Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter



Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter
2012-07-02 15:02

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter Задумка была хороша. Даром, что ли, что мастер сказочных ужасов и сам большой любитель вампиров, Тим Бёртон в четыре руки с нашим Тимуром Бекмамбетовым схватились за сюжет, как только слух о том, что такая книга пишется, прошёл в Голливуде. Заплатили за идею еще в зародыше.

Веселый и находчивый писатель-предприниматель Сэт Грем-Смит основал дело раньше, когда выдал в свет свой первый роман «Гордость, предубеждение и зомби». Узаконив, таким образом, возможность пиариться и паразитировать на добром старом литературном наследии предков. Берешь всемирно-известный классический роман – и подмешиваешь к его аутентичным персонажам какую-нибудь нечисть. Что в этом плохого?

Да то, что ты ведь, хоть и не гений литературный, но по клавиатуре стучать умеешь, так ведь и придумать бы этих новых героев мог бы наверняка. Хочешь – из того же 19 века, как Беннеты из «Гордости и предубеждения». Или вон реальный Авраам Линкольн. И населяй свой роман своими персонажами, поселяй их в свое поместье, и сталкивай – хоть с зомби, хоть с чертом, хоть с вампирами. Но – коммерческий эффект будет не тот.



Для того, чтобы кормиться на старых полях, уже вспаханных, засеянных и удобренных миллионными тиражами и десятками экранизаций, придумали умное философское слово: «Постмодернизм». Чтобы стричь купоны безо всяких сомнений с точки зрения плагиата и авторских прав. Молодец Грем-Смит! Собрав щедрый урожай от пост-остиновского произведения, он пошёл дальше и взялся за национальную историю и ее героев. Тут и национально-ориентированная тема рабства кстати пришлась.

И – вот ведь парадокс восприятия! – действительно, интрига была сильной, и посмотреть очень хотелось, что у наших двух Тимов из всей этой грэм-смитовской лабуды выйдет. А вышло… Вышло как-то не интересно. И никакая супер-бекмамбетовская зрелищность тут не поможет.

Вообще, кто скажет, что снял Бекмамбетов, кроме «Дозоров»? Да, «Дозоры» были хороши – так там был литературный первоисточник не на паре гэгов основанный, а высокохудожественно разработанный и четко структурированный замечательным писателем Сергеем Лукьяненко Мир Дозоров. Плюс – наши классные актеры. А кроме «Дозоров»?

Голливудский «Особо опасен | Wanted» - там тоже, кстати, актеры были хоть куда – Джеймс МакЭвой и Анджелина? Ну так фильм-то был так себе! Что еще? «Ирония судьбы: Продолжение»? Я вас умоляю! Помимо того, что это тоже – топтание на безусловном зрительском интересе к самому любимому советскому кино, так и фильмец-то был фиговенький, даром, что чуть ли не самый кассовый в пост-советский период. Но и там были актеры.

Здесь, в «Линкольне», их нет. Линкольна играет не известный никому Бенджамин Уокер. И не будет он известен – он не харизматичный и не симпатичный. Вообще не выразительный и провальный. Не чета единственному, на кого хочется в этом фильме смотреть – Доминику Куперу, который играет наставника Линкольна в ночном анти-вампирском промысле и сам оказывается, по совместительству, вампиром.

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter; Уокер, Купер

Доминик Купер – актер как раз харизматичный и с очень разнообразной актерской палитрой, которую он во всю ширь развернул в фильме «Двойник дьявола | The Devil's Double», когда сыграл сразу два диаметрально противоположных характера. Но – вот беда, на Президента Линкольна он совсем не похож, так что на центральную роль в этом фильме - ну никак не тянет! Нашли того, кто похож – но и ему без конца клеили килограммы грима на лицо... Так, может быть, и не надо было отталкиваться от портретного сходства? А, еще более-менее останавливает взор Глава Всех Вампиров Юга – Адам, его играет Руфус Сьюэлл.

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter; Сьюэлл

Но, за исключением этих кастинговых интриг, все остальное в фильме не очень-то интересно. Не очень внятная завязка: почему маленький Линкольн, еще с кудрявой головой, решил, что в смерти его матери повинен неприятный и противный, но – вот этот надсмотрщик за рабским трудом негров? Потому, что с ним по-любому отношения не складывались?

Ну, ладно, вышел Линкольн на магистральную дорогу тотальной борьбы против вампиров, которые не просто так на Юге рабство поддерживают – они же буквально питаются рабской кровью. Ну, хорошо. Даже не будем вдаваться в исторические подробности и детали, был ли реальный Линкольн на самом деле таким рьяным противником рабства, и что там было с его мамой, и когда началась война между Севером и Югом, а когда в ней появился Линкольн…

Хорошо бы в этом разбираться со знанием дела, но – мы не разбираемся. Да и большинство американских зрителей – тоже. Речь не об этом. Гораздо больше, чем диссонанс с реальной историей этого персонажа, тревожат, наоборот, рифмы фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» с огромным количеством совсем не сказочных, но таких, сильно формирующих массовое сознание, фильмов про маньяков-убийц. Много же фильмов про маньяков-убийц мы смотрим, правда?

А уж американцы бедные, смотрят их еще лет на 50 дольше, чем мы, да и книжки про маньяков-убийц читают давно, так, что эти маньяческие сюжеты, повадки и привычки известны им, прямо скажем, с юных лет. Так вот, досточтимый Президент Линкольн в фильме ведет себя как вылитый маньяк-убийца. У него, как у любого приличного маньяка, есть личный мотив – глубокая детская травма от скоропостижной и необъяснимой смерти матери.

Наложение этого трагического события на совпавшее с ним по времени воспоминание о ссоре родителей с противным управляющим произвело в сознании ребенка вполне ожидаемый эффект: два события объединились, и теперь в смерти матери мальчик склонен винить этого неприятного человека. Мысли о котором, причиняя невыносимую боль, приводят будущего маньяка к единственно приемлемому решению: избавиться от него.

Встречу же – столь же полезную, сколь и неожиданную, (прямо – в кустах стоял рояль!) – с опытным охотником на вампиров прямо при исполнении давно задуманного убийства, можно трактовать двояко: либо действительно начинающему маньяку, попутного ветра в горбатую спину, встретился опытный манипулятор и психократ, который, узнав о болезненной страсти юноши, теперь использует его в своих целях как наемного убийцу, устраняя всяческих соперников и недоброжелателей, путая и без того скорбного главою простого деревенского паренька россказнями о вампирах.

Либо – и такой ход событий нам тоже хорошо знаком по историям маньяческих похождений – повредившийся главой после смерти матери и всяческих последующих лишений и выгоняний, юный Линкольн из фильма просто начинает слышать голоса. И видеть то, чего нет. И когда голос командует ему: убей! – он идет и убивает. Оправдывая свою склонность к насилию воображаемым вампиризмом своих жертв. И получается Президент Линкольн – уже не благородный герой – Ван Хельсинг, вставший во главе крупнейшей в мире демократии, а кровавый маньяк с топором, порубавший половину населения из-за своих маньяческих грёз и страхов.

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter; Купер

Ужас, ужас! Этот топор еще, в руках маньяка-потрошителя-охотника на вампиров-Линкольна, он бросает тень и на Джорджа Вашингтона, который тут вот уж совсем не при чем! Только топорик в руках – это его каноническая принадлежность, как, скажем, кепка в руке Владимира Ильича Ленина и трубка – в руке Сталина. Маленький Джордж Вашингтон этим легендарным топориком срубил, в пылу игры, любимую вишню своего отца – и не побоялся в этом признаться.

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter; Купер

Так что топорик – символ беспримерной честности и бесстрашия перед лицом превосходящего противника - как раз отца нации, Джорджа Вашингтона. А теперь Линкольн – с помощью создателей фильма – топорик этот легендарный, символический и прямо-таки сияющий чистотой, присвоил и запятнал, замазал кровью – поди пойми теперь, чьей! То ли вампиры это, то ли – мирные американские граждане, в горячечном бреду 16-го Президента США превращенные в монстров. Конечно, все это грэм-смитовская чушь… Но осадок остался!

Президент Линкольн: Охотник на вампиров | Abraham Lincoln: Vampire Hunter: США - 2012

Моя оценка - 3 - Ничего особенного
Моя система оценок



Вместе с этим смотреть: Мрачные тени | Dark Shadows, Женщина в черном | The Woman in Black, Ворон| The Raven
Вместо этого смотреть:Между |Twixt, Ночной Дозор, Дневной Дозор
В этот день в 2011 году: Девичник в Вегасе | Bridesmaids
В этот день в 2010 году: Химера | Splice
В этот день в 2009 году: Наука сна | La science des rêves
В этот день в 2007 году: Кто вы, мистер Брукс? | Mr. Brooks



киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн


RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed






ММКФ - 2012: Итоги. Документальное.
2012-07-03 09:24

ММКФ - 2012: Итоги. Документальное. Итог Московского Международного Кинофестиваля таков: документальные фильмы стали интереснее, чем художественные. А интересные художественные – сделаны, как документальные.

Практически все призы от кинокритиков собрал итальянский фильм о повседневной жизни современных омоновцев – более чем актуальный. Омоновцев все ненавидят, они – враги свободы, потому что разгоняют митинги. Фильм «Все копы - ублюдки» - снят как будто изнутри достаточно безрадостной, очень напряженной, полной опасностей и агрессии – жизни обычного спецназовца. Игровой фильм снят очень документально. Свершенно не выдуманный, фильм поразил до глубины души - не кого-нибудь, а критиков!

Еще один – реально не придуманный, но – лучше любого придуманного, потому, что так не придумаешь: «В поисках Шугармена» шведского режиссера Малика Бенджеллула о мексиканском исполнителе американского рок-н-ролла, ставшего супер-звездой в ЮАР – талантливый музыкант выпустил когда-то два альбома, сто лет назад, и все о нем забыли, а вот в ЮАР эти пластинки стали культовыми, гимнами свободы, а их автор – культовой фигурой, полумифической, почти богоравной.



Затерявшиеся в Америке следы приводят последователей и поклонников чуть ли не на кладбище – и вдруг выясняется, что герой – жив! И вот он уже приезжает и выступает с концертом. Чудо состоялось, зафиксированное документальной камерой. Приз «Серебряный Георгий» в документальном конкурсе.

А «Золотого Георгия» за лучший фильм получила лента английской дебютантки Тирш Кришнан – «Отбросы». О том, как соединились и поддерживают друг друга два одиночества – одноногий отставной солдат с посттравматическим синдромом и нищая девочка-сирота… Глухонемая. Нет, она не глухонемая, но пусть бы уже была еще и глухонемая. Для ровного счета.

Отбросы | Junkhearts; реж. Т. Кришнан

Фильм, может быть, очень хороший, и очень правильному учит: бедные, униженные и оскорбленные, держитесь друг за друга, больше-то вам рассчитывать все равно не на кого… Но слишком рационально придумано все это, прямо из рекомендованных международным киносообществом ингридиентов. Так не интересно.

Из тех же почти ингридиентов сложен и другой британский фильм-призер, «Разрушители», другой английской дебютантки, Диктины Вуд – она победила в конкурсной программе «Перспективы».

А вот российский фильм «Орда» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, построен по другим канонам – но все равно получил два приза фестиваля: за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль. В фильме в Орду в четырнадцатом веке едет московский митрополит, чтобы вылечить татарскую княгиню от слепоты… Вот актрисе Розе Хайруллиной, игравшей княгиню, приз и дали.

Орда; реж. А. Прошкин

Этот фильм документальным не назовешь, но – он рождает ощущение причастности, посвященности в эпоху, о которой рассказывает, столь сильное, что происходящему на экране – мол, вот так все в четырнадцатом веке и происходило – веришь, как документу. И вы сами сможете в этом убедиться, когда 12 сентября «Орда» выйдет в прокат.

А вот в каком фильме, на первый взгляд, нет ни капли документальности – так это у Ренаты Литвиновой, в «Последней сказке Риты». Сплошной поэтический сюрреализм, яркие диалоги, крайне эстетичные интерьеры и костюмы, почти полное отсутствие сюжета и три женских роли, все как будто на саму Литвинову и писавшиеся, (она сыграла только одну, остальными двумя поделилась с Ольгой Кузиной и Татьяной Друбич).

Да только, если приглядеться – и это тоже документальный портрет автора – сценариста, режиссера и главной героини фильма, Ренаты Литвиновой.

Последняя сказка Риты; реж. Р. Литвинова

Именно в этом качестве – документального отражения ее сюрреалистической и поэтической, и крайне эстетичной, личности, фильм и имеет смысл смотреть. И у нас будет шанс сделать это – прокат «Последней сказки…» намечен на октябрь.

Вместе с этим смотреть: Берлинский фестиваль: наших нет, Итоги Кинотавра-2012: Альманахи рулят
Вместо этого смотреть: Предсказуемый Канн-2012
В этот день в 2009 году: Том Круз



В избранное