Кинодрафт: <<Миф и жизнь в кино>> Александра Талала (избранные цитаты)
|
Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу Кинодрафт: «Миф и жизнь в кино» Александра Талала (избранные цитаты) 2020-04-22 16:50 Автор: Максим Марков «…В любом фильме тема складывается из драматических, значимых событий, чаще всего имеющих отношение к внутреннему миру персонажа или серьёзно влияющих на него. Обычно это негативное влияние: препятствия на пути к желаемому, внутренние и внешние конфликты, ненависть, алчность, вина, стыд, обида, зависть, мания величия, которые движут героями и их оппонентами и которые им приходится преодолевать, искупать, платить за них и т. д. Вновь возьмём в качестве примера «Тора». Из каких событий состоит тематическая часть пути героя – та, которая складывается в послание зрителю, говорит ему, «о чем кино»? Самонадеянный, самодовольный Тор пошёл наперекор отцу и стал причиной обострения отношений Асгарда с ледяными великанами Ётунхейма. За это Один наказал дерзкого Тора, лишив его силы и изгнав. Брат Тора, пользуясь ситуацией, захватывает Асгард. Один умирает, а бессильный Тор может лишь оплакивать отца и корить себя за свою дерзость и самонадеянность, из-за которых он теперь не в состоянии защитить семью и королевство. Но когда Тор, присмиревший и наученный опытом, предлагает собственную жизнь за жизни своих товарищей и действительно чуть не погибает, то получает обратно свою силу и возможность отомстить брату и спасти Асгард. Вот суть этой истории. Несмотря на размах, вымысел, сказочность, игривую тональность и любовную линию с героиней Натали Портман, ключевые повороты истории составляют скелет вполне шекспировской пьесы». ***** «Фильм «Начало» рассказывает историю человека, который вынужден совершить путешествие в глубины своего сознания, чтобы вернуться к детям, – но путь его лежит через территорию, на которой обосновался преследующий его «призрак» покойной жены. Фактически это миф об Орфее, но с вариацией: он должен спуститься в подземное царство, чтобы бросить там Эвридику, избавиться от неё, расстаться с ней или даже убить, но не саму Эвридику, которую уже не вернуть, а демона вины и злобы, довольно убедительно её изображающего. Если он не избавится от этого оборотня, порожденного его собственным сознанием, то навсегда останется в аду и не выберется к своим детям. Драматургическая потребность Кобба – освободиться от «призрака», чтобы перестать вредить себе и подвергать опасности окружающих. Момент, когда он это наконец сделает, рискует показаться поверхностным, а ведь он один из главных. Нередко в сценариях ключевые сцены преподносятся слишком банально: «Я понял, что деньги не приносят счастья». Банален не сам вывод, банальна форма – из-за своей буквальности. В «Начале» происходят две очень конкретные вещи. Первое – в глубинах своего подсознания, лицом к лицу с «призраком», Кобб наконец признаёт и собственную вину в смерти жены. Это поступок, откровение, которое позволяет двигаться дальше, вырваться из замкнутого круга. Второе – Кобб говорит: «Я больше не могу с ней быть, потому что её не существует… Я не могу представить тебя во всей твоей сложности, все прелести, все изъяны… Ты всего лишь тень моей реальной жены…И как бы я ни пытался воссоздать тебя… прости, этого недостаточно». Он уловил неспособность собственного воображения в полной мере воссоздать образ покойной жены и продолжать вводить себя самого в заблуждение. Очень точное жизненное наблюдение, «заземляющее» миф». «…Обратите внимание на двух героев, чьи роли довольно схожи: Артур и Ариадна. Оба по-своему взывают к голосу разума героя, Кобба, оба предупреждают его о том, как поступать не стоит. Но если Артур олицетворяет внутреннего критика Кобба (шансов мало, не получится, сорвётся, ты утаиваешь информацию, ты ставишь свою команду под удар), то Ариадна – скорее его внутренняя путеводная мудрость, ясность разума, в которой он так сейчас нуждается. Ариадна буквально протягивает нить в лабиринте его подсознания, в путаных моральных коридорах вины и горя. Она – та его часть, которая пытается подсказать: «Ты ни в чём не виноват (точнее: прими ту часть вины, которая тебе принадлежит, чтобы освободиться от остального бремени). Мал – не твоя жена, это призрак, не подпитывай его самоистязанием. Пришло время вырваться из заколдованного круга». То есть внутренний конфликт превращается во внешний. (Вот в чём гениальность концепции «Начала»: когда находишься в собственном подсознании, внутренний конфликт и есть внешний!)» ***** «После выхода на экраны «Гравитации» я видел в социальных сетях высказывания о том, что, мол, понятно, про что фильм, но зачем устраивать эпопею в космосе? Почему не рассказать просто драматическую историю мамы, потерявшей дочь и пытающейся справиться с горем, без взрывающихся спутников и орбитальных приключений? {…} Мне кажется, у «Гравитации» как минимум две выигрышные тактики. Во-первых, в захватывающей приключенческой упаковке можно донести серьёзные темы до массового зрителя. Во-вторых, факт, что героиня бежит от своего горя в сложнейший период её жизни не в соседний бар или даже другой город, не демонстрирует стандартное деструктивное поведение, а уходит настолько далеко от своей травмы, насколько это вообще физически возможно, – в космос! – как ничто другое подчеркивает ту бездну, которая открылась у неё в душе. По собственному желанию она оказывается там, где нет твёрдой почвы под ногами, где на каждом шагу подстерегает опасность и безразличная бескрайняя чёрная бездна вселенной смотрит в глаза и дышит смертью. Какой потрясающий способ показать внутреннее состояние героини!» ***** «Пир во время чумы и любовь во время холеры всегда острее и монументальнее. Как любовные метания Скарлетт О’Хары на фоне войны Севера и Юга. Как поиск клада (мифическое!) на фоне той же войны тремя заглавными персонажами из «Хорошего, плохого, злого». Концепция «безответственный отец вынужден присматривать за детьми» осложняется вторжением инопланетян в «Войне миров» Спилберга. Маленькие комедии и трагедии пассажиров «Корабля дураков» уже охвачены огнём грядущих событий, ведь на дворе 1933 г., а пункт назначения судна – Германия. Вопросы морали («Дорога» по книге Кормака Маккарти (2009) и проблематика отношений («На берегу», 1959) обострены контекстом конца света. А обычная жизнь маленького человека Форреста Гампа играет всеми мифическими красками, потому что проходит сквозь увлекательные исторические вехи в век острых политических расколов, где герой остаётся верен своей картине мира». ***** «Справедливости ради стоит отметить, что редкий кинофильм предлагает нам однозначный хеппи-энд, если кумулятивно учесть событийный ряд. Задача драматурга – мучить своих героев. Одна из самых распространённых ошибок у начинающих сценаристов – склонность поскорее сгладить конфликт и преодолеть препятствия. Практически любая картина заставляет своих героев многое пережить, заплатить цену за победу, претерпеть лишения, испытать страх, сомнения, отчаяние. Столкнуться с тем, что привычный образ жизни больше невозможен. С самим собой или с системой. Изменения и преодоление себя или внешних проблем не даются легко. С этим, я думаю, большинство может согласиться. Какую цену за успех платят герои наших любимых фильмов? Марти Макфлаю («Назад в будущее») всерьёз грозит страшная перспектива: альтернативное будущее, в котором его нет, ведь его родители так и не сошлись – и это по его вине! Он наяву проживает этот кошмар, который чуть не стоит ему жизни. Фил Коннорс («День сурка») наказан за свою социопатию и эгоизм годами (десятками? сотнями лет?) заключения в городке, который олицетворяет всё самое ненавистное для него. Купер («Интерстеллар») должен не просто покинуть семью ради спасения человечества, но и наблюдать, как его дочь стремительно опережает его в возрасте, встречая смерть первой. Коббу («Начало») придется «снова убить» свою жену, чтобы избавиться от прошлого, которое сводит его с ума и ставит под удар и его коллег. Андреа Сакс («Дьявол носит Prada») уходит по карьерной лестнице слишком далеко от человеческих ценностей и возвращается назад, уже растеряв друзей и бойфренда. Удастся ли ей вернуть его – остаётся под вопросом, но урок она усвоила». ***** «Казалось бы, «Матрица», «Начало», «Остаться в живых» – проекты, демонстрирующие верх изобретательности, фантазии и мастерства, наполнение жанровой формы небанальным, интригующим материалом. Каждый из них был революционным и знаковым событием. И в то же время подход «Объясним потом» основан на двух базовых принципах сценарного мастерства. 1. «Показывай, а не рассказывай» – пожалуй, краеугольный камень любой теории драматургии. Когда «Матрица» первые полчаса вообще не объясняет, что происходит, работает именно этот принцип. Зритель собирает информацию из того течения жизни в мире истории, что видит на экране. К моменту, когда Морфеусу всё-таки приходится выступить с длительной лекцией, мы готовы услышать её, понять, принять, соотнести с увиденным. 2. Вектор ожиданий: у зрителя должно быть достаточно информации, чтобы во что бы то ни стало сохранять интерес к тому, что будет дальше, но не так много, чтобы ожидания слишком точно совпадали с развитием сюжета. В случае вышеупомянутых произведений мы можем уточнить правило: у зрителя должно быть минимальное необходимое количество информации для того, чтобы желать знать, что будет дальше. Чтобы сюжет не стал для зрителя сплошным мороком, чередой абстрактных образов, предполагается всё же некий уровень ясности ситуации, необходимый для сопереживания и идентификации, одними загадками не обойтись. В результате, хотя зритель понятия не имеет, как устроен мир Матрицы и почему люди бегают по стенам, он знает следующее: агенты – угроза, Тринити – против агентов, агенты преследуют ещё и Нео, а Тринити и Морфеус – (вроде бы) союзники Нео». ***** «Коэны рассматривают в контексте заданных обстоятельств уже сложившиеся характеры. Если традиционный голливудский фильм в начале делает акцент на черте или изъяне характера героя как максимально определяющем его качестве, а в конце – на приобретённой противоположности этой черты (эгоцентризм – забота о ближнем в «Человеке дождя», контроль – принятие в «Армагеддоне», мизантропия – человеколюбие в «Дне сурка»), то Коэны сразу создают сложные, противоречивые характеры и наблюдают за тем, что с ними происходит в порой ещё более противоречивых обстоятельствах. {…} Джерри («Фарго») – маленький офисный служащий, решившийся на большое преступление, которое оборачивается неожиданными последствиями и кровавой баней. Он заступил на чуждую для себя территорию (его склад и его поступок – плохо уживающиеся элементы). Осознавая всю трагичность и неправильность его действий, мы также хорошо понимаем ту безысходность, которая вынудила его изменить свою жизнь любой ценой (то есть и осуждаем, и сопереживаем). Поведение Джерри в его попытках исправить ситуацию, на фоне эскалации событий, выходящих из-под контроля, – завораживающее зрелище. {…} Джефф Лебовски («Большой Лебовски») – апатичный пацифист, маргинал с политикой невмешательства, втянутый в интригу с роковыми женщинами, преступлениями и олигархами. Ранимый, принципиальный интроверт Бартон Финк («Бартон Финк») оказывается на конвейере Голливуда среди экзальтированных типажей Лос-Анджелеса. В историю изначально заложено множество контрастов: театральный драматург – студийное кино, Нью-Йорк – Лос-Анджелес, интровертный, невротичный герой – экстравертная, нарциссическая среда. {…} Коэнов интересует не сам процесс изменений, а противоречивые характеристики, аккумулированные в одном человеке в результате прошлого опыта». ***** «Что общего в построении персонажей Тони Старка («Железный человек») и Питера Квилла («Стражи Галактики»)? В чём их особенность? Сюжет постоянно играет на разрыве между их возможностями супергероев, ценностями и намерениями и заложенным в характере потенциале некомпетентности и неудачливости: наиболее частых черт комедийных персонажей. Сцена, в которой Тони Старк «примеряет» новый усовершенствованный костюм Железного человека (третий фильм), пожалуй, выражает суть героя в двух минутах экранного времени. Он гарцует, выпятив грудь, устраивает представление под ремикс хита Синатры – но костюм не доработан, и дистанционно управляемые части летят в Тони всё с большей и большей скоростью, пока он совершает чудеса находчивости, быстроты и эквилибристики – еле-еле поспевая за происходящим! – но в итоге оказывается повержен собственными доспехами. То же самое с Питером Квиллом: мы постоянно испытываем эффект качелей – герой он всё-таки или неудачник? Вот Питер сумел уйти от банды головорезов и триумфально ретируется на своём летательном аппарате, как вдруг, как раз когда он самодовольно упивается собственной находчивостью, корабль подбрасывает в воздух мощный выброс из гейзера с поверхности этой незнакомой ему планеты. Вот герой с пафосом представляется им самим придуманным прозвищем Звёздный Лорд, и в следующий момент выясняется, что его собеседник понятия не имеет, кто это такой и о чём вообще речь. Питер слегка туповат – но у него есть сердце, он сентиментален, а иногда ещё и удивляет оригинальными решениями. Балбес, на которого возложена серьезная миссия, вызывает смех. Но когда он оказывается не таким уж балбесом и возносится над собственным образом, проявляя самоотверженность и героизм, – это особенно трогает». Дэнни Бойл выступит режиссером «Мафусаил» 2020-05-16 14:28 Сергей Горбачев Warner Bros. сообщила, что Дэнни Бойл приступил к разработке высокобюджетного фэнтези-триллера «Мафусаил» с Майклом Б. Джорданом в главной роли. «Оскароносный» режиссёр Дэнни Бойл анонсировал свой новый проект о старейшем человеке из Библии, праотце человечества, прожившим 969 лет — Мафусаиле. Главную роль в картине исполнит Майкл Б. Джордан, который пришел на смену Тому Крузу. Актер также выступит и в качестве продюсера картины. Джордан сыграет человека, которому удается жить несколько столетий, совершенно не старея. За долгие годы он приобретет множество знаний, выучит десятки языков и овладеет науками и навыками выживания. По слухам, история Мафусаила будет несколько переделана. Продюсеры также планируют запустить вместе с фильмом новую франшизу. Сценарий напишет Саймон Бофой («Миллионер из трущоб», «127 часов»), который переработает драфт написанный Тони Гилроем и Джейсоном Уоткинсоном. Тройка самых популярных российских фильмов в мае 2020 года 2020-05-16 16:05 про НАСТОЯЩЕЕ КИНО В последнее время зритель все больше внимания обращает в сторону российского кино. Тут дело и в качестве, которое заметно подтянулось, и в том, что события и ситуации, демонстрируемые в отечественных фильмах, понятнее и ближе нашему зрителю. Youtube-канал «Врейтинге» опубликовал топ самого популярного кино этой весны. Согласно его данным, россияне отдают предпочтение отечественным фильмам. Так, на первом месте расположился художественно-документальный боевик «Шугалей» режиссера Дениса Нейманда. Лента рассказывает историю российских социологов Максима Шугалея и Самера Суэйфана, прибывших в Ливию с исследовательской миссией и попавших в плен к террористам. Вот уже год россияне находятся в неофициальной ливийской тюрьме «Митига». Российская дипмиссия делает все возможное, чтобы вернуть мужчин домой. Показ фильма прошел как в России, так и за рубежом. Авторитетное итальянское издание заявило, что фильм получился очень правдивый и настоящий, потому что передал реальное положение дел в Ливии. Многие политические и общественные деятели отмечали уникальность жанра новой картины. Этот момент подчеркнул и дизайнер Артемий Лебедев. Не прошло и нескольких дней после премьеры, как «Шугалей» занял лидирующие позиции даже в чартах пиратских интернет-площадок. Идейным вдохновителем и спонсором кинокартины «Шугалей» стал крупный бизнесмен из Петербурга Евгений Пригожин. За последние несколько месяцев ему удалось снять целых два разноплановых фильма. Первым «детищем» Пригожина стала военная драма «Ржев», которая снискала одобрение не только зрителей, но и кинематографистов. На втором месте топа Youtube-канала «Врейтинге» оказался фильм Анны Меликян «Фея». В этой картине рассказывается актуальная история современного общества на языке сказки и мистики. В картине сыграл и Контантин Хабенский, за что удостоился отдельных похвал критиков. На третьем месте рейтинга расположилась комедия «Отель «Белград»». Это летняя романтическая история в декорациях старого города с отсылками к фильмам Кустурицы. Тут вам и герой-красавчик, и мафия, и старая любовь. Ну и, конечно, юмор. Опросы ВЦИОМ показали, что уже в 2019 году зрители начали отдавать предпочтение драматическим картинам, поскольку пресытились кино-жвачками. Так, в прошлом году лучшей отечественной лентой признана «Т-34» с Александром Петровым в главной роли. Также зрителям запомнился фильм «Ржев», который уже был упомянут ранее. Лента основана на реальных событиях 1942-1943 годов. Сценарий написан по мотивам повести фронтовика Кондратьева, где рассказаны несколько историй солдат, чьи судьбы пересеклись на войне. Также ВЦИОМ отметил, что одним из самых популярных отечественных фильмов в России стала картина «Движение вверх» о большом спорте и противостоянии СССР с Западом. Черный плавник (Blackfish) 2020-05-16 16:25 Фильм начинается с рассказа о несчастном случае, случившимся в 2010 году в водном парке развлечений Орландо, когда косатка Тиликум утащила под воду и утопила дрессировщицу. Как выяснилось, это была не единственная жертва кита-убийцы — за десять лет до этого случая, в 2001 году, Тиликум утопила дрессировщика в канадском парке Виктория. Используя шокирующие кадры нападения касаток и интервью свидетелей, Габриэла Каупертвэйте пытается выяснить истинные причины трагедии.
Агенты Щ.И.Т. (Agents of S.H.I.E.L.D.) 2020-05-16 16:25 В центре сюжета организация «Щ.И.Т.», существующая как в комиксах Marvel, так и в художественных фильмах о героях из этой вселенной. Действие сериала «Агенты Щ.И.Т.» разворачивается после событий фильма «Железный человек 3». Агент Фил Колсон возвращается в секретную организацию под названием «Щ.И.Т.». Он собирает небольшую команду профессионалов из супершпиона, опытного агента, молодого физика и девушки-хакера. Все вместе они начинают работу над новыми делами, которые порой бывают очень непредсказуемыми и захватывающими.
Дружить по-русски! (Inseparables) 2020-05-16 16:25 Если ты родился во Франции, но c русской душой — ты веришь в дружбу и всегда приходишь на помощь, можешь собрать ППШ с закрытыми глазами и готов на оскорбление ответить ударом в зубы. И даже если ты чистокровный француз, ты знаешь — русские своих не бросают!
Лига монстров (Rumble) 2020-05-16 16:25 В мире, где монстрический реслинг — обожаемый вид спорта, а монстры-спортсмены — настоящие звезды, девушка Винни мечтает пойти по стопам отца и начинает тренировать монстра-аутсайдера. Милашке-неудачнику предстоит пройти непростой путь под руководством юной, но суровой наставницы, чтобы стать чемпионом.
Крестики-нолики (Noughts + Crosses) 2020-05-16 16:25 История о первой любви в альтернативной Англии XXI века, где общество расколол расизм. Принадлежащие разным расам, но связанные запретной любовью Сэфи Хэдли и Каллум Макгрекор отчаянно борются с несправедливостью, лишившей их права быть вместе.
Непосредственно Каха () 2020-05-16 16:25 Каха запал на прекрасную Софу, но, чтобы подобраться к её сердцу, ему нужно на своей «копейке» обогнать новенькую BMW Руслана и забить на дружбу с Серго. Что же выберет Каха — любовь или дружбу?
На связи (Connected) 2020-05-16 16:25 Мечта всей жизни подростка-гика Кэти Митчелл наконец сбылась: она поступила в киношколу и скоро должна улететь в другой город на учебу. Но у её папы Рика немного другие планы. Он намерен сам отвезти Кэти в школу, прихватив в путешествие через всю страну маму Линду, неистребимую оптимистку, чудаковатого Аарона, младшего брата Кэти и их любимца мопса Мончи. Семейная поездка неожиданно превращается в настоящий кошмар, когда все гаджеты, от телефонов до кухонных приборов, решают, что настало их время. Теперь семье Митчеллов вместе с двумя сломанными, но дружелюбными роботами предстоит забыть про свои разногласия, остановить восстание технологий и спасти мир.
Хэппи-энд () 2020-05-16 16:25 Загадочный мужчина приходит в себя на пляже в Таиланде. Он не помнит ни своего имени, ни причины, по которой оказался так далеко от дома. Говорит он только по-русски и отличается крайне скверным характером, однако быстро осваивается на новом месте, налаживает связи и даже организует авантюрный бизнес. И вроде все в его жизни снова благополучно, но один вопрос остается неотвеченным: для чего же он все-таки прилетел на другой конец света?
Побег из Претории (Escape from Pretoria) 2020-05-16 16:25 Двое борцов за свободу отбывают срок в одной из самых строгих тюрем мира — в «Претории». Вместе с другими узниками они планируют дерзкий и опасный побег. Но придумать план — это только первый шаг. Шаг второй — реализация плана.
Z () 2020-05-16 16:25 Мать отказывается верить в Z, воображаемого друга её 8-летнего сына, а внезапную агрессию ребенка забивает таблетками. Мальчик больше не видит Z. Теперь Z видит его мать. Может Z хочет стать ее другом?
Круиз по джунглям (Jungle Cruise) 2020-05-16 16:25 Отважная исследовательница дикой природы Лили Хоутон намерена отправиться в верховья Амазонки, чтобы найти легендарное дерево, которое — согласно преданиям южноамериканских индейских племен — обладает магическими целебными свойствами. Сопровождать Лили будут её утонченный брат Макгрегор и бесшабашный капитан круизного пароходика Фрэнк. В дебрях джунглей путников будут подстерегать не только смертельно опасные представители амазонской флоры и фауны, но и ловушки, подстроенные участниками конкурирующей экспедиции, и даже встречи со сверхъестественным.
Подольские курсанты () 2020-05-16 16:25 Фильм о подвиге подольских курсантов в октябре 1941 года под Москвой. Курсанты подольских артиллерийского и пехотного училищ получают приказ занять оборону на Ильинском рубеже и сдерживать совместно с регулярными частями 43-й армии фашистских захватчиков, пока не подойдет подкрепление. Вчерашние мальчишки, погибая, помогают сдерживать многократно превышающие силы немцев и на двенадцать дней становятся преградой на пути врага к Москве… На последний рубеж перед Москвой были направлены около трех с половиной тысяч курсантов двух подольских училищ и их командиров… Большинство из них остались на рубеже навсегда.
Магия зверя (Seules les betes) 2020-05-16 16:25 В окрестностях альпийской деревушки во время снежной бури исчезает богатая парижанка Эвелин Дюка. К этому таинственному происшествию неожиданным образом оказываются причастны несколько человек: фермер и его жена, страдающая от неразделенной любви юная официантка, здешний изгой и мошенник-африканец, никогда не покидавший пределы своей родины и заключивший пугающий союз с духами зла…
Райан Гослинг снова отправляется в космос 2020-05-16 17:06 Сергей Горбачев Райан Гослинг исполнит главную роль в экранизации нового романа от автора «Марсианина». Согласно данным издания Variety, постановщики Фил Лорд и Крис Миллер («Человек-паук: Через вселенные») займутся экранизацией нового романа от автора «Марсианина» Энди Вейера. Райан Гослинг исполнит главную роль в картине и выступит в качестве продюсера проекта вместе с Эми Паскаль. Производством займется студия MGM. Сюжет книги расскажет историю космонавта-одиночки, миссия которого — спасти планету. Ожидается, что роман «Проект «Аве Мария» (рабочее название) будет опубликован весной 2021 года. Черный плавник (Blackfish) 2020-05-17 03:00 Фильм начинается с рассказа о несчастном случае, случившимся в 2010 году в водном парке развлечений Орландо, когда косатка Тиликум утащила под воду и утопила дрессировщицу. Как выяснилось, это была не единственная жертва кита-убийцы — за десять лет до этого случая, в 2001 году, Тиликум утопила дрессировщика в канадском парке Виктория. Используя шокирующие кадры нападения касаток и интервью свидетелей, Габриэла Каупертвэйте пытается выяснить истинные причины трагедии. Бабий Яр (Babij Jar) 2020-05-17 03:00 Осень 1941 года. Советская Армия оставляет Киев. Воцаряется хаос. Все разговоры о скором взятии Киева немцами. Распространяется молва о зверствах нацистов, о жестоких убийствах евреев на оккупированных территориях. По мере приближения врага страх все сильней подчиняет себе горожан. Храброе сердце Ирены Сендлер (Courageous Heart of Irena Sendler, The) 2020-05-17 03:00 История Ирены Сендлер, сотрудницы варшавского Управления здравоохранения, входившей в состав польского подполья во время Второй мировой войны и арестованной нацистами за спасение 2500 еврейских детей, тайно вывезенных ею из варшавского гетто. |
В избранное | ||