Награда австрийского образовательного телевидения за лучший
телефильм, Вена, 1998. Специальное упоминание фестиваля телефильмов в Баден-Бадене,
Германия, 1998. Номинацию на немецкую кинопремию Адольфа Грима, Марль,
Германия, 1999.
Мои фильмы являются полемическими заявлениями, направленными против
американского "плоскодонного" кино с его безучастным зрителем. Они
апеллируют к кинематографу настойчивых вопросов вместо фальшивых (поскольку
слишком скорых) ответов, к выявлению дистанций вместо насильственной близости,
к провокации и диалогу вместо потребления и консенсуса.
Михаэль Ханеке "Кино как катарсис"
Попадая в деревню землемер г-н К. никоим образом не
расчитывал столкнутся с тотальными преградами, касающимися не только его
трудоустройства, но и обычного человеческого существования. Деревня — зловещее
и заколдованное (закольцованное?) место, не сулящее чужаку никаких надежд, но
пока К. этого не понимает, воспринимая бесцельную суету способом решения его
проблем, в отличие от местных жителей пессимизм котрых родился не на пустом
месте. Постоянное перемещение и переселение, да еще при неблагоприятных
погодных условиях ("зима у нас долгая"), в окружении не более
приятных собеседников, превращает жизнь землемера в кромешный ад.
Ничего-не-происходит, но К. не позволяет себе в этом признаться, он упирается в
неприступную стену, не понимая, что тем самым адекватно реагирует на провокации
недосягаемого Замка.
"ЗАМОК" Михаэля Ханеке - того самого Ханеке, который
сделал самый страшный фильм года "Смешные игры" казалось бы прост и
безыскусен. Правильная замедленная экранизация Кафки с закадровым текстом. В
отличие от отечественного фильма Алексея Балабанова нет никакого умышленного
сюра, никакой дополнительной театрализации: делать Кафку сверхсюрным слишком
банально. Атмосфера вполне бытовая. Гостиница, улица, трактир, идиоты. И в этой
бытовой атмосфере почему-то ходишь кругами, не в силах, как во сне, достичь
желанной точки.
В фильме Ханеке нет ни обличения тоталитаризма, ни
морализма. Балабанов, дописавший "Замок" за Кафку, заканчивал фильм
призывами не сдаваться, не уступать тупому социуму и помнить имя свое. Ханеке
не призывает ни к чему.
Он, слава Богу, понимает, что Кафка - это сны. Он просто
играет в смешные (то есть разумеется страшные) кафкианские игры.
Что необычно и важно: в двухчасовом фильме нет ни одного
общего плана. Герой-Землемер не может оценить взором то странное пространство,
куда он угодил и откуда почему-то не может выйти. Пространства попросту нет.
Постоянные ночь и пурга. Темные помещения. Тесно. Непонятно направление. Опять
же, как во сне. Замечателен финал: к изумлению неначитанной публики, фильм
обрывается на полуфразе. Титром, что именно на этом месте заканчивается
фрагмент Кафки. И без всякой музыки - фамилии актеров. Публика начинает нервно
смеяться.