Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: 3 мая 16.00, 'ЗАМОК' Михаэля Ханеке, анонс фильма


 3 мая, суббота, к\т Аврора, 16.00
(внимание! Сеанс перенесен с воскресенья 4 мая в связи со сдвигом выходных дней)

ЗАМОК \ DAS SCHLOß
Австрия, Германия, 1997, 123 мин, на нем. языке с русскими субтитрами

автор сценария
режиссер
МИХАЭЛЬ ХАНЕКЕ

оператор
КРИСТИАН БЕРГЕР

в ролях:
АРНО ФРИШ
УЛЬРИХ МЮЭ
АНГЕЛА ВИНКЛЕР
и др.

***************************************************

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

Награда австрийского образовательного телевидения за лучший телефильм, Вена, 1998.
Специальное упоминание фестиваля телефильмов в Баден-Бадене, Германия, 1998.
Номинацию на немецкую кинопремию Адольфа Грима, Марль, Германия, 1999.

***************************************************

ССЫЛКИ

Кинематограф нарушения. Подробное эссе о творчестве режиссера
Подборка публикаций о режиссере
Кафка на русском языке: биография, произведения, критика, дневники

***************************************************

Мои фильмы являются полемическими заявлениями, направленными против американского "плоскодонного" кино с его безучастным зрителем. Они апеллируют к кинематографу настойчивых вопросов вместо фальшивых (поскольку слишком скорых) ответов, к выявлению дистанций вместо насильственной близости, к провокации и диалогу вместо потребления и консенсуса.

Михаэль Ханеке "Кино как катарсис"

Попадая в деревню землемер г-н К. никоим образом не расчитывал столкнутся с тотальными преградами, касающимися не только его трудоустройства, но и обычного человеческого существования. Деревня — зловещее и заколдованное (закольцованное?) место, не сулящее чужаку никаких надежд, но пока К. этого не понимает, воспринимая бесцельную суету способом решения его проблем, в отличие от местных жителей пессимизм котрых родился не на пустом месте. Постоянное перемещение и переселение, да еще при неблагоприятных погодных условиях ("зима у нас долгая"), в окружении не более приятных собеседников, превращает жизнь землемера в кромешный ад. Ничего-не-происходит, но К. не позволяет себе в этом признаться, он упирается в неприступную стену, не понимая, что тем самым адекватно реагирует на провокации недосягаемого Замка.

"ЗАМОК" Михаэля Ханеке - того самого Ханеке, который сделал самый страшный фильм года "Смешные игры" казалось бы прост и безыскусен. Правильная замедленная экранизация Кафки с закадровым текстом. В отличие от отечественного фильма Алексея Балабанова нет никакого умышленного сюра, никакой дополнительной театрализации: делать Кафку сверхсюрным слишком банально. Атмосфера вполне бытовая. Гостиница, улица, трактир, идиоты. И в этой бытовой атмосфере почему-то ходишь кругами, не в силах, как во сне, достичь желанной точки.

В фильме Ханеке нет ни обличения тоталитаризма, ни морализма. Балабанов, дописавший "Замок" за Кафку, заканчивал фильм призывами не сдаваться, не уступать тупому социуму и помнить имя свое. Ханеке не призывает ни к чему.

Он, слава Богу, понимает, что Кафка - это сны. Он просто играет в смешные (то есть разумеется страшные) кафкианские игры.

Что необычно и важно: в двухчасовом фильме нет ни одного общего плана. Герой-Землемер не может оценить взором то странное пространство, куда он угодил и откуда почему-то не может выйти. Пространства попросту нет. Постоянные ночь и пурга. Темные помещения. Тесно. Непонятно направление. Опять же, как во сне. Замечателен финал: к изумлению неначитанной публики, фильм обрывается на полуфразе. Титром, что именно на этом месте заканчивается фрагмент Кафки. И без всякой музыки - фамилии актеров. Публика начинает нервно смеяться.

"Итоги", №36, 199 Текст: Юрий Гладильщиков

 

разработка и поддержка сайта Консалтинговая группа "ВЕКТОР"

В избранное