цель действия воспринимается нашей моторной системой мгновенно. Картинка как бы отражается нейронами моторной коры, заставляя прочувствовать наблюдаемую операцию, как бы выполнить ее лично. Это и есть первоначальный, основной способ, каким мы воспринимаем чье-то действие, — восприятие посредством чувства, а не размышления.

 
Зеркальные нейроны — это система, которая резонирует, когда кто-то делает то, что умеете вы. На этом построены все процессы имитации, копирования и обучения. Вы смотрите, как человек выполняет определенное действие, и пытаетесь его повторить. Это основа всей нашей культуры. Так передаются знания и опыт.

 

Когда зритель смотрит фильм, именно зеркальные нейроны заставляют его сопереживать герою. Если он понимает, что делает Ваш герой, значит, он и ощущает то же самое. Значит, задача перед сценаристом  стоит следующая: выразительно показать убедительное действие героя. В этом случае у него есть все шансы быть верно понятым.

Проблему героя как выразителя авторской идеи мне бы хотелось обсудить с вами в следующих выпусках. А на сегодня у меня все.

Кстати, на основании открытого им феномена Джакомо Риззолатти  полагает, что  оригинальности можно достичь лишь на основе общего культурного фундамента. Все самобытные художники, прежде чем создать что-то свое, у кого-то учились. А потом, если вы что-то придумаете, это будет так же скопировано другими и таким образом станет частью общей человеческой культуры.

Творческих успехов Вам!

Ирина Куимова

 

kira-kirilla@list.ru

http://kirilla.blogspot.com/

 

 

 


В избранное