Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Информационный Канал Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #88

Еще раз об отечественном хорроре

Приветствую всех любителей ужасов! Поднялся у меня в душе патриотизм, и я решил еще раз затронуть тему отечественного ужаса (тем более, что тема мало разработанная, и при этом не слишком обширная). И сегодня я решил описать ряд советских и один уже российский фильмы. Советские ужасняками можно назвать только с определенной натяжкой, но общий настрой и тематика позволяет занести их в интересующую нас категорию. Но, как говориться, на безрачье и рыба рак (терпеть не могу рыбу, разве что воблу к пивку, и то лучше уж раки).

  • Злой дух Ямбуя (1978)
  • Режиссер: Борис Бунеев
  • В ролях: Александр Кавалеров, Юрий Заборовский, Ольга Ензак
  • В начале 30-х годов, во время геодезических исследований малодоступных районов Восточной Сибири пропадает человек. Еще раньше приблизительно в том же самом месте пропал еще один участник похода. Начальник экспедиции берет с собой радиста Павла, проводника-переводчика Долбачи и отправляется на поиски пропавшего. Все исчезновения происходили неподалеку от так называемого "Кольца Ямбуй". Через некоторое время они встречаются с племенем эвенков, где им рассказывают всяческие истории про Ямбуй и бродящего там злого духа. У эвенков там также пропадали люди. Появляется и очень колоритный персонаж - старый глухой эвенк Карарбах, который при этом остается самым лучшим охотником.

    Во время пребывания в гостях у эвенков начальник экспедиции принимает участие в странном шаманском обряде, который должен оградить его от духа убитого медведя. Путешествие их маленькой группы продолжается, но вскоре проводник их предает и сбегает. До последней стоянки пропавшего человека поисковики добираются уже вдвоем. Далее идет обследование разоренной стоянки и другие не очень веселые находки. Не долго себя заставляет ждать и виновник трагедии - "злой дух", оказавшийся медведем. Оставшаяся часть фильма - это преследование взбесившегося медведя и попытки его убить.

    Этот фильм поставлен по одноименной повести дальневосточного писателя Григория Федосеева, причем поставлен в русской традиции - чуть ли не дословно. Борис Бунеев, режиссировавший фильм, был также и его сценаристом. В итоге получился весьма интересный фильм, безусловно заслуживающий внимания (хотя думаю, что привыкшим к голливудской быстроте фильм совершенно не понравится). Кинофильм "Злой дух Ямбуя" удостоен премии им. Джека Лондона за лучший художественный фильм на, международном фестивале фильмов об Арктике во Франции.

    Я сам посмотрел фильм исключительно из-за рекомендации Антона Лапудева, оставленной им на форуме (моего сайта "Комната Смерти"), до этого я об этом фильме ничего не слышал и безусловно даже не обратил бы на него внимание. Фильм мне понравился. Конечно, это не что-то совсем невероятное, у него есть и минусы, точнее один, но очень большой минус - медленность действия. С другой стороны именно блуждания по тайге и составляют его прелесть. Может моя мысль покажется кому-то крамольной, но фильм напомнил мне "Ведьму из Блэр", в которой первоначальные блуждания по лесу также кажутся затянутыми (только в это случае не было шокирующей развязки, да и вообще конец мне как раз понравился меньше всего).

    Никакой мистики в фильме нет (хотя в начале определенный налет мистического и необъяснимого чувствуется). Условно (по содержанию) его можно причислить к жанру "животных-убийц" (насколько я знаю, медведи там встречаются весьма редко). Когда поисковая группа была у эвенков, я было даже подумал, что речь идет все же об оборотне (скорее даже не подумал, а тешил себя надеждой - какой оборотень во времена соцреализма!). Кусок фильма, где начальник и радист находят стоянку, обследуют окружности приобретает легкий детективный оттенок (тоже очень приятно смотрится).

    Главное достоинство этого фильма - это его атмосфера. Гнетущее хождение по мрачной тайге, странноватые разговоры с эвенками, их предостережения, сама величественно-опасная тайга - именно это делает фильм приятным и придает ему ужасняцкий оттенок. Самое главное, это проникнуться его настроением, незыблемостью вековой тайги, неторопливой но в то же время смертельно опасной. Загадка исчезновения людей (которые безусловно мертвы - просто так в тайге не пропадают) плюс красивые и в то же время беспокоящие виды природы, вот основа фильма, вся его суть. Кто ждет от фильма действия, быстрых поворотов сюжета, зрелищности, тому "Злой дух Ямбуя" точно придется не по душе. Но если вам нравится созерцать, проникаться настроением окружения, то тогда советую этот фильм не пропускать. Вряд ли его стоит покупать или специально где-то искать, но при случае посмотреть его без сомнения стоит.

  • День гнева (1985)
  • Режиссер: Суламбек Мамилов
  • В ролях: Юозас Будрайтис, Алексей Петренко, Анатолий Иванов
  • Известный журналист и кинохроникер Доналд Бетли (Юозас Будрайтис) готовит репортаж об одном из заповедных уголков своей страны. Однако к этому замкнутому природному образованию его пускать не хотят - оно какое-то очень секретное. Однако журналист не перестает обвивать пороги и после таинственной проверки ему разрешают выехать в экспедицию. Прилетевшего на вертолете журналиста сдают на руки местному проводнику, лесничему Миллеру (Алексей Петренко). Лесничий журналиста ведет, но особого восторга по этому поводу не испытывает. И практически сразу начинаются всяческие странности. Местные жители явно чем-то напугано, кто-то дико хохочет в горах, Миллер в пустоту выкрикивает угрозы. Дети местных отличаются крайне странным поведением, презрением и чуть ли не ненавистью к своим родителям.

    Вскоре становится понятно, что это дело рук неких странных существ, которых мы так никогда и не увидим, которые называют себя отарками. Именно они похищают детей и переиначивают их на свой лад. (Фильм поставлен по мотивам рассказа С.Гансовского, и в нем этих самых отарков почти не показывают, только в самом конце с трупа одного из них снимают маску и мы видим под ней мех. В рассказе же ясно, что это разумные медведи, выведенные в результате экспериментов профессора Фидлера, который стал их правителем и почти богом.) Новая сверхраса, представителями которой являются отарки и переиначенные дети совершенно лишена чувств и эмоций. Перед Бетли постепенно вырисовывается чудовищность происходящего и он решает запечатлеть все это на пленку и предоставить широкой общественности, чтобы она могла предотвратить грядущую катастрофу. Для этого журналист и лесничий должны проникнуть в подземную лабораторию, где и происходят эксперименты.

    Начало фильма - советское представление о загнивающем западе - сейчас смотрится очень весело. Какая-то многоэтажка, личная машина (какая-то хреновая, что-то на подобие Трабанта), бассейн в доме - в общем крайнее мещанство. Минуты две показывают, как жена журналиста на балконе поливает цветы. В общем, эта часть полное убожество, как и всякий запад в советском кино (интересный факт - ни они нас никогда нормально изображать не умели, ни мы их). Сама проверка журналиста тоже весело выглядела - у него "почитали" мозги, выяснив тип его личности. Понятное дело, что журналистика оказался совершенно жалким мелкобуржуазным типом, который не имеющий твердых убеждений и еще что-то там из советских штампов. Я просто лежал то хохота. Начальный этап фильма нуден, но в определенном смысле забавен (если смотреть с нынешней колокольни).

    Пребывание же в запретной зоне сделано совсем прилично. Конечно оно очень затянуто и в целом нудно (как и значительная часть совестких фильмов, он грешит излишней "художественностью", т.е. занудностью). С другой стороны это создает некую атмосферу напряженности. Горный кряж, окружающий долину, выглядит очень живописно, и вся обстановка вызват беспокойство (особенно хорошо это делают актеры, играющие местных жителей). Очень понравился мне один прием - вместо классической тени (которая обозначает присутствие этого, пока неизвестного зрителю "нечто") тут используется болотная вода, в которой мелькает человекоподобный силуэт. Подземная лаборатория выглядит немного по дурацки, ее можно было сделать по страшнее. Там же, в подземелье, используется классический ужасняцкий прием с неожиданным выпрыгиванием и резким звуковым сопровождением. А так как перед этим весь фильм был очень убаюкивающим, то прием очень хорошо работает. Лучше всего в плане атмосферы удались ночные сцены - с грозой и похищением лошадей.

    В итоге мы получаем в общем-то классический советский как бы фантастический фильм с определенными ужасняцкими приемами и местами неплохо созданной атмосферой. Только для тех кто хорошо относится к отечественному нудноватому кино, нормальному человеку фильм покажется излишне нудным. Собственно он таким и является, но несколько кусков и общая атмосфера делают его достойным одного просмотра (если вдруг еще покажут по телеку). На фоне мирового кинематографа слабенько, но от беды смотреть можно.

  • Господин оформитель (1988)
  • Режиссер: Олег Тепцов
  • В ролях: Виктор Авилов, Михаил Козаков, Анна Демьяненко
  • Начало двадцатого века, расцвет русского Серебряного века (что откладывает на фильм довольно значительный отпечаток). Очень модный петербургский оформитель (Виктор Авилов) получает заказ от богатого ювелира - создать женский манекен специально под потрясающее бриллиантовое ожерелье. Как большая творческая душа, оформитель не может просто так наклепать лишь бы что, поэтому он ищет вдохновения - рыщет в поисках подходящей модели. В конце концов он находит нужную девушку, она умирает от чахотки. И оформителю удается запечатлеть ее предсмертную красоту. Этот манекен стал вершиной его творчества, и одновременно его концом - больше ничего особенного он создать уже не может.

    И вот несколько лет спустя, совершенно опустившийся и настолько же не модный оформитель получает новый заказ. Он настолько отвык от работы, что сперва даже не верит в свою удачу - ведь работа предстоит не маленькая, и соответственно в течении длительного времени он будет получать стабильных доход. Заказчик просит отреставрировать недавно купленную усадьбу. И все было бы нормально, но жена заказчика (Анна Демьяненко) как две капли воды похожа на созданный оформителем манекен. Героем овладевает мания - может ли его новая хозяйка оказаться его же собственным творением? Странность и многозначительность поведения женщины еще больше ввергает его в омут безумия. А может не безумия, и это на самом деле оживший манекен?

    Мистическая драма использует мотив рассказа А.Грина "Серый автомобиль". И растягивает рассказ на весь фильм, из-за этого он кажется неимоверно долгим и нудным. Если бы лучшие моменты фильма были бы собраны в 20-минутную серию какого-нибудь сериала или чего-то подобного, то вышел бы совсем неплохой фильм. А тут он получился просто неимоверно нудным - на протяжении 110 минут почти ничего не происходит! Пейзажи и декорации безусловно выглядят очень хорошо, дух времени фильм передает. Но сколько можно! Эпоха модерна предстает перед нами как живая, этого у фильма не отнять, но это же не значит, что ему совершенно ненужно действие. Больше всего мне понравился кусочек фильма, когда оформитель посещает кладбище в поисках могилы девушки, по подобию которой он создал манекен. Кладбище выглядит очень живописно.

    Актеры играют хорошо, музыка в фильме также неплоха, она завораживает (ее сочинил ныне покойный Сергей Курехин). Но все это фильм не спасает. На всем его протяжении просто изнываешь от скуки, ждешь, когда же хоть что-то начнет происходить. Но даже финал фильма какой-то неясный и скомканный, так что толком происходить ничего и не начинает. В этом фильме советская традиция затягивания фильма, наполнение его пустотами достигла своего пика. Пятиминутная зарисовка растянута до неимоверности. Если прочие советские фильмы, о которых я рассказывал выше, страдают от затянутости, то этот от нее скончался. Мне фильм категорически не понравился, и те пару хороших моментов что у него были, просто тонут в общем море тоски. Жутко нудный и не интересный фильм. Не советую его смотреть никому (ну, разве что безумным фанам модерна, да еще более безумным поклонникам мистики, которые готовы смотреть любой бред связанный с родной темой).

  • Прикосновение (1992)
  • Режиссер Альберт Мкртчян
  • В ролях: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Метелкина Елена
  • Андрей Константинович (Александр Зуев) - следователь по особо важным делам. К нему попадает дело о загадочных "самоубийствах" - у одной женщины странным образом покончили собой малолетний сын и любовник. Вскоре выясняется, что так же умер и ее отец. Следователь начинает общаться с женщиной, подозревая, что это она отправила на тот свет мужчин своей семьи. Однако он вскоре привязывается к женщине и ее маленькой дочке. Но при этом также и понимает, что столкнулся с чем-то аномальным, необъяснимым для разума. Чем-то совершенно беспощадным и опасным - некими потусторонними существами, "форзи", которые вроде как являются духами умерших. Это они преследуют семью и уговаривают ее членов присоединиться к ним - естественно, после самоубийства.

    Андрей, влюбившийся в несчастную женщину, решает на ней жениться. И чтобы выхлопотать для своей будущей семьи спокойствие он направляется на могилу ее отца (который вроде как руководит этой группой "форзи") и договаривается о безопасности женщин. Отец (чья фотография на могиле выглядит очень злобно) соглашается (этот момент мне не очень понятен - какой смысл ему был соглашаться, ведь "форзи" от этой сделки ничего не выигрывают, или я чего-то недопонял?). Но при этом он ставит одно условие - Андрей больше никогда не должен произносить свою излюбленную фразу (что-то вроде "жизнь прекрасна и удивительна", точно не помню). Итак, молодая семья начинает счастливую жизнь. Но сколько времени пройдет, прежде чем сила привычки возьмет верх над осознанными желаниями?

    Этот фильм является самым настоящим ужасняков - странные приведения, мистические проявления, смерти и прочие милые вещи прочно привязывают его к жанру. Кроме того, у фильма есть четкая цель - напугать зрителя, что является основой жанра. И местами ему это удается. На мой взгляд самым удачным моментом является появление призрака в саване в доме у друга Андрея (где его видит лишь сам Андрей), которое завершается резким хлопаньем окна. Это самая эффектная с точки зрения ужаса сцена. Сцена договора, и то, как мент добирался к могиле верховного "форзи" тоже очень впечатляет. Общее темное настроение, различные странности и намеки в начале, незримое присутствие "мертвецов" создают фильму своеобразную атмосферу.

    "Прикосновение" один из самых удачных фильмов ужасов, созданных в Росси. Думаю, что он запомнился очень многим. И поклонникам жанра его безусловно стоит посмотреть. Как и все российские (а до этого советские) фильмы он не тороплив. Но в целом я бы не назвал его нудным и затянутыми, размеренность у него как раз в норме. Я получил от фильма удовольствие (хотя чем все закончится в общем было понятно с самого начала, вернее вру - я думал, что все будет еще хуже :) ).

    Диалог с подписчиками:

    Сергей:
    Здравствуйте смерть. Как дела с фильмом? Нет ли возможности сжать его в DiVx и выложить на сайте, я бы скачал. Есть предложение, мне кажется малобюджетный хоррор можно делать чуть ли не одним планом в домашних условиях. У меня есть работы такого плана, экспериментальные.
    СМЕРТЬ: Скачать фильм пока нельзя, так как он не закончен - отснята всего половина. Доснять все не удается, так как компания разношерстная и не можем договориться о времени. Когда фильм будет готов, то я конечно выложу его, но не на сайте, а на каком-нибудь фтп. Если есть работы похожего типа, то можно было бы их выложить. Думаю, многим было бы интересно посмотреть.

    PahaMAN:
    хочу поделиться информацией! у меня недалеко от дачи (недалеко от г. Таруса) есть супер страшное местечко называется заброшенный свинарник. был построен в 18 веке и заброшен только в середине девяностых двадцатого впечатления из детства:
    1) однажды отправившись туда с друзьями (поздно вечером) (свинарник ещё работал) мы не смогли попасть внутрь, туда нельзя было пройти. так вот погуляв около него мы наткнулись на гору костей с человеческий рост... это было крайне неожиданно... детская психика не выдержала и все вместе оттуда убежали.
    2) очень страшно было слышать дикий рёв и крики по ночам когда забивали свиней. почему колхозники делали это ночью я не понимаю. Было ещё много всяких впечатлений. одно то что в 300 метрах от дома располагается такое место само по себе было впечатлением... Недалеко от свинарника была школа. старая деревянная школа. В ней никто не учился с 60-х годов 20 века. пока она не сгорела было очень интересно там лазить... Чуть дальше находится кладбище с очень старыми могилами и надгробиями. кладбище давно заросло лесом и там до сих пор ОЧЕНЬ страшно ночью... Рассказывать про путешествия во всякие заброшенные места могу очень долго, короче не буду тебя загружать...
    Вернёмся к свинарнику. Сейчас там совершенно не осталось характерного запаха. Я был просто в шоке от того что увидел внутри. Множество узких коридоров, построенных из камня, решётки, кованые цепи, загоны для скота. Всё это в полусгнившем состоянии... местами обвалившаяся кровля. И подвал в который я не решился зайти (очень ветхое всё) Я сделал много фото, но получилось буквально штук 5. Пока выложил только 3 - вот ссылка на фотки с короткими комментариями.
    http://www.proflab.narod.ru/landscapes.html
    СМЕРТЬ: Сходите, посмотрите. Колоритное местечко! :) У кого еще есть какие интересные рассказы?

    Максим:
    Решил подписаться на Вашу рассылку, т.к. ужасы нравятся. И не прогадал! Рецензии написаны грамотно, только излишне дипломатично. Если фильм туфта-то так и пишите, а не ''средненький" или "слегка на троечку". А вот интересно, какой из относительно новых фильмов на Ваш взгляд производит именно страшный эффект?
    CMEPTb: Когда фильм хреновый, я так и пишу :) Возможно у меня уже испорчен вкус, поэтому даже не очень хорошие фильмы мне нравятся. Когда я пишу "средненький" это значит, что я не пожалел потраченного времени. Второй раз смотреть не стал бы, но одного просмотра фильм заслуживает. За последние пару лет единственный немного страшным фильмом был "Другие". Другие смотрибельные фильмы тоже были, но ни один из них я бы страшным не назвал.
    Максим: Привет Смерть!
    Согласен, у "Других" смысл есть и неплохой, а главное оригинальный. Но тебе не кажется, что не мешало бы спецэффектов добавить? Ведь куда без них ужасам? (СМЕРТЬ: Нет, не кажется - спецэффекты как раз все бы испортили. Вся атмосфера как раз строилась на неизвестности, а не на пугающих картинках (которые менее эффективны). А "Пророчества человека-мотылька" (Р.Гир) тебя не прикалывают? Вот тут хотя спецэффектов и немного, но фильм жутковатый, однако его, как и "Других" относят к мистическим триллерам. А я вот купил недавно "She-creature"(в нашем украинском прокате "Ужас из бездны") про русалочку. Не видел? Не скажу что как-то по-особому страшно(да и вообще...) но опять таки, идея новая и пару моментов (превращение потрясной тёлки в тварь) впечатляет. А так я замети: ну разучились делать жуткие фильмы. Вот "Тварь"(1982г., К.Рассел) и "Адская месть"(где-то 89г., Л.Хенриксен)-фильмы козырные и жуть наводили, хотя и не было спецэффектов и компов тогда нормальных. Да и любителей ужасов мало осталось, хорошо хоть тебя нашел, а то стал потихоньку переходить на маньячные фильмы...
    CMEPTb: "Пророчества человека-мотылька" в целом фильм неплохой, атмосферку он и правда создает мощную, посмотреть его стоит. Но на мой взгляд он слишком затянут - если бы вместо 2 часов он шел полтора, то было бы просто супер, а так во второй половине фильма я уже начал зевать, а это определенно не признак пугающего фильма :) "She-creature" не смотрел, но идея однозначно не новая :) Насколько я знаю, это римейк одного старого фильма. Думаю, настоящих любителей ужасов всегда было не так много, и старые фаны никуда не делись - только они все раскиданы по необъятным просторам нашей бывшей родины. А маньячные фильмы тоже хорошая вещь :)

    DoGNik: СМЕРТЬ, здорово!
    Все пока очень замечательно. Каждый выпуск читаю с большим удовольствием. Даже сейчас у меня на столе лежит распечатка предыдущего 86-го выпуска. Все очень вкусно. Но скоро будет 100-й выпуск рассылки! Планируешь ли ты, дорогой СМЕРТЬ, опубликовать в нем какие-нибудь супер-пупер интересные материалы? Помнится мне, в 50-м выпуске, который вышел, если не ошибаюсь, год назад, ты опубликовал обзоры на Карпентеровские фильмы - "Туман", "Хэллоуин". В 100-м выпуске, на мой взгляд, тоже надо будет рассказать о классике. Кстати, говорят, что А.Хичкок - "король ужаса". Ты согласен??
    CMEPTb: Странно, я вроде бы уже и 87-ой номер высылал :), а это уже и 88-ой. Пока ничего особенного не планирую, так как все же еще довольно много выпусков впереди, а так далеко планировать я не привык :). Вот когда будет какой 97-ой выпуск, тогда и думать начну. И если честно, то ничего Особенного просто не приходит в голову.
    > Кстати, говорят, что А.Хичкок - "король ужаса". Ты согласен??
    Каких только глупостей не говорят ;-) На мой взгляд утверждение "Хичкок - король ужаса" ничем не обосновано, и это один из самых распространенных штампов, причем из рода заблуждений. Хичкок снял всего ДВА! фильма, которые можно назвать ужасняками (Птицы и Психоз), и то "Психоз" часто выводят за рамки нашего жанра. Выходит, что король-то голый! Хотя про оба его фильма я писать, конечно, собираюсь. И, может как раз к 50-му выпуску, приурочу обзор Психоза.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное