Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иное кино

  Все выпуски  

Иное кино дрейер и виго + расписание


// Иное Кино // выпуск после 13-го_2006 год

Смотри НаСтоящее // www.inoekino.ru

-персона-

Дрейер и Виго: за пределами

В 50-е годы прошлого века Фред Циннеман снял в своем вестерне "Ровно в полдень" американскую кинозвезду старшего поколения Гэри Купера. В интервью, рассказывая о работе с актером, Циннеман повторял одно и тоже: "Таких людей больше нет". Именно это ощущение - "Таких людей больше нет" - возникает, когда смотришь фильмы режиссеров 1920-30-х гг., когда читаешь их биографии. Дело не в степени режиссерской одаренности (кино не умерло, умирать, кажется, не собирается, достаточно и талантливых режиссеров и прекрасных фильмов). Дело в масштабе личности и в размере амбиций.
В 1920-30-е гг. не просто снимались фильмы, создавались стили, направления, жанры; создавался язык кино - на десятилетия вперед. Мурнау за несколько лет снимает основополагающие фильмы в жанре хоррора ("Носферату"), костюмной экранизации ("Фауст"), психологической драмы ("Последний человек"). Бунюэль превращает в сюрреалистические фильмы и картины Дали ("Андалузский пес") и документальные кадры, снятые в испанском захолустье ("Земля без хлеба"). Ланг выстраивает такой город будущего ("Метрополис"), что ему до сих пор безуспешно подражают режиссеры - от Бессона до создателей японской "аниме". Дзига Вертов превратит документальное кино в поэзию, и в конце 1960-х гг. самые радикальные французские режиссеры назовут свое объединение его именем. Карне в 20 лет снимает документальный фильм ("Ножан, воскресенье"), в котором уже есть неореализм 40-х, и "новая волна" 1950-60-х гг. В 27 лет - "черную комедию" ("странная драма"), предвосхитившую и братьев Коэнов и многих других.
А Эйзенштейн, а Ренуар, а Клер, "Фэксы", фон Штрогейм... до бесконечности. Но даже на этом фоне выделяются гениальные одиночки, снимавшие ни на что не похожие фильмы "на все времена". Поговорим о двоих, ни в чем не похожих - о Дрейере и о Виго. Обоих сформировала их эпоха (1920-е), но оба - как это часто случается с одиночками - вырвались за пределы определенных временем стилей и направлений.
Карл Теодор Дрейер был успешным и хорошим режиссером - в Дании, Германии, Швеции. Его любили и зрительские массы и продюсеры (фильмы Дрейера хорошо окупались). Потом что-то случилось, в 1927 г. Дрейер снимает "Страсти Жанны д'Арк". Продюсеры его моментально разлюбили, но с тех пор Дрейер снимал только то, что кажется нельзя запечатлеть на пленке - прорыв обычного человека к сверхъестественному, к божественному.
"Страсти..." и сейчас поражают своим художественным радикализмом: вся центральная часть фильма построена как монтаж крупных и сверхкрупных планов лиц персонажей - Жанны, судей, стражников. Дрейер говорил, что эти кадры должны доставлять зрителю почти физическую боль, чтобы он, зритель, хоть немного почувствовал мучения Жанны.
Действительно, выразительность этих лиц поражает - хрестоматийными стали слова Садуля: "Страсти" первый звуковой фильм эпохи немного кино". И во всем фильме исторический антураж сведен к минимуму - Дрейер превратил историческую хронику в духовную, религиозную драму. И дальше - в "Вампире", в "Днях гнева", в "Слове" - Дрейер продолжал свое безнадежное дело - зафиксировать и передать людям, "присутствие бога". Самое удивительное, что когда смотришь его фильмы, кажется - хотя бы на секунду - что ему это удалось. Дрейер умер 70-летним старцем; еще при жизни он был признан классиком.
Французский вундеркинд Жан Виго умер в 29 лет, даже не увидев на экране свой единственный полнометражный фильм - ставшей классикой "Аталанту". Фильмами Дрейера можно восхищаться; они могут поражать зрителя, заставлять его размышлять; допускаю, что его фильмы могут привести кого-то к вере. Не могу я только представить человека, который любит фильмы Дрейера. "Ноль за поведение" и "Аталанта" Виго созданы для зрительской любви, зрительской радости.
Снявший эти шедевры оператор Борис Кауфман назвал свои воспоминания о Виго "Светлый гений". Банально, почти пошло? Но точнее не скажешь, особенно во времена, когда к слову "гений" чаще подходят эпитеты "тёмный", "странный", "болезненный". Говоря о Виго, особенно в России, нельзя не сказать о Борисе Кауфмане. Эмигрант из России, брат великого Дзиги Вертова (Дениса Кауфмана) он был не только постоянным - и блестящим - оператором в фильмах Виго. Когда больной режиссер уже не смог вставать с постели, Кауфман доснял и смонтировал "Атланту". В дальнейшем Б.Кауфман, также блестяще снимал в качестве оператора фильмы Э.Казана, Д.Стивенса и др. Гигантов американского кино.
Виго начинал в рядах французского "Авангарда", был тесно связан с сюрреалистами. Однако "Ноль..." и "Аталанта" не укладываются в рамки какого-либо направления. Он смог соединить реалистическое, чуть сентиментальное, чуть ироническое изображение окружающего мира с поэзией снов и мечтаний. Это не удалось режиссерам "новой волны" (а ведь ранний Трюффо откровенно следовал за Виго), но почти удалось Караксу. Впрочем, светлая, чуть наивная гармония "Атланты", наверно, уже недостижима.
Ни в чём не похожие Дрейер и Виго остались примерами режиссерского нонконформизма, независимости не только от диктата продюсеров, но и от навязываемых обществом взглядов, вкусов и стилей.

Леонид Цыткин
"Смотри НаСтоящее" № 10 (октябрь 2006)

-киноманское расписание // Санкт-Петербург

Сегодня, 27 октября в 18.45 в Галерее 703 (Пушкинская, 10, вход с Лиговского, 53. Метро "Пл. Восстания") ведущий Синематеки Леонид Цыткин представляет фильм "На обочине" (режиссер А. Пейн. США, 2005). Перед показом - лекция.

Сегодня, 27 октября в 19.00 в галерее "Борей" (Литейный пр., 58) в проекте Диалоги фильм "Интерьеры" Вуди Аллена США, 1978.
Перевод названия "Интерьеры" не очень точно отражает смысл фильма. Речь идет о "внутренних состояниях", частном, интимном мире одной нью-йоркской семьи, о переживаниях сестер, утративших прежнее взаимопонимание, о неожиданном разрыве между их немолодыми родителями. Аллен вслед за Ингмаром Бергманом проявляет себя как мастер "сцен из супружеской жизни", семейных драм, скрытых в интерьерах внешне благополучных домов. Аллен удивил американскую публику во второй половине 70-х годов (сам преодолев в это время сорокалетний рубеж) переходом от комедийного, пародийного, развлекательного кино к драмам, трагикомедиям и ироническим притчам.


В избранное