Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Канн 2013. Итоги. Однополые диссиденты



Канн 2013. Итоги. Однополые диссиденты
2013-05-27 14:46

Канн 2013. Итоги. Однополые диссиденты Каннский фестиваль закончен, награды нашли героев, фильмы разъехались по миру. Что из каннской афиши перекочует на наши?

Скажем сразу: из фильмов, получивших награды Каннского фестиваля, наши прокатчики пока закупили только один. Кантри-мюзикл братьев Коэнов, «Внутри Льюина Дэвиса», фильм, получивший Гран-при фестиваля, на российских экранах появится в ноябре.

Вот так перевернулся мир, хулиганы и провокаторы в прошлом, ныне братья Коэны стали самыми умеренными режиссерами, чье творение – не будучи ни скандальным, ни политически грамотным – политкорректным – одновременно и получает высшие награды, и рассчитывает на хороший прием зрителей.

Похоже, именно они - самые самодостаточные люди в конкурсе, которые снимают, что хотят, не оглядываясь на фестивальную конъюнктуру. Когда они снимали "Старикам тут не место | No Country for Old Men" - в Каннах не было тренда на насилие, и остались без наград. Но это чувствовали - это и снимали. Мало кто вообще в мире может себе это позволить. Братья Коэны. Конечно, Вуди Аллен. Наш Сергей Соловьев. Кто еще?

Главный каннский хит – любовная и чрезвычайно откровенная драма двух девочек «Синий – самый теплый цвет» -



пока нашими прокатчиками не закуплен. Сомневаются пока. Французский режиссер тунисец Абделатив Кешиш – в Каннах не новичок – бил в десятку: как раз по стране прокатываются волны протестов против легализации однополых браков… Что может быть более актуальным, чем представить каннскому жюри фильм об однополой любви?

Канн 2013: Абелатив Кешиш, Адель Экзаркопулос, Леа Сейду

Снял Кешиш такой фильм – и победил. Примеривался долго, между прочим. Начал с этнографического арабского фильма, типа, педалируя происхождение и знакомство с материалом. "Кускус и барабулька" вполне высоко был оценен на разных площадках. Но оставаться в этнографической, экзотической нише Кешиш не захотел.

Снял "Черную Венеру" - вполне европейского толка. По крайней мере, подразумевая европейскую вину за страдания чернокожей шоу-герл как свою тоже. А теперь вот выстрелил крупнокалиберно: лесбийские сцены в фильме по откровенности и продолжительности будут отнимать хлеб у коллег, снимающих в фильмах для взрослых.

Кстати говоря, выбор Кешиша вполне запрограмированный и разумный: это же в прошлом году в Каннах уже награждали лесбийскую драму - "За холмами" румына Кристиана Мунжу. Точно так же, как и сейчас, каннское жюри тогда пальмовыми ветвями забросало и режиссера, и смелых девушек-актрис!

Канн 2012: Кристиан Мунжу, Козмина Стратан, Кристина Флутур

Правда, тот фильм проходил сразу по двум, нет, даже - по трем призополучательным категориям. Помимо однополости, еще и - борьба с религиозной замшелостью и традиционализмом, а тут уже и до антитоталитаризма рукой подать.

Так что у Мунжу необходимости так размахивать женскими прелестями в полный рост и не было - надо же по всем фронтам было простреливать. Не то - у Кешиша. Араба по происхождению, кстати. Который стал святее самого Папы - то есть зашел дальше самых либеральных европейцев в визуальном утверждении европейских ценностей. Молодца.

 Синий - самый теплый цвет | La vie d'Adèle; реж. Кешиш; Адель Экзаркопулос, Леа Сейду

Но эта борьба за однополую свободу поражает своей односторонностью. Предопределенностью решений жюри. И, в конечном счете, остстутствием свободы выбора. Ну да, как в советское время - фильмам о Ленине. Нельзя было не дать приза. Как говорят старшие товарищи. Потому что я таких фильмов не знаю.

В общем, пока прокатчики раскачаются и сопрягут отсталые российские ценности с прорывностью каннского лауреата - скорее посмотрим фильм в сети.

А вот Стивен Содерберг, который тоже снял такой фильм, про однополую любовь – «За канделябрами», нет, не победил. Хотя у него в главных любовных ролях снялись сразу две звезды мировой величины – Майкл Дуглас и Мэтт Деймон. Но может быть жюри решило, что это слишком – два приза одной теме.

За канделябрами | Behind the Candelabra; реж. С. Содерберг; Майкл Дуглас, Мэтт Деймон

А может быть, решило, что Содерберг по этой актуальной и животрепещущей теме проехался не трепетно, а слишком иронично – в общем, остался фильм без призов. И без российского проката – пока. Хотя посмотреть на этих двух великих в улетном гриме, в феерических нарядах и роскошных апартаментах - было бы забавно.

А какие еще остались темы животрепещущие? Ну, например, режиссеры-диссиденты. Ведь с исчезновением советских диссидентов эта тема вовсе не исчерпала себя. Есть, продолжают быть и здравствовать антидемократичные режимы всякие на планете. И там, в этих дебрях и чащах, есть люди, отстаивающие европейские ценности. Всякие.

И вышеизложенные, и вообще. И их эти антидемократичные режимы гнобят и всяко пригибают. Или вовсе евроориентированные режиссеры вынуждены бежать в вожделенную Европу. Нужно же поддержать товарищей по цеху!

Прикосновение греха | Tian zhu ding; реж. Цзя Цжанкэ

И вот приз за лучший сценарий уходит китайцу Цзы Цжанкэ за фильм, обличающий китайскую коррупцию «Прикосновение греха». Вообще, приятно пнуть гиганта. Как в былые времена - СССР. Теперь - Китай, желтая громадина, мастерская мира. Вот тебе! Получай!

А фильм иранского диссидента Асгара Фархади «Прошлое» увенчивается призом за лучшую женскую роль – ее как раз сыграла француженка Беренис Бежо. Всем нам запомнившаяся по бессловесной, но очень динамичной роли в фильме "Артист | The Artist". Девушка хорошая, фильм практически французский, чего бы и не дать приз?

Прошое |  Le passé; реж. Фархади; Беренис Бежо

Так, заявленные в начале фестиваля как магистральные, темы любви и секса вознаграждены – а как же насилие? Неужели останется без приза? Конечно же, и для насилия приз нашелся – лучшему режиссеру, мексиканцу Амату Эскаланте, снявшему один из самых тошнотворно жестоких фильмов конкурсной программы – «Эли». О наркокартельных войнах в Мексике. Приобретать «Эли» для показа в России пока никто не решился.

Эли | Heli; реж. Эскаланте

Зато другой каннский чемпион по насилию – фильм датского режиссер Николаса Виндинг Рёфна с Райанам Гослингом в главной роли – «Только бог простит» - закуплен, и выйдет в прокат в сентябре. Из конкурсной программы Каннского фестиваля в России мы увидим так же фильм Франсуа Озона – «Всего 17», тоже о сексуальных поисках несовершеннолетней. В августе.

Всего 17 |  Jeune & jolie; реж. Ф. Озон; Марина Вакт

И – «Элитное общество», внеконкурсный фильм Софии Копполы об элитных ограблениях – фильм, который с таким блеском и многократно воплотился в серии краж и ограблений на самом фестивале. В прокате уже в июне.

Элитное общество | The Bling Ring; реж. София Коппола; Эмма Уотсон

Понятное дело, большинство фестивальных фильмов в прокате мы не увидим. Поскольку и отбираются, и награждаются они вне всякой зависимости от их пригодности к просмотру. Каннский кинофестиваль, не отставая от Олимпиад и прочих Евровидений, однозначно перешел со стороны искусства на сторону политики. Так что какой фильм хороший, чтобы его посмотреть и насладиться, нам никто не скажет. А может, и никогда не говорил. Просто конъюнктура была не такая резкая и однозначная. Так что придется разбираться самим.

Вместе с этим смотреть: Каннская классика, Канн 2013: Звезды и СуперЗвезды
Вместо этого смотреть: Предсказуемый Канн 2012, Оскар-2013. Обама награждает Арго
В этот день в 2011 году:Еще один год | Another Year
В этот день в 2010 году: Мечта по-итальянски | Il grande sogno
В этот день в 2009 году: Шпионско-космическая история. 27



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed




В избранное