Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обзоры фильмов ужасов

  Все выпуски  

Обзоры фильмов ужасов


Информационный Канал Subscribe.Ru

---------------------------------------------

Обзоры Фильмов Ужасов

---------------------------------------------

Выпуск #76

Хоррор-Анимэ

Приветствую всех поклонников ужасов! Сегодня будет первый за долгое время обзорный выпуск. И посвящен он довольно своеобразному виду киноискусства - анимэ. Безусловно, в представленном обзоре не затронута масса хоррор-фильмов и сериалов, которых среди анимэ создано довольно много. Для полной каталогизации хоррор-анимэ понадобилась бы солидная работа. В этом обзоре я хочу дать ознакомительное касание с этим удивительным по своей выразительности жанром, познакомить с ним тех, кто раньше им совершенно не интересовался. В нем я постарался затронуть наиболее значимые для жанра вещи, ну и конечно то, что я видел сам. Если вас заинтересует этот жанр, то в сети легко найти массу информации.

Что же вообще такое анимэ? Собственно говоря, это японские мультики (анимэ, это японское сокращение от анимации). Однако анимэ очень сильно отличается от тех, мультиков, к которым привыкли европейцы, оно основано на совершенно иной традиции. Думаю, нет ни одного человека, который бы не видел широких глаз, четкой прорисовки, и некоторой механичности движений - это основные признаки анимэ. Так как оно во многом произошло от манги (японских комиксов), то анимэ присущ своеобразный стоп-кадр, который перешел из манги.

Одно из основных отличий японского анимэ от европейских мультиков? Безусловно, их аудитория. На западе мультики это атрибуты почти исключительно детской культуры. Безусловно, существуют единичные мультики для взрослых, но это скорее исключение из правила, которое его только подтверждает. Анимэ имеет гораздо более обширную аудиторию. Кроме детей, основной его аудиторией являются подростки (что чуждо западным мультикам). И достаточно значительную роль играют анимэ для взрослых (которое нас в данном случае больше всего и интересует). Транслировать анимэ-сериал заполночь в Японии норма - ведь такие мультики просто нельзя показывать детям. Не нужно судить о японских мультиках по "Покемонам", "Кэнди-Кэнди" или "Dragonball Z" (хотя и эти сериалы довольно часто захватывают не только детей, которым они предназначены, но и взрослых). Даже если у вас аллергия на такой тип рисунка и манеру развивать действие, попробуйте посмотреть что-нибудь из взрослого хоррор-анимэ, и я почти уверен, что ваше мнение об этом виде искусства очень сильно изменится.

Достаточно плодотворно проявил себя в анимэ и жанр ужасов, и даже стал одним из основных стилей. Первый хоррор-анимэ сериал, о котором я слышал, был создан в 1968 году и назывался "Youkai Ningen Bemu". В этом 26-серийном сериале рассказывалось о трех гуманоидных монстрах, которые хотели стать людьми, и сражаются со злом. Эта вестерн-фэнтези с налетом ужасов предназначалась для детей и вряд ли особенно заинтересует нынешнего взрослого зрителя, но нам он интересен именно в качестве первого появления ужасов в аниме (пусть и в очень легкой форме). Конечно, мистика была задействована гораздо раньше, но детские сериалы, в которых могут происходить чудеса (собственно, таких масса) нас определенно не интересуют.

Очень часто первым полноценным (тоже относительно) вкраплением ужаса называют сериал "Человек-демон" ("Devilman") (1972-1973), основанный на известной манге Го Нагаи. Это история школьника, который был объединен с демоном, и стал человеком-демоном, однако ему хватило воли сражаться с обычными демонами, чтобы защищать любимую девушку. Этот сериал про супергероя с частично ужасняцким содержанием шел на протяжении 39 серий. Однако в семидесятые годы ужасы в анимэ еще не заняли своего сегодняшнего положения.

Тут, думаю, нужно остановиться, и дать несколько попутных объяснений. Как и большинство мультиков на свете, основная часть аниэ - это сериалы (в том числе и анимэ для взрослых). Полнометражные фильмы вещь более редкая (относительно количества сериалов, конечно). Популярные сериалы довольно часто получали продолжение в виде фильмов, однако не так уж редки и самостоятельные фильмы, не завязанные на какой-нибудь сериал. Третий вид аниме появился в 1983 году, и условно называется "OAV" ("Original Animation Video" - "анимация для продажи на видео"). Тут бывают как полнометражные фильмы (не появляющиеся на широком экране), так и сериалы, обычно достаточно небольшие. Каждая серия такого сериала продавалась отдельно.

Что привлекает в анимэ, так это логическая связанность серий, очень часто весь сериал представляет собой одну связную историю. Понятно, чтобы не терять зрителей, все сделано так, чтобы посмотрев завязку (пару первых серий) вы могли без особого ущерба пропустить серию-другую (этот принцип явно позаимствован из обычных американских сериалов). Однако впечатление одной истории, рассказанной в энном количестве серий. При этом в них очень часто многие вещи оказываются недосказанные, часть нюансов, даже важных для развития сюжета, проявляются всего в нескольких отдельных словах или в одной сцене, так что если не внимательно смотреть, то вполне могут возникнуть вопросы - "А что, собственно происходит? Почему они это делают?". Дело в том, что анимэ отличаются от американского кино тем, что не стремятся все разжевать и положить в рот зрителю - ему приходится быть внимательным, чтобы полноценно воспринимать происходящее. Так же им довольно часто присуща нелинейность сюжета, т.е. с самого начала зрителю далеко не все понятно, и на протяжении сериала (фильма) ему в виде воспоминаний (или еще как-нибудь) представляется подоплека дела. А у хоррор-анимэ это почти норма - бросать зрителя в пучину безумия.

Во второй половине 80-ых годов в Японии возрос интерес к мистике и фэнтези, что, конечно, повлияло и на анимэ. В следствие этого, на рынке появились новые сериалы с налетами ужасов, а также ряд фильмов. Среди них такие, как "Охотник на вампиров Д" (Vampire hunter D) (1985), основанный на романе Hideyuki Kikuchi (который написал целую серию романов про Д, на данный момент их, кажется, одиннадцать). Это история охотника на вампиров, живущего в пост-апокалиптическом мире. Один из классических хоррор-анимэ, прочно вошедших в историю. В 1987 и 1988 годах Ёсиаки Кавадзири создает два полнометражных фильма "Город монстров" (Ёдзю Тоси) и "Город демонов" (он же Синдзюку - город-ад) (Макай Тоси Синдзюку) соответственно, тоже ставшие известнейшими представителями жанра.

Также стоит упомянуть еще один классический мистический OAV-сериал, начавший выходить в 1988 году, - "Принцесса вампиров Мию" ("Кюкэцуки Мию", в англиском переводе "Vampire princess Miyu") по мотивам манги Наруми Какиноти. Это грустная история существования одинокой девочки-вампира, которая пытается спасать людей, попавших под власть демонов. Она как бы хранитель этого мира. Если заинтересуетесь анимэ, то вам название этого сериала встретится еще не раз. По форме это вроде бы и вообще детский сериал (его герои учатся в школе, где-то в 5-6 классе), но вот создаваемая им мрачная атмосфера определенно не детская и вполне может травмировать еще не до конца развившуюся психику ребенка.

В 1989 году вышел мини-сериал "Уроцукидоджи: Легенда о Свердъяволе" из 4 серий (Urotsukidoji: Legend Of The Overfiend), который стал одним из первых анимэ, скрестившим ужасы и хентай (хентай - это порно-анимэ), и благодаря своей популярности создал нишу для этого поджанра. В нем рассказывалось о Сверхдьяволе, который пробудился после многих лет, и теперь собирается переделать мир на свой лаж. Вскоре последовало два продолжающих мини-сериала и полнометражный фильм. Хоррор-хентай теперь один из достаточно прибыльных жанров, в котором иногда создаются просто великолепные вещи. Одним из таких является "Кошмарная общага" (Nightmare Campus) (1996) - тоже фильм и минисериал. В нем кровавое жертвоприношение открывает врата Ада, и университет захлестывает волна преступлений - изнасилования и разборки банд становятся нормой жизни. Однако, как всегда, все это еще можно остановить...

Во второй половине 90-ых расцвет анимаэ с оттенками ужасов достиг своего пика, некоторые такие сериалы становились одними из самых популярных на японском телевидении. Это породило и больших спрос на фильмы аналогичной тематики.

В октябре 1997 года начался показ сериала "Берсеркер" (Berserk), его трансляция начиналась в 1:45 ночи из-за обилия крови и обнаженки (хотя, на мой взгляд, ничего особенного там нет - кровь хлещет, но довольно умеренно и не слишком жестоко, обнаженки вообще самый минимум, хотя я пока не досмотрел сериал до конца, может потом он разойдется на всю катушку). Это история парня по имени Гаттс, который сражается с существами ночи, орудуя огромным мечом. В сериале значительную часть составляет рассказ о его прошлом. Действие происходит в неком фэнтезийном мире, причем рассказ о прошлом Гатса больше похож на повествование о средневековых наемниках (собственно, именно этим он и является) с очень легким налетом фэнтези. Зато часть, когда он уже приобретает знак, чувствующий нечисть, уже представляет из себя настоящую темную фэнтези в лучшем своем проявлении. Однозначно могу его посоветовать только тем из вас, кто не равнодушен не только к ужасам, но и к фэнтези. В том же 1997 году выходит фильм "Идеально синий" (Perfect Blue), который основан на стилистике джиалло. Этот немного сверхъестественный джиалло должен понравится любителям Ардженто и других мастеров жанра. Кстати, этот фильм нигде не относят к хоррор-анимэ, обычно причисляя его к различного рода триллерам и сверхъестественным детективам.

Также есть совершенно потрясающий мини-сериал "Загадка Некрономикона", который почему-то обойден большинством поклонников анимэ. Видимо они и фанаты Лавкрафта не очень пересекающиеся аудитории. Об этом сериале я расскажу подробнее.

В последнее время анимэ сделало еще один шаг, в двух последних работах, полнометражных фильмах о вампирах была активно использована компьютерная анимация, да и общий вид самих анимэ претерпел некоторые изменения. Первый фильм - это "Охотник на вампиров Д", экранизация третьего романа об этом герое, второй - "Кровь: Последний вампир", рассказ о девушке-вампире, расследующей загадочные случаи на американской военной базе (его сложно назвать полнометражным - он идет всего 50 минут, но ни к какой другой категории его не отнести). Кстати, тема вампиров вообще одна из самых распространенных в анимэ - кроме уже упоминавшихся вещей, был создан и полнометражный фильм "Дракула", а в конце прошлого года (в октябре 2001) по телевидению начали показывать вампирский сериал HellSing, в которой правнучка Ван Хелзинга руководит организацией, борющейся с вампирами и прочей нечистью (причем в их рядах также есть вампиры). Этот сериал за очень короткое время стал очень популярным, не смотря на то, что показывают его поздно ночью.

Ужасы в анимэ это весьма своеобразный, но очень увлекательный вид искусства. Создатели анимэ часто берут из жанра самое лучшее - мощнейшую атмосферу, интересный сюжет и завораживающие пейзажи, и создают совершенно потрясающие вещи, от которых просто дух захватывает. В анимэ иногда удается создать вещи, которые можно назвать квинтэссенцией жанра, настоящими перлами. Это совершенно полноценные ужасняки, в которых часто удается реализовать задумки, которые в настоящем кино были бы слишком дорогостоящими, а также нарисовать совершенно фантастическое затягивающее окружение. Это касается не только ужасов, но и других жанров - анимэ создало массу совершенно удивительных фантастических, фэнтезийных, киберпанковых и прочих миров. Попробуйте хоть раз посмотреть настоящее хоррор-анимэ, надеюсь вам оно понравится.

  • Загадка Некрономикона
  • Mystery of the Necronomicon (1999)
  • Автор Abogado Powers
  • Режиссеры Hideki Takayama, Yoshitaka Makino
  • Озвучивали: Hidetoshi Nakamura, Yoko Asada, Yumi Takada
  • Сатоши Судзусаки - частный детектив, который со своей приемной дочерью Асукой Кашиваги приехал отдохнуть и покататься на горных лыжах в отдаленный отель в каких-то мрачных горах. Его прошлое скрывает какую-то кошмарную тайну, сознательно он ничего не помнит, и она вырывается только в его сны. Именно с очередного кошмара Сатоши и начинается фильм. Но этот кошмар не хочет оставаться в прошлом, он настигает частного детектива и в отеле - этой ночью в одном из номеров была зверски убита семья - муж, жена и двое детей. У них с лица была содрана кожа, а глаза вырваны из глазниц и сложены на блюдечко в центре стола. Естественно, что большая часть обитателей гостиницы решают срочно ее покинуть, тем более что надвигается снежная буря, которая скорее всего отрежет горный курорт от цивилизации. Что и случается. А маньяк-убийца остается среди тех, кто решил остаться - у него еще есть незаконченные дела, зловещий мрачный обряд еще не доведен до конца. Поэтому и на вторую ночь совершается аналогичное зверское убийство, только на этот раз подозреваемых становится гораздо меньше. И все они что-то скрывают, у каждого из них в прошлом или настоящем имеется некая мрачная тайна, которую ему очень не хочется раскрывать...

    Затем действие переносится в США, маленький городок неподалеку от Провиденса. Именно в этом старом особняке шесть лет назад случилось нечто кошмарное - такая же серия жестоких убийств потрясла округу. В тот раз Сатоши выжил, но потерял память. И сейчас настало время окончательно выяснить, что же случилось тогда, и каким образом это связано с современными событиями. Ведь сатанинский обряд, совершаемый Гербертом Уэстом по наеденной им, наверное последней существующей копии Некрономикона, приближается к своей кульминации.

    В этом описании на самом деле описана очень малая, буквально мизерная часть всей интриги "Загадки Некрономикона" - действие в этом анимэ развивается постоянно, все новые открытия и новые загадки постоянно преподносятся зрителю, и постепенно выстраивается общая, весьма мрачная картина происходящего. Однако действие не идет в ущерб атмосфере фильма, японские аниматоры очень удачно сочетают оба элемента, создавая по истине завораживающее зрелище! "Загадка Некрономикона" состоит из четырех получасовых серий, так что общая протяженность этого мини сериала два часа, т.е. практически обычный полнометражный фильм.

    Фильм вышел по настоящему лавкрафтианский. Появление Герберта Уэста, профессора университета Мискатоник, округи Провиденса, и конечно Некрономикона уже само по себе достаточно, чтобы причислить его к лавкрафтианским фильмам (ну и, конечно, куда же Уэст без зомби! И эти милые создания обязательно появятся в сериале, правда во второй его половине, почти исключительно в четвертой серии). Однако у него есть гораздо большее, чем обычное использование лавкрафтовских названий, которые и так на слуху у любителей ужасов. Фильм очень успешно возрождает атмосферу лавктафтовых произведений. Стиль повествования, понятно, очень сильно отличается от того, что делал Лавкрафт, но вот его дух прослеживается очень четко. Сочетание ужаса, мистики, некой загадки настолько классны, что очень не хочется отрываться от этого мини-шедевра. И когда два часа проходят, становится жалко, что этот праздник ужаса завершился. Абогадо Пауэрс постарался на славу - сюжет по настоящему хорош, интрига развивается стремительно, но при этом я не заметил каких-то смыловых дыр или несообразностей.

    "Загадка Некрономикона" это скрещение ужасов и хентая (порно-анимэ). Поэтому порнуха (причем черная) занимает примерно 10 процентов фильма. Однако радует, что она вставлена не просто так, лишь бы была, а очень сильно связана с сюжетом, а местами влияет на атмосферу фильма. Но всем, кого пронография раздражает, лучше его не смотреть. Также детям до 18 лет его также продавать запрещено. Лично мне кажется, что его можно смотреть и в 16 лет (н-р его смотрел мой 16-летний племянник, правда, втихоря), но раньше точно лучше его не смотреть - фильм достаточно жестки и реалистичный (и даже более того) как с точки зрения порнографии, так и с точки зрения насилия.

    Прорисовка этого анимэ просто суперская. Развитие действия в нем достаточно сильно отличается от обычного фильма, но это не имеет особого значения. Всегда особо радовали общие виды - вроде идущего снега в горах, мрачного особняка ночью, завывающего ветра, который колышет ветки. Да и рисунки мертвяков (в том числе ходячих) тоже радовали. Все сделано по настоящему мрачно. Могу сказать, что фильм по настоящему затягивает. В конце первой части, ощущение отрезанного метелью отеля, в котором лютует маньяк, невероятно мощное. Хотя, возможно, просто это я сам себя накручивал, тут точно сказать не могу (я не склонен выдавать желаемое за действительное, но мало ли что).

    Думаю, всем уже понятно, что от этого мультика я был в восторге, он произвел на меня очень сильное впечатление. Думаю, во многом он и определил мою недавно возникшую любовь к анимэ. Хотя советовать его всем и каждому я бы поостерегся - налет порнографии и некоторая специфичность самого анимэ скорее всего отпугнут часть аудитории традиционного ужаса (хотя думаю, что таких будет мало). Не знаю, можно ли достать этот фильм на видео, сам я скачал его в интернете. В штатах его выпустили в дублированном варианте, но я смотрел оригинальный японский вариант с английскими субтитрами, так что если вы не владеете одним из этих двух языков, то вряд ли вам удастся с ним скоро познакомиться. Но если у вас есть такая возможность, то обязательно посмотрите "Загадку Некрономикона" - может она и не вызовет такого же восторга, что надеюсь, что и не оставит равнодушными.

    Диалог с подписчиками:

    Диалог на этот раз получился. Путь и не много, но письма были. Сергей Прокуроров написал:
    Здравствуйте. Читаю давно, а написать собрался только сейчас. Постараюсь коротко. Первое. Я целиком "за" в отношении хотя бы кратких аннотаций хорор-литературы, тем более если фильм надо искать где-то вне инета, то книгу очень просто можно найти на каком-либо сайте. А учитывая, что таких книг море, путеводитель необходим. Второе. Если "скрестить" Федьку Крюкова и "хокеиста", то будет уже не ужастик, а комедия, черный юмор. Разделка мяса будет происходить под хохот зрителей. В сознании каждого человека отложилось, что это совершенно разные ужастики, со своим стилем и главным героем. А что получиться, если в сон, где Федя любовно шкрябает кого-то когтями, ворвется "хокеист" Женька и дурогоном начнет отрезать и себе кусочек? Да это ж Диснейленд получиться! Или сцена из жизни очередь в мясную лавку. Я только представил эту хохму и мне уже смешно. Единственное успокоение, может эта комедия побьет рекорды сборов фильмов "Очень страшное кино - 1" и "Очень страшное кино - 2" Ладно, всем привет из Оренбурга, пока.
    СМЕРТЬ: Я тоже "за" литературный обзор (ведь кроме него ничего особо и не осталось), вот только не придумал, каким образом это делать. Если как отдельный выпуск рассылки, то посвященный какой-то одной теме, периоду или еще чему-то аналогичному, но я сомневаюсь, что у меня хватит знаний для такого рода обзоров. Обзоры прочитанных мною книг я публикую на сайте, так что кое-какой путеводитель по известной мне литературе есть. Касательно "Фреди против Джейсона" Самое интересное, что этот проект скорее всего запустят. Откровенно говоря, с сомневаюсь, что выйдет что-то приличное. Более того, я вообще не представляю как это может выглядеть. Подозреваю, что получится именно комедия. Хотя надежда умирает последней - вдруг сценарист и режиссер найдут какой-то удачный способ скрестить двух супер-маньяков. Или хотя бы снизят комедийность до минимума. Если проект вообще запустят - пока что "Джейсон Х" не блещет в американском прокате.

    Chernov Andre:
    Я давненько не присылал писем , нољ практически с рождения "Обзоров ..." с ужасом и радостью читаю тексты. љС появлением видео љстало больше интересного и фильм жанра HORROR неизбежно просматривался до конца. К возможным вариантам развития рубрик "Обзоров..." можно быљ было отнести "Новости...." и помещать в ней сообщения о новых творениях кошмарного жанра. Это желание возникло у меня после неожиданного и раннего появления на нашем рынке видеокассеты "Обитель зла" - "Resident EviL". Смотрите кто еще не испытал этого удовольствия и радуйтесь , что окончание фильма обещает еще более замечательное продолжение. Всем наилучшие пожелания.
    СМЕРТЬ: Я об этом уже писал, но не грех и повториться :) Я и правда с огромным удовольствием делал бы такую рубрику, но у меня на это просто не хватит времени. Тем более, что по идее было бы хорошо заодно давать и обзор фильмов, появившихся в России (чего я вообще не знаю). Вот если бы кто-нибудь взялся вести такую рубрику, это было бы просто здорово. Хотя может, когда я немного освобожусь, то и сам хотя бы мельком буду что-то подобное делать. Посмотрим. Но главная надежда все же на вас, дорогие читатели - может кто-то из вас и так регулярно читает хоррор-новости, и вам будет достаточно легко вести подобную рубрику!

    Глеб Добарский а.к.а DoGNik:
    СМЕРТЬ, здравствуй! (о как! обращаюсь прямо к подружке с косой!) :))) Спасибо за обзор фильма "Сияние". Представь себе, я посмотрел этот фильм, а потом решил прочитать обзор - мол, как об этом фильме СМЕРТЬ думает? Оказалось, что обзор просто блестящий, многое узнал о замыслах великого Кубрика и о создании фильма. Спасибо. А рассылку читаю постоянно, начиная с обзора фильма "Крик" ( с марта 2001 г.). И большинство обзоров - превосходные. Видно, что написаны настоящим критиком фильмов ужасов. :) Я просто тащусь от ужасняков - особенно от их героев (моих любимых) - сдвинутых маньяков с бензопилами и ножами, а два моих любимых фильма ужасов, которые я могу смотреть всегда - это "Хэллоуин" и "Пятница, 13" (I часть), кстати, обзоры которых я внимательно читал в рассылке.
    СМЕРТЬ: Странно, что ты только сейчас прочел обзор "Сияния" - он же вроде довольно давно был :) На счет "настоящего критика" - обижаешь! :) Какой я критик, наоборот - обзоры мои анти-критичны, я просто фанат ужасов, который в последнее время стал на многое обращать внимание ;) Именно поэтому обзоры приходятся по душе поклонникам жанра. Настоящий критик должен большинство фильмов разносить в пух и прах, ругать их как только сможет, а я часто хвалю вещи, которые в лучшем случае и на средненькие-то еле тянут.

    Вот кажется на сегодня и все. Жду ваших отзывов о рассылке, материале, в ней опубликованном, а также ваших пожеланий. Письма шлите по адресу gajus@centras.lt



    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное