Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб киноУХО - 61. Сталинградская битва в кино. Отчет 1



Клуб киноУХО - 61. Сталинградская битва в кино. Отчет 1
2013-10-31 09:25


Клуб киноУХО - 59. Сталинградская битва. Отчет Под впечатлением от просмотра фильма "Сталинград" Федора Бондарчука решили посмотреть, как эта тема была отражена в кинематографе раньше.

Чтобы вообще понять, почему Бондарчук взялся снимать именно это, почему это так важно, и вообще, что было в Сталинграде, чего не показал Бондарчук.

Потому, что нельзя из его фильма понять ничего о битве, о ее значении, о значении тех людей, об их мощи, которую мы могли бы увидеть, но не увидели в фильме...

В общем, какое-то недоумение и изумление фильм вызвал, вот мы решили посмотреть, что было раньше.

Оказалось, о Сталинграде снимали много, по-разному, в разное время и в разных странах. В Советском Союзе - понятно, почему военная тема вообще была одной из магистральных.

Сейчас эти военные фильмы, их количество - и качество - вообще осмысливаются совершенно по-другому.



В стране до сих пор почти все семьи чувствуют свою связь с войной - остались еще прабабушки-прадедушки, которые воевали, остались бабушки-дедушки, которые помнят войну детьми.

А в Советском Союзе кино снимали люди, которые воевали, вообще, до какого-то времени жили люди, главным событием жизни которых была война. И это не странно - мало что может сравнить по накалу чувств, по полной выкладке - с тем, что требует война.

Но у войны - и Победы - есть и другой смысл, другое значение. Не просто исторический - символический. Исторический смысл такой: мы живем в мире, созданном после войны. Созданном теми, кто войну выиграл, то есть - по правилам игры, которые можно назвать сферами влияния и прочими геополитическими договоренностями.

Поэтому регулярная декларация войны и Победы, как ценности и знаковости для нации является как будто заявкой на продолжение этого договора. Это - исторический смысл. Но есть и символический.

Символический: на нашей крови, на крови наших дедов и прадедов, стоит этот мир. Если мы не будем отдавать дань, почести их памяти, мир рухнет. Это - символизм войны и Победы. Что такое - мир рухнет? Один рухнет, другой воздвигнется.

Фонтан в Сталинграде

Но это будет уже мир с другими законами, и мы будем занимать в нем другое место. Как все мы понимаем, не так давно это уже случилось. Явочным порядком. Однако база под фразу еще не подведена. То есть - не окончательно.

С коммунизмом расплевались уже по полной, но война и Победа еще остались, как легитимация русского присутствия и места в мире. Сталинград - это ключевая точка войны. Победа в Сталинградской битве - символ Победы в войне. Победы, изменившей мир. Который теперь опять хочет измениться.

Значит, тем, кто хочет новых изменений, надо как-то символизм Победы перекодировать. А тем, кто хочет утвердить и подтвердить мир после-Победный, нужно эту Победу символическую снова и снова как-то расчищать и вывешивать.

Вот Сталинград, Сталинградская тема стала таким победным знаменем, по которому кладутся новые узоры. Для того, чтобы понимать, почему Сталинград концентрирует в себе Победу, нужно знать реально исторически-географическое, экономическое его значение:

Сталинградская битва. Контрнаступление советских войск.

выход к Волге, к нефти, к ресурсам, и к транспортной артерии, которые были так необходимы и нашим, и немцам. И этот путь лежал через Сталинград, мало того, несколько месяцев он был сконцентрирован в нескольких домах, оставшихся незанятыми немцами в Сталинграде. А остальные были заняты.

А эти четыре, среди которых - дом Павлова - были расположением наших немногочисленных войск в Сталинграде. И тем не менее то, что эти дома заняты русскими, не давало немцам возможности сказать: "Город наш!"

Потому что эти дома были на ключевых участках, с них простреливались подходы к Волге, а ночью по этим подходам, уже - с Волги - к этим домам подтягивались новые наши силы и ресурсы, чтобы завтра снова простреливать все четыре стороны, и, самое главное - не пускать немцев к этому узкому проходу к Волге.

Карта военных действий в Сталинграде

Вот почему Дом Павлова становится таким символическим. В какой-то момент как будто судьба всей войны, всей Победы - и, стало быть, всего дальнейшего мироустройства на, по крайней мере, полвека вперед, решалась в этом доме - и, понятное дело, теми, кто в нем сидел, кто его защищал. Вот этой горсткой людей.

На самом деле их было не пять-шесть, как у Феди показано, "пять отцов", а 24 - 26, боевой расчет, и они не были кучкой партизан, обосновавшихся здесь, а могли бы и в каком-нибудь другом месте. Это был стратегически важный пункт, защищать который, закрепиться в нем - была поставлена боевая задача,

и они были - действующей боевой частью, с медсанчастью, связью, обновляющимся составом, подвозом продовольствия и боеприпасов. И героизм этих людей, которые не ушли и не сдали - безусловно, является в высшей мере подходящей темой для фильма.

Дом Павлова в Сталинграде

Что может быть круче - несколько человек сражаются тут, а от них зависят судьбы мира?! Просто фэнтези какое-то, с Мордором и кольцом Всевластья! Но - нет, не из фильма Федора Бондарчука можно понять все это. Что, вообще-то, хотелось бы знать и понимать.

Так вот, мы решили восполнить этот пробел - и посмотрели другие фильмы. И почитали другие книги. И поговорили с людьми. Обсудили. Вот, что получилось.

***
Сталинград, 2013. Реж. Ф. Бондарчук; Россия

Оттолкнулись-таки от Бондарчука - просмотром трейлера, так, символически, многие из нас в кино фильм уже видели, а кто не видел - тот понимает, что просмотр 2D-трейлера не дает никакого представления о мощи компьютерных 3D-технологий, которыми Columbia Pictures снабдила фильм Бондарчука.

Но странный посыл фильма удается уловить и из трейлера - это интересное наблюдение не приходило в голову до того, хотя трейлер этот каждый раз 100 видел по ящику. Замогильный, слабый мужской голос за кадром на фоне энергично взрывающейся картинки становится еще замогильнее:

"Страх переждем... Ужас переждем... Войну переждем..." - шелестит голос, и вот даже после просмотра фильма трудно ответить - чей это замогильный слабый шелест? Это голос защитников? Это голос мертвых?

Это голос мирных жителей из подвала? Почему он тогда мужской, там остались только женщины и дети, мирное население воюющего Сталинграда?

Это голос проигравших, фашистов, типа, они шепчут с того света, но обещают, как Карлсон, вернуться? Не иначе, ведь главным действующим лицом трейлера - буквально - является благородное и прекрасное лицо немецкого актера Томаса Кречмана, страдающего и мятущегося немецкого офицера,

Сталинград; 2013, реж. Федор Бондарчук; Томас Кречман

который - ну да, теперь, просмотр трейлера как-то обнажил и сделал очевидным то, что было заслонено другими впечатлениями от самого фильма: это же он, персонаж Кречмана, и есть главный герой российского фильма "Сталинград" Федора Бондарчука!

Это его ты помнишь, это он, единственный - персонализирован, вычленен из общей массы, наделен какой-никакой индивидуальностью, по сравнению с другими действующими лицами, сливающимися в аморфную массу - русских и немцев, плюс две символических девушки, которые тоже больше функции, чем люди.

А герой Кречмана - живой такой, хороший, сочувствуешь ему и помнишь - только его. Вот как, оказывается! А вы говорите - трейлер двухминутный!


***
Солдаты, 1956, Ленфильм, СССР, реж. А. Иванов
по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Июль 1942 года. Лейтенант Керженцев, его связной Валега и полковой разведчик Седых вместе с отступающими частями нашей армии идут мимо украинских деревень к Сталинграду, где уже формируются новые части...

Первая роль в кино Всеволода Сафонова (Керженцев); первая крупная, роль 2-го плана, Иннокентия Смоктуновского (до этого в том же 1956 году он снялся еще в 2-х фильмах, но в эпизодах ).

Солдаты, 1956; реж. Александр Ивано; Всеволод Сафонов, Иннокентий Смоктуновский

Очень органично и достоверно рассказывается о военных буднях. О повседневной работе войны. Без оценок немцев, как врагов, безжалостных и кровавых убийц. Трагедия отступления без излишеств – чувство вины здоровых и сильных солдат, упреки стариков, мирного населения – чего ж вы?

Конфликты и контакты интеллигентов с неинтеллигентами на фоне войны. Выведен образ плохого командира – начальника штаба, который посылает людей на верную гибель, не зная броду. Ему тут же выдали по заслугам: партсобрание, разжалован в рядовые, иди, воюй.

Переправа через Волгу, которая составляет обязательный фрагмент пазла фильма о Сталинграде. Вообще, посмотрев несколько фильмов, эти пазлы - или кубики - начинаешь различать, при чем не как какие-то штампы и клише, а как необходимые, неизбежные детали, из которых это событие и состоит, состояло в реальности.

Какое из этих одинаковых кубиков сложится кино, какие свои новые кубики добавит каждый конкретный режиссер/сценарист - это и есть, с одной стороны, талант, с другой - отражение времени.

В фильме "Солдаты" появились такие детали: музыка в блиндажах русских и немцев; излишняя, по нашим меркам, комфортность в немецком блиндаже и на позициях – наши утащили из немецкого расположения флягу с водой, а там – вино!

В немецком блиндаже, захваченном нашими – гитара с двумя грифами! И патефон. В фильме появляется девушка среди солдат – это наша медсестра, Маша. У нее – любовь с разведчиком Седых. Немцев в фильме не показано.

Фильм поражает безыскусностью, в хорошем смысле: прямо кожей чувствуешь, там - правда. И понимаешь, что большинство людей, снимавшихся и снимавших фильм, (так же, как и автор литературного первоисточника - Виктор Некрасов) - воевали. Сами прошли через это. Смешной Фарбер - Иннокентий Смоктуновский - тоже.

И сами они про себя врать не будут. И - еще одно наблюдение: полное отсутствие спецэффектов и комбинированных съемок не мешает показать ужас атаки. С близкого расстояния ближний бой. Это вообще все близко. Очень страшно.


***
Собаки, вы хотели жить вечно? ФРГ, 1959-й год.

Фильм о разгроме 6-й армии фашистов в боях за Сталинград. Призер немецкого кинофестиваля Дойче Эворд, 1959 года по множеству номинаций.

Никакого раскаяния немцев за сделанное, никакой рефлексии. Главный посыл - упреки командованию за некомпетентность, следствием которой стало поражение немцев под Сталинградом.

Русские мирные жители встречают немцев хлебом-солью. Немцы – симпатичные цивилизованные ребята, играют на рояле то и дело. Появляется русская девушка, которой сначала немец помогает, а потом она ему – буквально не выдает его, когда он под видом своего приходит на позиции русских.

Собаки, вы хотели жить вечно? 1959, ФРГ

Мало военных действий и очень много партикулярной рутины – рапорты, приказы, донесения. О причинах войны и о роли в ней немцев – ни слова. Зато главный герой - тот самый "хороший немец", прекрасный и благородный лейтенант с собакой.

Собаки, вы хотели жить вечно? 1959, ФРГ

Фильм подробно живописует немецкие представления о комфорте, в которых надо жить и работать, даже если это работа – война: горячая вода, бритье в каждый удобный момент, патефон.

Плохое снабжение – вот все эти немцы, обмотанные чем попало в суровую русскую зиму – в этом фильме связано только с нерадивостью или злым умыслом интендантов, потому что склады ломятся – как от продовольствия всех сортов, так и от обмундирования.

По ходу действия немцы их сжигают два раза, предварительно обзаведясь тулупчиками как раз перед наступлением холодов. Да, командование виновато, и румыны! Это же плохая румынская армия стояла у Калача, румыны прогнулись, вот русские и захватили доблестную немецкую 6-ю армию в клещи.

Еще интересное наблюдение: первые кадры фильма, немецкий военный парад и закадровый текст о том, какая была армия, вот как она шагала на параде, вот какая была настоящая военная машина, и вот как бесславно она замерзла в поволжских степях - мы воспринимаем как сарказм.

Обыкновенный фашизм; реж. Михаил Ромм

Это так рифмуются в памяти похожие кадры из всем с детства знакомого фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм", с его закадровым текстом и его сарказмом. Здесь же, в фильме "Собаки, вы хотели жить вечно?" никакого сарказма нет.

(Разве что в названии. Это - название книги, литературного первоисточника). На самом деле фильм - трагический, сделан с симпатией к 6-й армии, с целью почтить ее память и отдать ей должное.

СМОТРИТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ


В этот день в 2012 году: Искусство любить | L'art d'aimer
В этот день в 2009 году: Камень желаний | Shorts
В этот день в 2008 году: Адмиралъ
В этот день в 2006 году: Скромное обаяние буржуазии | Le charme discret de la bourgeoisie

Что было в клубе киноУХО?
Как нас найти?



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




Клуб киноУХО - 61. Сталинградская битва в кино. Отчет 2
2013-10-31 09:31

Под впечатлением от просмотра фильма "Сталинград" Федора Бондарчука решили посмотреть, как эта тема была отражена в кинематографе раньше.

Получилось интересное собрание в клубе, начало отчета - смотрите в предыдущем посте, а здесь - окончание темы. В один пост отчет не поместился.


***
Сталинград, реж Юрий Озеров. 1989 год; СССР, США, ГДР, ЧССР

Продолжение серии киноэпопей Юрия Озерова, посвященных Великой Отечественной войне («Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву»), двухсерийная киноэпопея «Сталинград» рассказывает о крупнейшем военно-политическом событии войны — Сталинградской битве. Гитлер готовит решающую летнюю кампанию 1942 года и направляет удар на Сталинград.

Юрий Озеров Для начала отметим: режиссер Юрий Озеров - сам фронтовик. Он родился 26 января 1921 года в Москве в театральной семье.

Отец — Николай Озеров, оперный певец, происходивший из рода священнослужителей, мать — дворянка, брат — теннисист, актёр и спортивный комментатор Н. Н. Озеров. Юрий Озеров в 1939 году поступил в ГИТИС, был призван в РККА.

Великую Отечественную войну прошёл связистом, от рядового до майора. В 1944 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. После войны учился на театроведческом факультете ГИТИСа, затем на режиссёрском факультетеВГИКа.


Так что не удивительно, что война стала главной темой его фильмов.

Что интересного в "Сталинграде" Озерова? Во-первых, в контекте нашего просмотра, открылось одно обстоятельство, неизвестное до этого никому из нас: в фильме Юрия Озерова "Сталинград", 1989 года, роль снайпера Ивана, достаточно знаковую, хоть и небольшую,

(ну, в масштабах огромного фильма там все практически роли - небольшие), так вот, роль снайпера сыграл .... угадайте, кто? Да Федор Бондарчук и сыграл, молоденький на тот момент пастушок, кудрявый!

Сталинград, 1989; реж. Юрий Озеров; Федор Бондарчук

(Это он пока с пистолетом, а потом снайпер будет!) Вот это было прямо-таки киноведческое открытие, насколько, оказывается, Сталинградская тема для Феди - своя. Не только через папу. Он еще и сам в "Сталинграде" же отличился!

При этом снайпера играл. Снайпер для сталинградской темы является тоже одним из постоянно действующих кубиков. Снайперы в сталинградской битве сыграли очень значительную роль. Наверное, из-за войны в городских условиях.

В общем, не танкист и даже не артиллерист является неотъемлемой фигурой сталинградской битвы. Странно, что в фильме Озерова снайпер - такой собирательный образ, проходит даже без фамилии, под условным именем Иван.

Почему не взяли какого-нибудь реального героического снайпера? Вон, другие герои вошли в фильм со своими реальными именами и делами, а Иван Бондарчука - такой, среднестатистический, снайпер.

В фильме Бондарчука - там, конечно же, тоже есть русский снайпер, так вот он - самый неприятные персонаж, злоязычный, похабный, хамоватый. Прямо на особицу от всех остальных, вполне себе привлекательных, хотя и не очень прорисованных, парней. Вот такая загадочная штука.

Еще смешно. Вот - верхние строчки списка действующих лиц и исполнителей.

В ролях:
Сталин – Арчил Гомеашвили (быв. Остап Бендер:)
Жуков – Михаил Ульянов
Пауэрс Бут – Чуйков
Генерал Родимцев – Сергей Никоненко!!!
Сергей Гармаш – сержант Павлов!!
Федор Бондарчук – снайпер Иван!!!
Оксана Фандера
Николай Крючков, Андрей Смоляков – сын Хрущева

Нетрудно заметить, что генерала Чуйкова, руководителя обороны Сталинграда, играет американец Пауэрс Бут. Такой не первой руки голливудский, даже, скорее, сериальный актер.

Сталинград, 1989; реж. Юрий Озеров; второй слева - Пауэрс Бут

В фильме он выглядит как засланный казачок, со своими фарфоровыми голливудскими зубами и загаром из косметического салона. Прямо другие выражения лица, мимика вся - чужая, не подходящая для того, чтобы играть лицом то, что требуется от боевого генерала в разгар Великой Отечественной Войны.

Бут, в лучшем случае, отыгрывает лицом тренера университетской бейсбольной команды в игре, от результата которой зависит, возьмут ли его тренером в высшую лигу. Другое это лицо.

А уж когда - так полагается для кино, чтобы зрителю все было понятно - начальник штаба то и дело на пальцах ему объясняет всю диспозицию, что да как, а он стоит, глазами хлопает... Прям видно, не врубается в наши серьезные дела, морда американская!

Но суть момента была такова: 1989 год, прямо расцвет дружбы нашей с американцами, вот и фильм такой важный вместе с ними снимали, и на такую важную роль пригласили товарища из Голливуда. Хорошо хоть не на Жукова. Или на Сталина, вот это был бы номер - пригласить товарища Сталина из Америки!

Главное: фильм Юрия Озерова "Сталинград", как никакой другой, дает объемное представление о том, что такое Сталинградская битва. Эпичность рассказа о крупнейшем событии в мировой истории требовала и специальной структуры:

рассказ ведется по нескольким линиям, в которых одновременно развиваются события: ставка Гитлера, ставка Сталина, ситуация в европейской резедентуре – Красной Капелле, ситуация в штабах, судьба участников сражений (или будущих участников).

Параллельные линии действия, которые с успехом используются и в сериалах, и в большом кино. Только здесь эта параллельность заложена исторической необходимостью.

Масштабные батальные съемки; подробный анализ решений, принимаемых главнокомандующими; роль этих личностей в истории и попытка раскрыть их характеры, (в соответствии с действующим еще на тот момент развенчанием культа личности, но - не десталинизации) – в общении с нижестоящими и с руководителями других государств;

отдельные судьбы, высвеченные войной – здесь интересны эпизодические роли Федора Бондарчука в роли собирательного снайпера Ивана и Сергея Гармаша в роли конкретного сержанта Павлова.

Сталинград, 1989; реж. Юрий Озеров; Гармаш, Никоненко, Бут

Павлова у Озерова сыграл молодой и очень энергичный Сергей Гармаш. Роль тоже не большая. И вот жалко, что про этого человека и всю эту ситуацию, получается, большой фильм так и не снят. Потому что в фильме Бондарчука хоть и присутствует какой-то дом и какие-то люди в нем, но это все тоже - некие собирательные образы, а не конкретные герои и судьбы. А Павлов стоит фильма.

Яков Павлов Яков Федотович Павлов - Герой Советского Союза (1945), герой Сталинградской битвы, командир группы бойцов, которая осенью 1942 года обороняла т. н. Дом Павлова в центре Сталинграда.

Вечером 27 сентября 1942 года Павлов получил боевое задание разведать обстановку в 4-этажном здании, выходящем на центральную площадь Сталинграда — Площадь 9-го Января. Это здание занимало важное тактическое положение. С тремя бойцами (Черноголовом, Глущенко и Александровым) он выбил немцев из здания и полностью захватил его.

Вскоре группа получила подкрепление, боепитание и телефонную связь. Вместе со взводом лейтенанта И. Афанасьева численность защитников возросла до 24 человек. Потом прорыли траншею и по ней вывели мирных жителей, скрывавшихся в подвалах дома.

Фашисты постоянно атаковали здание артиллерией и авиабомбами. Но Павлов избегал больших потерь и в течение почти двух месяцев не давал врагу пробиться к Волге.

19 ноября 1942 года войска Сталинградского фронта перешли в контрнаступление. 25 ноября во время атаки Павлов был ранен, лежал в госпитале, затем вернулся на фронт, был командиром отделения разведки в артиллерийских частях 3-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов, в составе которых дошёл до Штеттина.

При этом, как настоящая легендарная фигура, Павлов стал героем легенд и после смерти: откуда-то взялся и стал распространяться слух, будто легендарный защитник Сталинграда и поныне здравствует, являясь... старцем-чудотворцем, архимандритом Кириллом, в Троице-Сергиевой Лавре.

В разных вариациях излагается такая легенда. Мол, в самый страшный момент сражения, когда смерть уже витала над защитниками того дома, явилась отважному воину Пресвятая Богородица. Павлов воспрял духом и понял, что выстоит и выживет, несмотря ни на что.

Тогда он и поклялся, что коли уцелеет - уйдет после войны в монастырь. И, вернувшись с фронта, сержант Павлов якобы поступил в семинарию, затем принял монашество и получил имя Кирилл. Будто бы вызвали его однажды в военкомат города Загорска (ныне Сергиев Посад) и спросили: "Что мы скажем начальству?". Монах Кирилл ответил: "Скажите, что я умер". И в военкомате с этим согласились...

Сюжет, а? Ну да, это легенда, но - если говорить о фильме, об истории, о вымысле - вот вам пожалуйста, прям кино! В реале же ветераны-однополчане Павлова забеспокоились, и, поскольку история слишком туманна и маловероятна, сотрудники волгоградского музея-панорамы "Сталинградская битва" провели расследование.

Выяснилось, что не один, а трое Павловых, отличившихся в Сталинграде, стали Героями Советского Союза. Кроме Якова, это капитан Сергей Михайлович Павлов и гвардии старший сержант Дмитрий Иванович Павлов (последний умер в 1971 году).

Существовал в Троице-Сергиевой Лавре и реальный о.Кирилл, который в миру носил распространенную русскую фамилию Павлов, а в годы Великой Отечественной тоже защищал Сталинград. Но сержант Павлов, защитник дома Павлова - не он.

В общем, вывод авторитетной комиссии однозначно гласил: Герой Советского Союза, защитник дома Павлова и духовник Свято-Троице-Сергиевой Лавры Старец Кирилл - НЕ одно и то же лицо.

И вот еще: дом Павлова в Сталинграде - ныне Волгограде - восстановлен, вскоре после войны. А восстанваливали его - женщины, было такое женское движение по восстановлению Сталинграда. Сохранилась документальная кинолента, запечатлевшая встречу в Сталинграде младшего лейтенанта Якова Павлова с этими женщинами.

И Павлов написал на стене своего дома: "Дом принял от Черкасовой в полной пригодности. Гвардии младший лейтенант, Герой Советского Союза Яков Павлов". Вот ведь прям кадры в кино просятся.

Всего этого в фильме Озерова нет, и пока вообще ни в каком фильме - нет. А вот отдельные фильмы про Красную Капеллу есть, и в фильме Озерова этому явлению уделено достаточно большое место.

Красная Капелла - это не организация в строгом смысле слова, это сетевая структура, стихийно сформировавшаяся резедентура, состоящая из высокопоставленных противников гитлеризма, которые из разных европейских стран начали присылать разведданные в Москву.

Название «Красная Капелла» первоначально принадлежало особому подразделению СС (SS-Sonderkommando Rote Kapelle), в задачу которого входило обнаружение и ликвидация нелегальных передатчиков, работавших в Германии.

О том, как появилось на свет название «Красная Капелла», рассказал заместитель шефа гестапо оберфюрер СС Фридрих Панцингер, взятый в плен Советской Армией.

На допросах в СМЕРШ 1 февраля 1947 года и 29 июня 1951 года на Лубянке он показал, что отслеживание деятельности антифашистов началось в результате радиоперехвата радиоспециалистами шифрованных сообщений (на жаргоне контрразведки радисты назывались «музыкантами», «пианистами», как нам хорошо известно из любимого фильма "17 мгновений весны").

В эфире работало несколько передатчиков, работал целый «оркестр», или по-немецки «капелла». Германская служба радиоперехвата (функабвер) определила, что «музыканты» ориентировали свои передачи на Москву. Поэтому «капелла» получила соответствующую «красную» окраску.

Позднее такое же название получила операция нацистских спецслужб по борьбе с агентурой советской разведки в европейских странах.

Состав резидентур был интернационален по своему составу (за исключением Германии), он состоял из антифашистов различной политической направленности, работников Коминтерна, сотрудников военной разведки и разведки НКВД.

Кадры, связанные с деятельностью Красной Капеллы, в фильме Озерова до боли напоминают нам сцены Штирлица с радиской Кэт - те же европейские улицы, те же чемоданы с рациями, те же немецкие офицеры, работающие на Москву.

Еще в фильме Озерова интересные персонажи - сынки-мажоры: сын Хрущёва Леонид, летчик, и сын скрывавшейся в СССР испанской коммунистки Долорес Ибаррури Рубен.

Оба воевали с первых дней, Рубен - так еще успел и в Испании повоевать, а Леонид - на финской войне. Получили ордена в начале 1942 года, обмывали - и там, на пьянке, был застрелен кто-то. Вот так, повеселились.

Этих бравых парней тогда разжаловали и рядовыми отправили на фронт. И вот на театр военных действий Сталинградской битвы таким разжалованным рядовым Рубен Ибаррури и прибыл. И снова проявил беспримерное геройство.

Сталинград, 1989; реж. Юрий Озеров; Рубен Ибаррури - Фернандо Альенде

На рассвете 24 августа немецкие войска пошли в атаку. Во время боя погиб командир батальона, и Рубен Ибаррури принял командование. Сначала шквальным огнём пулемётной роты и батальона немцы были остановлены, а затем Рубен Ибаррури поднял солдат в контратаку и отбросил противника.

Немцы оставили на поле боя около 100 трупов своих солдат и офицеров, пушки, миномёты и другое оружие. В этом бою Рубен Ибаррури был тяжело ранен. Он был эвакуирован за Волгу, но 4 сентября 1942 года скончался в госпитале. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Вот такие были сынки высокопоставленных родителей. С Леонидом Хрущёвым - там другая история, тоже - для кино и конспирологов.

Леонид Хрущёв Летчик Хрущёв тоже был героический, принимал участие в финской кампании, бомбил линию Маннергейма.

С первого дня принимал участие в Великой Отечественной Войне, получил Орден Красного Знамени. Потом эта дурацкая пьянка и разжалование, потом вернулся на фронт - и в марте 1943 года пропал, не вернулся в часть после боевого вылета.

Есть свидетельства очевидца крушения его самолета, но, как водится, существуют и иные версии. Например, что Леонид по своей воле перелетел к немцам и начал с ними сотрудничать.

Затем он, якобы, по требованию Сталина был выкраден спецгруппой СМЕРШ и расстрелян в Москве. И вот в этом-то и кроется секрет патологической ненависти Никиты Хрущёва к Сталину, и вся дальнейшая жизнь и деятельность Никиты по развенчанию культа личности была следствием этой ненависти и местью за сына. Во как!

Сталинград, 1989; реж. Юрий Озеров; Леонид Хрущёв - Андрей Смоляков

Но, понятное дело, это опять - сюжет для будущих фильмов, а в фильме Озерова зато Леонида Хрущёва играет совсем молодой Андрей Смоляков, который вместе с Федором перекочевал оттуда и в новый, нынешний "Сталинград", (у Бондарчука в 2013 году Смоляков играет пожилого советского солдата, одного из защитников Дома и Кати).

Война показана в фильме Юрия Озерова как крупнейшее геополитическое событие мировой истории, при этом Сталинградская битва – ее ключевое сражение, решающее.

Многофигурность композиции и сложная структура фильма позволяют вполне выразить мысль о том, насколько судьбу битвы решали не одни лишь военачальники над картами и в дипломатических беседах.

Говорить о роли «каждого солдата» банально и общо, но вот конкретные герои – показанные в фильме Ибаррури, снайпер, Павлов и тысячи других, не показанных, но таких же – вот они реально влияли на перевес чаши весов. Когда в Сталинграде с середины сентября каждый день немцы готовились рапортовать об окончательном взятии города, да так и не взяли.

Военный комбинаторный талант генералов тоже показан. Не замалчивает Озеров и темы заградотрядов, и прямо в кадре идет расстрел покинувших поле боя. Но не эту трагическую страницу войны, понятное дело, советский режиссер-фронтовик выдвигает на первый план, а – героизм и мужество противостояния в мировом масштабе.

Общий посыл фильма – советский народ победил жестокого врага, угрожающего всему миру, с беспримерным героизмом сражаясь, не желая покоряться врагу ни в чем. И мир должен помнить об этом и быть благодарен. Кто нам помогал – тому тоже спасибо.

Про вину немцев сейчас говорить не будем, (о ней только что, на тот момент недавно, снял фильм «Иди и смотри» Элем Климов). Роль Сталина велика, хотя и у него бывали промашки параноидальные (не поверил донесениям Красной Капеллы о намерениях Гитлера проводить генеральное сражение в Сталинграде).

В фильме Озерова выведены такие архетипы Сталинграда, как женщина с ребенком, которую убили на глазах у своих; мальчик в подвалах Сталинграда – здесь он просит у советских солдат гранату, чтобы убить немцев, которые убили его родителей; снайперы, сыгравшие важную роль в боях за город; музыка.


***
Сталинград, Германия, 1992 г. , реж. Йозеф Фильсмайер, в ролях: Томас Кречман.

Зима 1942 года. Шестая армия вермахта сражается в разрушенном до основания Сталинграде. Взвод элитных немецких солдат, в первой же битве потерявший больше половины личного состава, ведет отчаянную борьбу за выживание.

Для нас самым интересным в немецком фильме 1992 года является Томас Кречман, сыгравший главную роль в фильме - роль благородного и прекрасного молодого немецкого лейтенанта.

Сталинград, 1992; реж. Йозеф Фильсмайер; справа - Томас Кречман

Вот прямо в той же самой роли мы наблюдаем практически того же самого Кречмана, но уже - майора - в фильме Федора Бондарчука. И то сказать, на Кречмана посмотреть приятно и не лишне, актер он не просто хороший - очень выразительно и убедительно играет трагедию, но - редкого на сегодняшний день в мировом кино амплуа благородного героя.

Нынешние времена, видать, к благородству героев не особо располагают. Вот один Кречман остался, чтобы играть такое - униженное, поверженное благородство в стане злодеев. Получается, за привлечение такого редкого типажа Бондарчуку, опять же, надо сказать отдельное спасибо.

Но снимать российский фильм про Сталинград как печальный реквием немецким надеждам - согласитесь, это все-таки слишком. Нужен ли нам такой хоккей?

Однако, про немецкий "Сталинград". Фильм снят в 1992 году, после развала Союза, но главный посыл – это чувство вины немцев за сделанное и желание показать, что не все были жестокими убийцами и не все принимали власть нацистов.

В фильме дана очень внятная картина боев, показано детально использование разных средств вооружения и продемонстрирована тактическая необходимость использования тех или других.

Группа немецких солдат во главе с хорошим лейтенантом – все больше хорошие симпатичные парни. Немцы мятущиеся и несчастные, но это не снимает с них вины за содеянное – вот такой пафос фильма.

Сталинград, 1992; реж. Йозеф Вильсмайер

Русская девушка здесь, сделавшись «немецкой подстилкой», тоже переживает и клянет себя, и в этом чувстве вселенской вины сродняется с такими же несчастными и навеки запятнавшими себя немцами.

У немцев показано очень злое руководство – что их регулярный гауптман, который все время кричит и посылает их делать что-то плохое; что доктор, выдающий разрешения улететь – тоже какой-то фашист. Про русских – никаких обидных кличек или разговоров.

Иваны упоминаются только в рассуждениях о будущих и прошлых боях. За русский автомат немец хватается со словами: Он лучше, чем наш! Бьет ровнее и без отдачи! – В общем, никакой тени на русский/советский плетень фильм не наводит, только на свой.

Сталинград, 1992; реж. Йозеф Вильсмайер

Этот опыт - наводить тень на свой плетень - позднее позаимствовал Никита Михалков, для своей покаянческой дилогии Утомленные солнцем 2: Предстояние/Утомленные солнцем 2: Цитадель. Но у немцев выходит реально печально и трагично, своих они грязью не поливают, кроме нескольких конкретных персонажей. Даже Гитлера – не поливают.


***
Враг у ворот, США, Германия, Великобритания, Ирландия; 2000; режиссер: Жан-Жак Анно

В ролях:
Джуд Лоу, Эд Харрис, Рейчел Вайс, Джозеф Файнc, Боб Хоскинс, Рон Перлман.

Название фильма взято из книги «Враг у ворот: Сражение за Сталинград» (1973) Уильяма Крейга (William Craig), в которой задокументированы реальные военные подвиги Василия Зайцева.

Про реального советского героя, снайпера Василия Зайцева, снять фильм удосужились только американцы, и уже в новом тысячелетии.

Василий Зайцев Василий Григорьевич Зайцев, (23 марта 1915, деревня Еленинка, Оренбургская губерния — 15 декабря 1991, Киев) — снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза.

Во время Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 уничтожил 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, включая 11 снайперов.

Вот такая сухая строчка из энциклопедии. Американцы из этой строчки сделали фильм. Главным его стержнем является реальная, опять же, снайперская дуэль между советским снайпером Василием Зайцевым и немецким супер-снайпером Кённигом.

Фильм "Враг у ворот" уже сильно идеологизирован, по сравнению с предыдущими – и с последующими. Тем не менее, после михалковских УС-2, УС-2/2, «Враг у ворот» выглядит предельно корректным по отношению к русским.

Враг у ворот, 2000; реж. Жан-Жак Анно; Джуд Лоу

Главный герой, великий снайпер Василий Зайцев – реальный, задокументированный и недавно, к тому времени – 10 лет назад – умерший советский человек. Настоящий герой, достойный восхищения. При этом в фильме играет его хороший и очень красивый актер Джуд Лоу.

Такой выбор героя и актера – комплимент, без сомнения. Однако в 2001 году, когда фильм вышел, все выглядело по-другому. Жесткие антитоталитарные выпады в начале фильма превращали героизм советских солдат в бессмысленные действия под дулами автоматов своих,

а пиар-технология политрука Данилова по прославлению деятельности снайпера-стахановца и вовсе ставит под сомнения все окружающие ужасы войны, которые меркнут для Зайцева перед возможностью прославиться!

С позиции сегодняшнего дня можно только радоваться, что создатели фильма не пошли дальше и не заставили Данилова подвести друга под расстрел из-за девушки. Интимная сцена между влюбленными Зайцевым и Таней выглядит тоже крайне неуместной – но фильм же снимали американцы, для которых фильм без сексу - деньги на ветер!

Враг у ворот, 2000; реж. Жан-Жак Анно; Джуд Лоу, Рэйчел Вайс

Зато девушку нашему хлопцу подобрали хорошую, Рейчел Вайс. В то же время в фильме на первый план выходит не просто Хороший Немец, а – Прекрасный Немец: выдающийся снайпер Кённиг в исполнении Эда Харриса.

Сравниться с ним в комплиментарности в изображении немецкого офицера может только Тихонов-Штирлиц, но тот-то все-таки играл подложного немца, не надо об этом забывать. Мы смотрели на него и думали: ведь он же такой прекрасный именно потому, что он – наш, неужели окружающие фашисты этого не понимают?

Враг у ворот, 2000; реж. Жан-Жак Анно; Эд Харрис

Эд Харрис играет немца-немца: изящного и мужественного, благородного и жестокого к врагам. То, что он под конец повесил мальчика – это на совести голливудских сценаристов: уж такой он был душка, что мы не верим, что он это сделал.

Но: фильм очень качественный, смотрится интересно, потому что ему есть, о чем рассказывать: об этих снайперских делах вообще, о конкретном русском чудо-снайпере и об этой дуэли.

Правда, о конкретном снайпере, кроме имени и мастерства, они ни слова правды не сказали: реальный Василий Зайцев был не полуграмотным пастушком, а взрослым и образованным человеком, до войны он служил начальником финансовой части на Тихоокеанском флоте, в бухте Преображенской!

Тем не менее, со всей развесистой клюквой, это все равно – настоящий интересный фильм, который, тем более, всем нам – и всему миру – открыл то, что наши почему-то нам не открыли: личность Зайцева и вообще тему снайперов в Сталинграде.

В общем, по любому, посмотрели не зря, хотя вопросы все равно остались. Первая загадка: как случилось, что два месяца судьба мира, человечества, Вселенной зависела от 24-х человек, защищающих Дом Павлова, а вместе с ним - Волгу, Россию, весь антифашисткий мир и мировой порядок? Как же так? Это какое-то чудо.

2-я загадка: почему не сняли до сих пор наши фильмы про Павлова и Соловьева? Да и про Хрущёва с Ибаррури, если уж на то пошло. Да и вообще, почему высасывают сюжеты из пальца, когда реальная история необработанная под ногами валяется? То есть ясно: фильмов снято много, хороших - тоже много, но тема Сталинграда не закрыта, Бондарчуком - особенно.

В этот день в 2012 году: Искусство любить | L'art d'aimer
В этот день в 2009 году: Камень желаний | Shorts
В этот день в 2008 году: Адмиралъ
В этот день в 2006 году: Скромное обаяние буржуазии | Le charme discret de la bourgeoisie

Что было в клубе киноУхо?
Как нас найти?



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное