Я открыта к тому, что называется иррациональным. Я доверяюсь интуиции, а рациональное означает смерть. актриса Жанна Моро
Moderato cantabile - темп, в котором исполняется Сонатина австрийского композитора 19 века Антона Диабелли - медленно и певуче. Грустная и простенькая пьеса никак не дается маленькому сыну Анны, красивой жены крупного промышленника, умирающей со скуки в небольшом приморском городке. Однажды там убивают женщину, и завороженная столь ярким и эмоциональным событием, Анна пытается узнать о нем как можно больше. Она становится завсегдатаем бара, и в один из вечеров к ней подсаживается молодой мужчина...
Уже на первых минутах фильма все мы (и персонажи, и зрители) становимся свидетелями убийства. ОН убивает ЕЕ. И он ее любил. Не было ни измены, ни других драматических обстоятельств. Просто убил. Почему-то это особенно впечатлило жену директора и простого работника завода. Их, как у Достоевского, тянет на место убийства. Тут как раз то самое чеховское ружье из первого акта. Тянет тех, кто не совершал убийства. Они знакомятся и пытаются воссоздать историю преступления. И в какой-то момент осознают, что говорят
уже не о произошедшем с кем-то в прошлом, а о собственном будущем. В этот коктейль иррациональности намешано самых дивных ингридиентов: зародыши классовой вражды, извращенные формы чувственности, просто буржуазная скука... Пожалуй, самое рациональное в фильме - смерть. Все прочее - сплошная завеса иррационального. НО именно она, иррациональность, и становится главной темой фильма. Встретились два человека и внезапно открыли в себе то, что их самих ужаснуло…
Сочную, томную, импрессионистскую прозу французской писательницы Маргерит Дюрас экранизировал знаменитый английский постановщик Питер Брук, режиссер в первую очередь театральный, снявший не так уж много для кино. Среди его работ также экранизации "Короля Лира" Шекспира, "Повелителя мух" Голдинга и телеверсия "Вишневого сада".
Питер Брук (р.1925) - одна из самых значительных фигур в режиссуре ХХ века. За свою долгую творческую жизнь - а он начал профессиональную деятельность в 1943 г. - снял около десяти фильмов, поставил более 50 спектаклей. Свой первый спектакль поставил в 7 лет, это была полная версия «Гамлета», сыгранная для родителей - все роли исполнил он сам. Сценические работы Питера Брука вошли во все учебники истории театра, в них играли великие актеры Пол Скофилд и Джон Гилгуд, он сотрудничал с Сальвадором Дали, спорил
о природе театра с Гордоном Крэгом, Ежи Гротовским, Бертольдом Брехтом. У него русские корни: его отец покинул Россию в 1907 году, а если бы он не сделал этого, то в нашей стране работал бы режиссер Петр Семенович Брук.
Можно предположить, что именно этому фильму Питера Брука мы обязаны появлением "Костлявой кумы" (1962) Бернардо Бертолуччи, всего кинематографа Анджея Жулавского - с его разрушительной и саморазрушительной сексуальностью, "Места водителя" Д.П.Гриффи - словно дочертившего, доведшего до крайности фабулу Дюрас и Брука.
********************************
ОБ АКТРИСЕ ЖАННЕ МОРО
Гранд-дама французского кино, Жанна Моро родилась 23 января 1928 г. в Париже. Ее мать-англичанка танцевала в Фоли-Берже, а отец был владельцем ресторанчика на Монмартре. Жанна получила классичское образование, закончив парижскую Консерваторию, и с 19 лет играла на сцене. В двадцать лет Моро стала самым молодым членом труппы за всю историю "Комеди Франсез", самого престижного театра Франции. Позже она признавалась: "В начале своей карьеры я искала что-то традиционное, строгое, только чтобы
доказать моему отцу, что быть актрисой не значит быть шлюхой".
Почти одновременно с дебютом в театре, в конце сороковых она появилась и в кино, снимаясь с такими звёздами, как Фернандель ("Убийства", 1950) и Жан Габен ("Не тронь добычу", 1954). И все же настоящая известность пришла к ней только десять лет спустя. В двух фильмах Луи Маля ("Лифт на эшафот", 1958, "Любовники", 1958) она внезапно предстала в совершенно ином свете. "Лифт на эшафот" проявил, по словам Маля, основные черты Моро: "Она могла быть почти
безобразной, а десять секунд спустя повернуть лицо и стать невероятно привлекательной. И при этом она все время была самой собой". "Любовники" закрепил успех: в роли провинциальной жены, которая бросает свою семью ради мужчины, которого только что встретила, Жанна мгновенно стала международным секс-символом, несмотря на многочисленные проблемы с цензурой из-за эротических сцен.
Последовали сложные ("Ночь" Микеланджело Антониони, 1961) или вызывающие фильмы ("Жюль и Джим", Франсуа Трюффо, 1961). Они создали Моро неоднозначную репутацию: она была звездой, которой восхищались, которую превозносили, и в то же время ее никогда не "любили" по-настоящему из-за того барьера, который она добровольно возвела между собой и публикой. И все же, как шутила сама актриса: "На моем надгробии напишут "Возлюбленная Жюля и Джима".
Начиная с шестидесятых Моро снималась у лучших режиссеров мира: Орсона Уэллса, Луиса Бунюэля, Джозефа Лоузи, Франсуа Трюффо, Тони Ричардсона, Элиа Казана, а также Андре Тешине, Пола Мазурски и Жана Ренуара. Она могла "вынести" на своих плечах весь фильм ("Невеста была в черном", Ф. Трюффо, 1968), а могла ограничиться второстепенной ("Керель", Р. В.Фассбиндер, 1982) или даже эпизодической ("Месье Кляйн", Д. Лоузи, 1976) ролью, вкладывая все свое обаяние в произведения,
которые ей нравились, и тем самым гарантировала их успех. "Когда я завершу свою карьеру в кино, возможно, я не буду владеть закусочными, но, по крайней мере, у меня за плечами будут фильмы, которые я хотела сделать"
Кроме карьеры в кино актрисы продолжала играть в театре и записала около десятка сольных альбомов. Правда, Моро всегда старалась избегать концертов, одним из редких исключений стало выступление с Фрэнком Синатрой в Карнеги-холле в 1984 г.
В середине семидесятых годов Моро пробовала свои силы и в качестве режиссера-постановщика. Хотя в фильме "Девушка-подросток" (1979) ей не удалось воссоздать реальную картину деревенской жизни через призму воспоминаний, однако фильм, снятый актрисой об актрисе ("Свет", 1976), вполне соответствовал ее натуре: одновременно элегантной и правдивой, поверхностной и волнующей, вызывающей и сдерживающей эмоции. Она сама написала сценарий этого фильма, поставила его и сыграла главную роль Сары,
актрисы, которая заводит романы со своими режиссерами. Роман Моро и Луи Маля продлился несколько лет, а Ванесса Редгрейв указала Жанну в качестве соответчицы в ее деле о разводе с режиссером Тони Ричардсоном в 1967 г. — на основании супружеской неверности. За одного из этих режиссеров, американца Уильяма Фридкина, Моро все-таки вышла замуж в 1977 г., но брак распался через два года. Среди других ее увлечений светская хроника называла дизайнера Пьера Кардена и актеров Ли Марвина и Тео Румбаниса.
Единственный сын Моро от первого мужа Жана-Луи Ришара Жером чуть не погиб во время съемок фильма "Модерато кантабиле" (1960). Он был серьезно ранен в автомобильной аварии, виновником которой был партнер Жанны по фильму, Жан-Поль Бельмондо. Тем не менее, 10-летний Жером выжил и сейчас является известным художником.
Сама Жанна на пороге восьмидесятилетия не испытывает чувства ностальгии по прошедшим годам и сделанным фильмам. В 1995 г. она стала единственной женщиной, дважды председательствовавшей в жюри Каннского кинофестиваля, в 1998 г. ей вручили почетную премию "Оскар", в 2000 г. состоялся ее дебют в качестве театрального режиссера, а в сентябре 2001 г. она поставила "Аттилу" Верди в Национальной Опере Парижа. "Величайшая актриса мира", по мнению Орсона Уэллса, живет в Париже, где
ее именем назван один из кинотеатров, и увлекается чтением и приготовлением еды для своих многочисленных друзей, среди которых — Шэрон Стоун.