Канада- Франция, 1992, 107 мин., цветной, закадровый перевод
автор сценария режиссер ЖАН-КЛОД ЛОЗОН
оператор ГИ ДЮФО
музыка ЖИЛЬБЕР БЕКО
монтаж МИШЕЛЬ АРКАН
художник по костюмам ФРАНСУА БАРБО
в ролях: МАКСИМ КОЛЛЕН ЖИНЕТТ РЕНО ЖЮЛЬЕН ЖОМАР и др.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ:
Награды канадской Академии кино и телевидения, 1992: лучший сценарий, лучший монтаж, лучшая работа художника по костюмам. Номинации: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший звук, лучший монтаж звука. Гран при "Золотой гвоздь" на Международном кинофестивале в Валладолиде, Испания, 1992. Призы Международного кинофестиваля Fantasporto, Порто, Португалия,
1993: лучшая режиссура, приз зрительской аудитории. Номинация в категории "лучший фильм". Приз за лучший канадский игровой фильм на Международном фестивале в Торонто, Канада, 1992. Приз за лучший сценарий на Международном кинофестивале в Ванкувере, Канада, 1992 Участник конкурсной программы Каннского Международного кинофестиваля, Франция, 1992.
Этот странный фильм, с успехом показанный на фестивале в Канне, может показаться черной комедией, язвительной и даже безумной фантазией о мальчике Леоло, который видит окружающий мир причудливым и жестоким, что заставляет его самого вести себя с родственниками и соседями порочно и преступно.
Фантазии Леоло двойственны - отвратительны, исполнены висельного юмора, издевательски по отношению к тем, кого Леоло не любит (например, своего деда - вуаериста и развратника), но возвышены и романтичны в мечтах о юной соседке - девушке-итальянке Бьянке. В ее честь подросток даже объявляет себя итальянцем, придумывая уморительно-скабрезную байку о том, как сперма сборщика помидоров из Италии попала в лоно матери Леоло, живущей в далеком Монреале. Лента канадца Жан-Клода Лозона во многом автобиографична - его
герой даже носит фамилию Лозон, а сам режиссер и его родственники, как и герои, неоднократно проходили курс лечения в психиатрических клиниках. Но во второй работе молодого постановщика, к счастью, есть существенное отличие от более мрачной и временами патологичной дебютной картины "Зоопарк, ночь", а именно - волшебство детской выдумки, сюрреалистический комизм ситуаций, феерия киноиллюзиона, восходящего к истокам балаганного зрелища и макабрического искусства "гранд гиньоля". Лозон в "Леоло"
находит равновесие между неприглядностью и скрытой поэтичностью действительности. Лента вовсе не производит тягостного впечатления, запоминаясь как тонкая, удивительная по настроению притча о колдовском преображении унылого и грязного мира в грезах маленького (по возрасту) человека, так непохожего на всех остальных. "Стихийный киноварвар" Жан-Клод Лозон намного интереснее, чем почему-то превозносимый повсеместно его соотечественник, худосочный и претенциозный интеллигент Атом Эгоян.