Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб киноУХО - 57. Малые формы. Отчет.



Клуб киноУХО - 57. Малые формы. Отчет.
2013-09-18 15:41
Клуб киноУХО - 57. Малые формы. Отчет. Малые формы – это камерные и кратковременные истории небольших групп людей, объединенных общей какой-то идентичностью субкультурной. Или – вообще, или в данный конкретный момент времени. Группа друзей, отдыхающих, командировочных, даже – команда сотрудников радиостанции, охотников, милиционеров.

И эта группа продвигает какие-то свои узкоцеховые субкультурные ценности. Не за счет критики других, за счет демонстрации себя. Или - утверждения своей позиции, своих ценностей.

Не то, чтобы была какая-то оппозиция «эти, про которых фильм – и все остальные или просто другие». Но вот хорошая мужская дружба ("Особенности национальной охоты"), слаженная и креативная творческая деятельность ("День выборов", "День радио"),

отдых в Крыму ("Шапито-шоу"), актерская профессия как миссия ("Упражнения в прекрасном"), любовь к мамам ("Мамы"), культурность и грамотность ("Рассказы") или там просто нормальная человечность и порядочность ("Вдребезги") - они утверждаются и продвигаются как позитивные ценности.



А позитивные ценности продвигаются с помощью позитивных эмоций, которые создатели фильмов - продвигатели тех или иных своих ценностей - хотят вызвать у зрителя. Это как машинами торговать, так надо красивую девушку рядом поставить - тогда и машины лучше пойдут!

Вот поэтому фильмы и воспринимаются, как хорошие. С точки зрения посыла. Но, по странному стечению обстоятельств, они и сделаны хорошо. Смонтированы, сыграны, прописаны. Искренняя заинтересованность авторов в предмете, о котором они снимают, отражается и на мастерстве.

Правда и то, что все эти фильмы - вот про такие ма-а-а-ленькие дела, ситуации, конечные, (в противовес бесконечным/вечным) если не однодневные. Нет прослеживания события/явления/человека в развитии каком-никаком, все – о том, что случилось, вот, как это происходит.

Может быть, малые формы – ответ глобальности советской и глобализму пост-советскому. То есть - тотальному засилью того и другого. Может быть, малые формы - продукт клипового мышления, когда и создатели фильмов, и зрители – суть продукты своей эпохи, нашинковавшей мозги и способ восприятия в мелкую труху, с помощью всяких там клипом МTV.

С другой стороны, вон, Америка, где все эти клипы и производятся, нет, вполне себе способна производить Большое кино – по любому счету, (из последних - хоть "Великий Гэтсби | The Great Gatsby", хоть "Хичкок | Hitchcock", хоть даже "Железный человек 3 | Iron Man 3" какой-нибудь. Какой-никакой).

В Советском Союзе, конечно, тоже было Большое кино. При чем – даже авторское кино было – Большое. «Андрей Рублев» - фильм совсем молодого режиссера, гения авторского кино мирового масштаба - Андрея Тарковского, очень большое кино.

Опять же, «Солярис»… Если говорить, что внутренняя глубина и экзистенция чураются масштабных форм и больших бюджетов – вот вам «Зеркало», чуть ли не самый экзистенциальный фильм в истории, но это – большое кино. Не о человеке, об эпохе, на протяжении десятилетий, поколения, герои в детстве и проч.

Для большого кино нужен большой бюджет – это раз. И большие идеи, мироустроительные, национальные, какие хочешь. Может быть, греков еще тут можно вспомнить, о высоких и низких жанрах. Комедию они считали – низким. Трагедию – высоким. Большим.

Большое кино – не обязательно трагедия, но – с элементами трагичного. А у нас – что, не о чем трагедии снимать, что ли? У нас страна разрушилась – это раз. Хотите наоборот – открылись всякие архивы и сведения о репрессиях. Но, вероятно, нация пока осмыслить не может в художественных образах ни то, ни другое.

И в качестве защитной реакции, типа «не хочу слушать!» - снимает о себе хорошие фильмы малых форм – очень смешные и совсем немного грустные. Вот для того, чтобы посмотреть их, вспомнить знакомые и любимые и познакомиться с новыми, мы и собрались.

"Особенности национальной охоты", 1995 год.
Автор сценария и режиссер – Александр Рогожкин, Ленфильм. Выход на экраны датируется сентябрем 1995 года, но проката в стране не было, так что на больших экранах фильма никто не видел.

Зато на кабельном ТВ демонстрироваться начал практически сразу, уже осенью 1995 года, и сразу фразочки пошли в народ, и в курилках пересказывали – «про корову в бомболюке!»

Особенности национальной охоты, Рогожкин, 1995; Бычков, Булдаков

При этом рейтинг на КиноПоиске не особенно высокий – 7, 645, хотя по любому это – лучший фильм постсоветского периода. Лучший еще и потому, что подан в форме, любезной народу – водка, природа, русские медведи, черный ворон, баня, рыбалка и охота.

Но в этом фильме, как бы открывающем новые для отечественного кино горизонты малых форм, звучит и эхо прощания с кином:) большим.

И визуально, и эстетически, и идеологически, по мессиджу – сцены большой царской охоты, являющиеся, вроде бы, для всего фильма – этакими вставными аттракционами – с некоторой точки зрения служат основными смысловыми доминантами. Сны о чем-то большем.

О былом величии. О масштабной прекрасной структуре, от которой осталась лишь память романтиков и специалистов и старинные фолианты. Прекрасная природа, лица, французская речь, прекрасная музыка – в этих картинах вымышленного прошлого. Здорово!

А в настоящем – более камерное существование, тоже по-своему, по-другому – прекрасное: природа, хорошая мужская дружба, шутки-песни-водка, охотничьи байки. И в этом есть свой – другой, маленький, но – смысл, своя красота. Поэтому «Особенности национальной охоты» реально подытоживают предыдущий и открывают новый век российского кино.

Что имеется в виду? Главным образом, ограниченность пространства и среды - нет теперь фильмов, одинаково затрагивающих всех на бескрайних некогда просторах 1/6.

Но новый век - это и скромность бюджетов, диктующая свои правила: чтобы поменьше декораций, костюмов, поэтому – в глубь веков или в тайны Вселенной не углубляемся, чтобы безо всяких там дворцов и космолетов обойтись, без всяких вычурных костюмов, башмаков, пудреных париков или металлизированных комбинезонах будущего.

Так что лучше, бюджетней, быстрее – о современности. При этом в этой современности, чтобы не попасть пальцем в небо, не будем ни выдумывать, как живут другие люди, не мы, ни погружаться в чужеродную среду, чтобы как следует ее изучить.

Это в советское время сценаристы или журналисты на месяцы уезжали в деревню, в колхоз, в геологическую партию, чтобы погрузиться и ощутить, как на самом деле в этих, далеких от столицы, кругах устроена жизнь.

(Кстати, не только советские – лучший американский писатель современности, Стивен Кинг, известный мастерским описанием реалий повседневной жизни, именно в сочетании с которыми придуманные им ужасы/мистика выглядят еще более ужасающими и мистическими, так вот, он реально устраивается на работу на пару месяцев в библиотеку/бригаду по ремонту автодорог/сельский полицейский участок, вот с теми же целями не выдавать развесистую клюкву).

Теперь ясно, что это – тоже затратная стратегия: ведь этого сценариста нужно кормить, ему платить и т.д., а время идет, денежки капают, песочек сыплется. Так что особо рассусоливать некогда. Поэтому самые хорошие, убедительные и органичные фильмы получаются, когда снимают – о себе и близком окружении.

Вот, охота. Сходили на охоту, посидели с мужиками … Или наши дальнейшие фильмы: "День радио" родился у драматургов из московского театра "Квартет И", когда они реально работали на Нашем радио, читали там чуть ли не ежедневно «Мексиканских негодяев», вот и насмотрелись, как работает в реале неограниченная свобода слова.

А "День выборов" – когда в середине 90-х они же ездили с командой пиарщиков в избирательные туры – тогда московский креативный класс реально бригадами выезжал куда-нибудь в Сибирь или на Волгу – окучивать избирательные компании разных уровней. И сейчас выезжает. Отсюда – такое непридуманное знание реалий.

Наш интерес к малым формам в российском кино вызван не тем, что такое кино – единственное, что осталось на постсоветском пространстве. Нет, но эти формы - единственные, которые дают съедобные плоды. Большие формы как-то не получаются.

«Обитаемый остров», «Утомленные солнцем-2», «Адмирал», «Жила-была одна баба» - в тех редких случаях, когда режиссерам, знающим ходы и выходы, удается найти деньги на масштабный постановочный фильм, результат оказывается плачевным.

А в малых формах у нас ударно и вполне плодотворно – с точки зрения фестивальной политики – трудятся и режиссеры-новаторы, каковыми себя считала в начале 90-х субкультура «Наше новое кино»: Звягинцев, Вырыпаев, Сигарев: «Елена», «Жить», «Волчок», «Как я провел этим летом».

Но мы про эти фестивальные наши хиты уже говорили много раз. А сегодня хочется поговорить о том кино, которое выходит в России и его действительно можно смотреть, а после просмотра – хочется пересматривать. Кино, которое входит в обойму, во всякие «Золотые серии».

Так вот, начинается этот ряд с первых «Особенностей». За что режиссеру/сценаристу Рогожкину – огромное спасибо и низкий поклон, поскольку он со товарищи реально в середине 90-х со своим фильмом вышли, как один в поле воин – и какую-то прореху заткнули.

Остальные «Особенности» - тоже хорошие фильмы, смешные, забавные, с большим количеством реально комичных ситуаций, персонажей и диалогов, но высокого пафоса французского романтизма в них нет. А в первых – есть.

2. "День Выборов"
Фильм 2009 года. Это – вторая экранизация хитовых спектаклей московского театра «Квартет И» - театра, интересного тем, что драматурги – они же сами и есть. Так, например, многим будет интересно узнать, что большинство текстов к песням из этих любимых спектаклей написал маленький Леша Барац. Он же – один из соавторов сценария.

А другой – Ростислав Хаит, он же – Слава из фильма. Третий – Сергей Петрейков, он же – режиссер театральных спектаклей и режиссер этого фильма. Вроде бы и режиссер один и тот же. Но все равно в театре было лучше. Вроде бы, там больше времени – значит, должно быть более рыхло – а получается – нет, там было более напористо.

Еще и урезание песен – и по количеству, и по времени звучания – тоже не идет на пользу. Не говоря уже об исполнителях. При всем моем уважении к реальным фронтменам российского рока и шансона, которыми укомплектован фильм, Алексей Кортнев, в театре пародирующий их всех, вместе с музыкантами Несчастного случая, легко затыкают прославленных звезд за пояс – по энергетике и шику.

День выборов, 2009, Петрейков; Хаит, Демидов, Барац, Виторган

Тем не менее, фильм «День выборов» - несмотря на реальность событий, которые он описывает, и обилие острот, из которых он, вроде бы, и состоит целиком – тоже поднимается на более высокую позицию, чем просто актуальная зарисовка реального путешествия.

Вместе с первым фильмом (и спектаклем) Квартета И, «День радио», в легкой и доступной манере, «День выборов» стебется над – и доказательно, аргументировано изобличает оба столпа демократии: свободу выборов (здесь) и свободу слова ( в «Дне радио»).

История, рассказанная в фильме – не частный случай удальства в сочетании с мастерством политтехнологий, это – портрет системы, портрет от того еще более убедительный, что он не обличительными черными красками каких-нибудь красных активистов нарисован, с гневными и мрачными «Доколе?!», с пригвождением к позорному столбу, и проч.

– нет, рассказ ведется от лица удачливых профессионалов своего вполне респектабельного и хорошо оплачиваемого дела: промывания мозгов избирателю. Вот так это и делается, эй, у кого еще остались иллюзии по поводу ценности демократических процедур для реального улучшения жизни и устройства общества.

(Точно так же не надо тешить себя надеждой, что это все осталось в проклятом прошлом – теперь уже проклятое прошлое расширилось и захватывает лихие 90-е, значит, вот там и тогда это было так, а теперь и здесь, у нас, под боком, в Москве-столице нашей родины, конечно же, уже не так. Блажен, кто верует. Но это – к слову, едем дальше).

3. "Упражнения в прекрасном". Тоже малая форма, снятая о наболевшем и хорошо известном: известный антрепризный режиссер Виктор Шамиров, который, по совместительству, и кино снимает, решил экранизировать то, что знает не понаслышке: гастрольный тур антрепризной трупы по среднерусским городам.

Что особенного в его фильме: он – хороший. Это такая «Репетиция оркестра», которая остается на уровне малых форм, не выходя на самые последние и вечные вопросы, но, однако, совершенно уходит и от повседневных сплетен – кто с кем, где и в какой последовательности.

Фильм – об актерстве, о театре, об актерах – кто они и какие люди, почему для них притворяться другими – главное дело в жизни. Виктор Шамиров – сам выпускнит ГИТИСа, и к своему делу – к театру, к актерам – относится с нездешней, а, точнее, с несовременной серьезностью, нежностью и любовью. Как к служению – и как к служителям.

Упражнения в прекрасном, 2011, Шамиров; Куценко, Юшкевич, Шамиров, Радченко

Несмотря на то, что они – вот такие, (он и показывает нам - какие), они – единственные, кто поднимает и себя, и зрителя – ежедневно, из грязи той самой повседневности – к высотам, к Прекрасному. Так что название, которое Шамиров дал своему фильму, оно – прямое, безо всяких экивоков, даже есть эпиграф из Гете:

"Разучивание прекрасного и постоянные упражнения в прекрасном неизбежно поднимают человека, если только он не совсем обижен природою..." Тем более интересен такой подход и такой фильм у режиссера, которому только ленивый не предъявлял свои упреки в низкопробности и склонностью к жареному:

несколько лет назад Шамиров поставил один из самых успешных в стране антрепризных спектаклей, "Ladies Night", о мужском стриптизе, который организовали безработные сталевары после того, как их завод обанкротился. Там играли – и играют до сих пор – звездный состав, включая Марата Башарова и Гошу Куценко.

Гоша Куценко – особая статья. Надоевший всем и вся от своего вездесущего мельканья, Куценко составляет с Шамировым устойчивый тандем. Куценко сыграл в каждом фильме Шамирова, в большинстве спектаклей, они совместно разрабатывают всякие театральные проекты и – что там говорить, в фильмах Шамирова нам открывается совсем другой Куценко.

В фильмах Виктора Шамирова, начиная с «Дикарей», 2006 года, сыграл свои самые заметные роли яркий актер Константин Юшкевич. Играет в фильме, (как и в других фильмах Шамирова), сам Виктор Шамиров, оказавшись очень запоминающимся актеров с оригинальной внешностью и ни на кого не похожим голосом.

4. "Мамы".
Фильм 2012 года. Большой альманах о любви к мамам хорошим и разным в канун женского дня 8 Марта. Каждая отдельная новелла снята собственным режиссером. Среди них – Дмитрий Дюжев, срежиссировал свое появление в проекте;

Карен Оганесян снял новеллу «Я – не Коля», в которой сложился хороший актерский дуэт из Екатерины Васильевой и Михаила Пореченкова – и в этом году развил дуэт до полнометражного фильма «Марафон»; больше никаких сколь нибудь известных режиссеров в проекте не задействовано.

Зато задействовано актеров – чуть ли не все, имеющиеся в наличие. Помимо вышеупомянутых – Сергей Безруков, Егор Бероев, Гоша Куценко – куда ж без него, Федор Добронравов, Петр Федоров, Игорь Верник, Александр Олешко, Лия Ахеджакова, Светлана Ходченкова, Людмила Артемова, Равшана Куркова,

Марина Голуб, Анастасия Заворотнюк, Сергей Газаров, Ольга Волкова – кажется, шли прямо по штатному расписанию Мосфильма, Ленфильма и 1-го канала. В проекте малые формы подаются в другой распространенной в российском и мировом кино эстетике – гламура.

Мамы, 2012; Ходченкова, Ахеджакова

Получается похуже, потому что гламурной эстетике соответствуют, скорее, классические истории типа романы-помолвки среднего и высшего класса. В нашем конкретном случае этот слой вырождается в субкультуру, и поэтому гламурный фильм на российских реалиях выглядит достаточно этнографическим.

Мы решили взять для рассмотрения и фильм «Мамы» не потому, что он так уж нам нравится, а для того, чтобы посмотреть, как эта тема малых форм воспринята совершенно разными авторами и с разными целями. С другой стороны, эти самые «Мамы» все же лучше следующих, новогодних «Мам», и, конечно же, гораздо лучше других новогодних – «Ёлок». Что-то человеческое в «Мамах» все-таки есть.

5. "Шапито-шоу": "Уважение и сотрудничество"
Хороший фильм Сергея Лобана, 2011 года, мы о нем, в разных контекстах, уже неоднократно говорили, был хорошо воспринят критикой на Кинотавре и ММКФ, там даже Джеральдин Чаплин к Лобану в кино просилась.

И зрители тоже «Шапито» приняли вполне благосклонно – но не все, а вот именно те зрители, которые имеют с «Шапито» общие корни. Зрители, для которых огромных бонусом является – или, наоборот, это у «Шапито» появляются куча бонусных баллов – потому что зрителя любят или любили Крым, отдыхали или продолжают отдыхать там и так, как это показано в фильме.

Шапито-шоу. Уважение и сотрудничество, 2011, Лобан

Вот, еще одна фишка «малых форм»: это все фильмы, типа, отдыха. Даже когда они про работу – на Как бы радио это такая как бы работа. А вообще – стеб и сплошные приколы. (Исключения составляют шедевры «Нашего нового кино», проблемные, типа «Елена» или там «Жить». Но их же и смотреть-то не особо хочется).

Для прикольных фильмов малых форм характерно использование вставных аттракционов – о которых в фильме «Шапито» не просто заявляют открытым текстом – даже круче: выносят в название. И, конечно же, вставные номера Шапито в «Шапито-шоу» - самое сильное, что там вообще есть. Но и остальное неплохо.

6. "Вдребезги".
Это второй, 2011 года, фильм молодого, но уже очень хорошо заявившего о себе режиссера Романа Керимова, который – режиссер, сценарист, монтажер, композитор и актер в одном флаконе. То есть все это не только может, но и делает – в первом, тепло встреченном фильме «Неадекватные люди» он реально и сыграл, и музыку написал. И здесь – тоже.

Про сценарий и говорить нечего – сам. И при этом все – неплохо. «Вдребезги» - это альманах из таких маленьких историй, но альманах трешевый и комедийный. Такой замах, мощный не-подетски.

Вдребезги, 2011, Керимов

Смотреть его, как обычный непрофессиональный зритель, я бы не стала – просто не смогла бы: он начинается специально отвратительными кадрами, которые быстро переходят в угнетающе-кровавые, и только потом, когда всякое непрофессионально-зрительское терпение иссякнет, все это находит удобоваримое объяснение

– но было уже поздно, зритель уже ушел. Мы с вами посмотрим центральную, самую вегетарианскую, новеллу.

7. "Рассказы".
Дебютный полнометражный фильм режиссера Михаила Сегала, 2012 года. Годом раньше Сегал привез на Кинотавр короткометражку «Мир крепежа», она понравилась жюри и публике, и Сегал расширил проект до полного метра. Но не расширил короткометражку – она так и осталась первым рассказом в сборнике из 4-х рассказов.

Ничего себе рассказы, такие анекдоты, но с некоторым не то чтобы политическим – мировоззренческим подтекстом, мол, кто мы, куда мы идем, даже, скажем прямо – катимся, люди, опомнитесь, господа, вы звери…. Но нет, не до каких таких прямых упреков в бесчеловечности и богооставленности шутник Сегал, конечно же, не доходит.

Это – к Сигареву, что ли. Просто так, как будто зрителю глаза протирает – вот, забавно, не правда ли?

Рассказы, 2012, Сегал; Юшкевич, Новикова

Новелла «Возгорится пламя» в силу своей эротической составляющей вызывала, конечно же, наибольшие эмоции и отклики. У меня в том числе. И, конечно же, роль Константина Юшенкова – удалась.

По окончании просмотра все мы согласились, что кино это - хорошее. (За исключением, правда, "Вдребезги", который вызвал предсказуемые прения.) Так что главной цели мы достигли - посмотрели хорошее российское современное кино, удостоверились в его наличии и зафиксировали это знание. Чтобы и впредь это знать и помнить.


Что было в клубе киноУхо?
Как нас найти?

В этот день в 2012 году: Цветы войны | Jin líng shí san chai
В этот день в 2009 году: Евгений Гришковец Асфальт
В этот день в 2006 году: Ледниковый период-2: Глобальное потепление | Ice Age: The Meltdown


киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed



В избранное