В наши непростые дни, когда комиксы (для начала аниме и манга) признаются чуть ли не экстремистской литературой, волей-неволей начинаешь искать в как будто бы «подростковом развлечении» скрытые смыслы, опасное подстрекательство, нехорошие призывы. И вот флэшевский «Год первый» в этом отношении – практически идеальный вариант под «запрещёнку», ведь здесь прямым текстом призывают «сносить башню»!..
В Централ-Сити совершается множество преступлений. Городу нужно нечто большее, чем герой в костюме. Ему нужна надежда.
Барри, тебя ждёт потрясающая жизнь. Космос. Путешествия во времени. Мультивселенная. Работа в команде с богами, чудовищами, космическими копами… И великая любовь. Трудные деньки тоже бывали, но я дорожу каждой их секундой.
Формат традиционного для комиксов «Года первого» («Он станет самым быстрым человеком на Земле…») соблюдён Джошуа Уильямсоном в полной мере: детство (правда, совсем немного) – оценка личности героя («лучший эксперт-криминалист в Централ-Сити») – молния – и сразу в бой (да ещё какой!). И тут сразу отметим несколько нюансов.
Во-первых, мы узнаём полное имя заглавного персонажа: Бартоломью Генри Аллен. Если мы его и знали раньше, то не факт, что помнили. Бартоломью!
Во-вторых, автор отдаёт дань уважения старым сюжетам, вводя в свой комикс… комиксы Серебряного века! В самом начале мы видим, как юный Барри листает старые выпуски про супергероев и конкретно про Флэша (им тогда был Джей Гаррик), восторгаясь и одновременно завидуя: «Классические герои были такими крутыми. Добро побеждает зло, и всё такое». И это очень интересный момент для разбора: где в этом мире заканчиваются собственно комиксы и начинается как бы реальность?.. Отдаёт ли Барри сам себе отчёт в том, что и он – не более чем герой нарисованной (художником Говардом Портером, кстати) истории? И почему «не более», ведь Герой – это звучит гордо!
В-третьих, любопытна путаница с датами: сперва нам говорят (то есть пишут), что молния попала в Барри Аллена 11-го февраля, а страницей позже на экране мобильника проступает другая дата: 11 января. Вот интересно: это косяк переводчика (с кем не бывает) – или же такая занятная игра, придуманная самим автором книги?.. В этих мирах ведь всё может быть…
Барри, где-то глубоко внутри тебя кричит заголовок, готовый вырваться наружу. Я это точно знаю.
Но вот молодой мужчина, за всю свою жизнь никогда никого не ударивший, становится жертвой несчастного случая, проводит в коме несколько месяцев – и, очнувшись в больнице 15-го июня, осознаёт, что неожиданно для себя обрёл суперсилу, «способность двигаться быстрее любого живого существа на Земле».
Начинается притирка – и вскоре Барри приходит к выводу, что самым умным человеком ему, к сожалению, не стать («Мой мозг забывает информацию с той же скоростью, с которой я читаю»), а вот с бегом может что-нибудь да получиться (пусть даже «бегун из меня всегда был неважнецкий»). «Мне нужна обувь покрепче», – понимает он после того, как спалил уже добрый десяток кроссовок, и по знакомству заимствует новые сапоги из пожарного департамента – огнезащитные костюмы для которого разработал «Уэйн Тек».
И уже в конце первой главы (так что это ещё вряд ли спойлер) случается занятный сюжетный поворот: в ходе тренировок наш герой… «обогнал время и встретился сам с собой в будущем»!
Барри, я – это ты… Ну, может быть, на несколько лет ближе к финишной черте.
Однако рассчитывать на близкое знакомство не приходится: «Барри, мы с тобой читали одни и те же комиксы, – напоминает старший Флэш (назовём его так), бородатый. – Ты сам знаешь, что лучше не играть со временем, как бы худо тебе ни было». Но помимо того, что путешественника во времени необходимо как можно быстрее отправить обратно домой, есть и другая причина для беспокойства: оказывается, в будущем Централ-Сити захвачен Королём Черепахой, который «использует свои силы, чтобы высасывать скорость и энергию» из простых обывателей, – и никто из супергероев «так и не смог пробраться сквозь защитное поле “Панциря”», чтобы одолеть негодяя.
«Черепаха жаждет много чего на свете, но больше всего ему нужны мы», – поясняет сразу старший Флэш, а позднее мы узнаём и подробности: некогда этот злодей был, как водится, в меру тщеславным учёным, проводил какие-то опыты, обрёл бессмертие, убил свою семью (жену и двух детей) и, годами живя «в таком темпе, когда каждый день длится словно вечность», выбрал для себя простой и по-своему безопасный принцип существования: «Тише едешь – дальше будешь».
Есть нечто, что Флэш не способен обогнать.
Смерть.
А Черепаха будет жить вечно.
По ходу дальнейшего сюжета он собирается «установить связь между твоим настоящим и моим будущим», замкнуть «два периода и тем самым остановить время и движение во всей Мультивселенной». Говоря чуть проще, «если Черепаха победит, то не просто замедлит Централ-Сити, он уничтожит целую Мультивселенную!»
И вот дальше и начинается самое интересное, то, с чего мы и начали этот рассказ. Здесь и открывается простор для «экстремистских» трактовок – было бы желание их найти.
– Так и знал… Я знал, что будущее будет ужасным… Что мы облажаемся по всем фронтам…
– Господи, поверить не могу, что когда-то был таким пессимистом.
Старший Флэш выступает в этом сюжетном витке бывалым борцом, который, увы, уже осознал всю тщетность неустанной борьбы («Что бы мы ни сделали… Сегодня мы проиграем») и призывает младшего себя не ввязываться в драку, а буквальным образом сбежать – мол, так лучше будет: «Спасайся… Иначе ты рискуешь обречь на гибель всю реальность», «Если ты умрёшь, будущее может и вовсе не наступить! Ты должен убежать!»
Слушай, если я хоть чему-то научился за свою жизнь… Так это тому, что нельзя укрыться от безумия, стоя на месте. Ведь если перестать бежать, оно тебя обязательно настигнет.
Но молодой Барри не готов вот так просто поверить в свою бесполезность и предпочитает прислушаться к другому совету: «Ты должен просто двигаться вперёд и сражаться за каждый свой шаг». Он со всей отчётливостью понимает: «Если я допущу, чтобы то будущее реализовалось, оно будет на моей совести». И пусть Флэш-новичок признаёт, что «коленки трясутся от страха», он не собирается сдаваться. Даже когда так называемый король продолжает что есть мочи давить на психику:
Мы сражаемся с тобой целую вечность. Наши судьбы связаны навсегда. Мне известен каждый твой шаг! С чего ты взял, что у тебя есть хоть один шанс?
Ты обречён проиграть!
Правда, тут Черепаха совершил недопустимую ошибку. Продолжая запугивать противника, он сгоряча выкрикнул лишнего: «Но как всё сложится на этот раз, зависит лишь от тебя!»
Что самое замечательное: в своей работе Джошуа Уильямсон подчёркивает и значительную роль широких общественных масс. «Я понимаю, это опасно, но если Флэш не сдаётся, то и я не собираюсь», – и не одна Айрис Уэст так рассуждает. Поначалу народ просто физически не может сопротивляться («Приятель, тебе повезло, что мы скованы», – говорит один гражданский гвардейцам Черепахи), но как только цепи падают, всё мигом переходит в активную стадию: «А что там с Флэшем?» – «Он всё ещё сражается, хотя врагов стало больше!» – «Поможем Флэшу!»
Флэш слишком много сделал для Централ-Сити! Мы не оставим его сражаться в одиночестве!
Кто говорит, что комиксы ничему не учат – не прав.
Как минимум они учат тому, что героем может стать каждый и любого злодея, как бы тот ни был силён, можно победить.
Особенно если сплотиться.