Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О сценарии Greenland


Чтобы картинки было видно, а письма попадали в ящик, добавьте нас в адресную книгу

О сценарии Greenland
2018-10-12 01:28
Автор: Voyager

Нил Бломкамп громко заявил о себе всему миру в 2009 году, когда на экраны вышел «Район №9». Фильм собрал приличную кассу, множество хороших отзывов как критиков так и зрителей, и даже удостоился нескольких номинаций на Оскар. Затем был «Элизиум». Кино порадовало интересными дизайнами техники, злодеем в исполнении Шарлто Копли и очень огорчило откровенно глупым сценарием. Тем не менее, фильм все же отбился в прокате. Затем Бломкамп снял «Чаппи» который на мой взгляд был… просто фильмом, со своими плюсами и минусами, которые как-то уравновешивали друг друга. Потраченного на просмотр времени вроде бы и не было жалко, но с другой стороны, как-то слишком сильно восторгаться картиной тоже не получалось.


После этого Бломкамп больше не выпустил ни одного полнометражного фильма. Нельзя сказать, чтобы он не пытался. Но что и почему случилось с его «Чужим» и так всем известно, а что касается фильма по книги Gone World, к которому он писал сценарий, то там сложилась на редкость странная ситуация. 20 Векс Фокс купил права на экранизацию еще в районе 2014 года, а по итогу роман был опубликован только в 2018 году.

Конечно же, нельзя не отметить и эпопею со студией OATS и серией выпущенных Бломкампом короткометражек. Некоторые были откровенно проходными, но имелось и кое-что, очень мне понравившиеся, что я был бы не совсем не против увидеть в киноформате. Увы, и этот проект так и не выгорел.
phpBB [video]

Но Бломкамп по-прежнему не сдается. Список проектов, на которые подписан в качестве режиссера, сейчас состоит из двух позиций. Во-первых, есть продолжение «Робокопа», основанное еще на сценарии 1988 года, написанном авторами оригинального фильма. Если кому интересно, я обозревал эту работу (ссылка). Она была очень сырой, чему имелись объективные причины. На мой взгляд, ее можно использовать лишь как основу для сюжета, а все остальное придется уже делать с нуля.

Второй проект называется GreenLand. На главную роль в нем подписался Крис Эванс. Сценарий GreenLand был написан Крисом Спарлингом и попал в Черный список за прошлый год. Я решил почитать его работу, чтобы понять, стоит ли ждать фильм и сможет ли он как-то помочь застопорившейся карьере Бломкампа.

GreenLand рассказывает историю страхового агента по имени Джон. Он завел интрижку и бросил свою жену и маленького сына. Но теперь Джон одумался. Он приезжает домой, пытаясь воссоединиться с семьей и искупить грехи. Но это получается у него не лучшим образом. Поглощенный семейными дрязгами Джон не замечает, что в мире начинает твориться что-то странное. На улицах появляется все больше военных, а в небе теперь постоянно курсируют вертолеты.

Затем, в один прекрасный день пропадает интернет и мобильная связь. Вскоре американское правительство сообщает нации страшную новость. Оказывается, на Землю вот-вот упадет огромный астероид, который уничтожит почти все живое. Предпринимавшиеся втайне попытки изменить его траекторию провалились. На этот случай власти построили секретное убежище (ковчег) и с помощью лотереи отобрали несколько тысяч счастливчиков, которые смогут в нем укрыться и продолжить человеческий род. Хорошая новость заключается в том, что семья Джона попала в этот список. Плохая новость — им придется пересечь страну, полную людей, готовых убить даже за призрачный шанс попасть на корабль, отплывающий в «зеленую землю»…

Что ж, концептуально Greenland очень похож на оставшуюся за кадром историю кого-то из героев «Столкновения с бездной». И будь он снят примерно в том же году, то думаю, фильм был бы хорошо принят. Но проблема в том, что сейчас не 1998 год и жанром «семейные дрязги на фоне глобальной катастрофы» сложно кого-то удивить. Благо, что сценарий Спарлинга не предполагает ничего концептуально нового, чего бы мы еще не видели. Мгновенно звереющие люди, предательство, штурмующие баррикады толпы, мародеры, а также редкие благородные поступки густо приправленное семейными склоками — все это уже достаточно хорошо знакомый нам антураж. Как и месседж о том, что семья это главное в жизни и с ней не страшен и апокалипсис.

Что еще хуже, Спарлингом не чурается ряда набивших оскомину штампов. Это я говорю про тебя, маленький ребенок с диабетом. Да, у сына главного героя диабет. И это основной движитель сюжета. Из-за него герои попадают в большинство опасных ситуаций — как будто надвигающийся астероид-убийца создает недостаточно напряжения. На мой взгляд, если автор не может выстроить динамичный сюжет без использования такого заезженного клише как ребенок с астмой (в данном случае замененной на диабет), это уже говорит о многом.

Но это еще не все. Логика происходящего в ряде мест очень серьезно хромает. Я ничего не буду говорить про не замеченный никем из астрономов-любителей огромный космический булыжник. Но вся показанная в сценарии система отбора счастливчиков откровенно бессмысленна. Представьте себе такую ситуацию. Уже после объявление о том, что через четыре дня на Землю упадет астероид, который гарантированно убьет всех, кто не попадет в бункер, к дому с семьей главного героя приезжает броневик с солдатами. Они демонстративно дают ему пропуск (даже не пытаясь как-то закрыться от толпы соседей), желают счастливого пути и уезжают, оставляя их самих разбираться с ситуацией. Действительно, что же после этого может пойти не так?

Такие моменты на корню разрушают всю атмосферу. К тому же, автор грешит еще одним клише, под названием «чудесная встреча». Это когда катающиеся по охваченной хаосом стране герои чудесным образом натыкаются на других персонажей и/или нужные им вещи, благодаря чему сюжет движется дальше.

Так что, на мой взгляд из Greenland скорее всего получится фильм для резюме. Бломкамп сможет сказать «посмотрите, я умею снимать кино не только про трущобы и расовое неравенство». Эванс напомнит, что снимается не только в супергероике и может в драму. Думаю, что отзывы критиков будут скорее положительными, нежели отрицательным, а зрительская оценка на IMDB установится в районе среднего значения по сайту. Но это не то кино, которое будут часто вспоминать и которое многим западет в душу.

Конечно, все это всего лишь мой субъективный взгляд. Но после прочтения сценария я пришел к выводу, что если из всей кучи проектов, над которыми Бломкамп работал последние годы, он реализует лишь этот — оно будет как-то совсем грустно.

О сценарии «Рэмбо 5»
2018-10-30 12:52
Автор: Voyager

В этом году я делал обзор одного из альтернативных сценариев четвертой части похождений Джона Рэмбо. Хоть та работа так и осталась на полке, ее общая концепция про то, как полюбившийся многим зрителям ветеран Вьетнамской войны отправляется в Мексику, чтобы спасти похищенную местными наркокартелями девушку, все же нашла свое применение. Только не в четвертой, а в пятой части франшизы. Осенью этого года в Болгарии начались съемки «Рэмбо 5», имеющего подзаголовок «Последняя кровь». Я решил ознакомиться со сценарием картины, чтобы понять, чего ждать от, возможно, последней части серии. Прочитанная работа насчитывает 100 страниц и датирована 7 мая 2018 года. Автор рукописи — Мэттью Сирюльник.


Итак, после событий четвертой части прошло 10 лет. Постаревший Джон Рэмбо живет на ранчо своего отца (по сюжету нам сообщают, что он умер где-то в промежутке между фильмами). Возвращение домой вовсе не исцелило душевные раны героя. Рэмбо часто видит кошмары и пытается заглушить их алкоголем, что периодически приводит его к конфликтам с местными жителями.

Единственные люди, с кем общается наш герой — это домработница Мария и ее 18-летняя внучка Габриэлла, выросшая на глазах Рэмбо. Однажды Габриэлла направляется на вечеринку в Мексику и исчезает. Коррумпированная полиция не собирается расследовать дело и тогда отчаявшаяся Мария просит Рэмбо о помощи. Он соглашается и пересекает границу, чтобы ввязаться в то, что может стать его последней войной…

Как я уже говорил в предыдущем обзоре, «Рэмбо» это вовсе не та франшиза, от которой приходится ждать особых художественных изысков. Да, первая часть была экранизацией весьма злободневного романа о сложностях адаптации к мирной жизни ветеранов. Но в продолжении Рэмбо сделал идеологический разворот на 180 градусов, став иконой жанра про героев, непринужденно выкашивающих из пулемета сотни врагов с добавлением сильных ревизионистких ноток. Третья часть концептуально была схожа с сиквелом. А вот четвертая лишилась значительной части милитаристского пафоса, став просто суровым экшном, чем мне и понравилась.

Судя по сценарию, пятая часть должна продолжить традиции предыдущей. Очевидно, что автор рукописи вдохновлялся картинами вроде «Непрощенного» и «Логана», где старый главный герой, не способный справиться с тяготами обычной жизни, в силу обстоятельств снова берет в руки оружие. К этому стоит добавить, что текст сценария пропитан солидной порцией безнадеги. Если в той же четвертой части все же имелись определенные светлые моменты, то тут их и близко нет. Если с хорошим персонажем может произойти что-то плохое — будьте уверены, это обязательно случится, и мы увидим все подробности.

А скрипт «Рэмбо 5» богат на всякие жесткие сцены — от групповых изнасилований, до эпизода, где нам показывают крупным планом, как главный герой вырезает еще бьющееся сердце наркоторговца и прибивает его ножом к стене. Не знаю, что из этого в итоге попадет на большой экран, но на бумаге все это заметно выбивается среди аналогичных жанровых картин а-ля «Заложница 24» (да, кстати, чуть ли не единственная условная шутка скрипта связана с упоминанием данного фильма).

Разумеется, Рэмбо по-прежнему представляет собой машину для убийств. Но из-за возраста она уже начинает сбоить. В одной из ключевых сцен, наш герой совершает ошибку, переоценивая свои силы, что приводит к весьма плачевным последствиям. Более того, сквозь сценарий красной нитью проходит идея того, что вмешательство Рэмбо не то, что не исправило ситуацию, а сделало все только хуже. Из-за последствий действий нашего героя, в конечном счете, погибает намного большее количество невиновных людей, чем погибло бы, если бы он просто остался в стороне. Не знаю, было ли это осознанным намерением авторов или же просто кто-то что-то не доглядел в сценарии. Если верно второе, то тогда в итоговом фильме, скорее всего, добавят стандартную порцию героизма. Если же первое, то это достаточно смелое решение для данной франшизы.

Конечно, у сценария есть и слабые места. Мне откровенно не понравились третий акт и финальная разборка. На бумаге она выглядит как-то слишком стандартизировано, словно автор по-быстрому собрал в одном месте кучу типовых сцен из экшн-фильмов. Да и сама концепция, что главный герой заманивает злодеев в свой подготовленный для решающей битвы дом, как-то тоже не нова. За последнее время мы видели несколько картин с аналогичным третьим актом.

Второстепенные персонажи в основной своей массе не блещут какой-то проработкой. Главный злодей, несмотря на массу отвратительных поступков, тоже как-то не слишком впечатляет. В принципе, у франшизы почти никогда не было особо запоминающихся антагонистов, но все же для части со словом «Последний» в названии, думаю, можно было бы и постараться. Также не могу не отметить и использование некоторых приевшихся клише, вроде «злодеи жестоко издеваются над героем, но почему-то не добивают его, сочтя неопасным».

Наверно, у многих возникает вопрос, насколько «последней» в действительности станет эта часть. Подзаголовок, а также интервью Сталонне откровенно намекают на то, что это финал похождений Рэмбо. Но если судить по тексту, авторы все же решили оставить лазейку для возможных продолжений. Не вдаваясь в спойлеры отмечу, что на бумаге у «Рэмбо 5» несколько неопределенный (но при этом символичный) финал, который можно трактовать по-разному. Возможно, решающим фактором станут кассовые сборы.

В целом же, если кто-то задаст мне вопрос, может ли из «Рэмбо 5» выйти что-то стоящее, то я скажу что да, это в принципе возможно. Несмотря на все неровности сценария и некоторые клише, пятая часть может получиться достаточно неплохим фильмом. По крайней мере, по меркам франшизы — еще раз повторюсь, что «Рэмбо» это все же не та серия фильмов, от которой ждешь каких-то особых драматических глубин.

В то же время, из этого может получиться и вполне проходной фильм. «Рэмбо 5» это один из тех сценариев, просматривая который четко осознаешь, как одну и ту же сцену можно или вытянуть или же запороть посредственной режиссурой. Номинально, режиссером картины является Адриан Грюнберг. Но я сильно сомневаюсь, что он будет что-то всерьез решать на съемочной площадке. Последнее слово наверняка останется за Слаем. Так что, в конечном счете, все будет зависеть от того, насколько грамотные решения тот будет принимать.

Если кино будет сделано в стиле каких-нибудь «Неудержимых», с соответствующим душком фильмов категории В, снимаемых ради экономии в Болгарии, CGI-кровью, рваным монтажом и т.д — это одно. А вот если Сталлоне выдержит хардкорный стиль своего же «Рэмбо 4», то это уже совсем другой разговор. Как обычно, по всей видимости, нам придется дождаться первых трейлеров и промо-материалов, чтобы понять, в каком-направлении в итоге двинулись создатели. Ну а пока же, наверно, кино даже можно занести в предварительный список ожидания.

В избранное