В фильме «Однажды в провинции» молодого режиссера Кати Шагаловой все обязательные атрибуты национальной драмы - в наличии. Водка, дружба и любовь до гроба, измена и мордобой, а также война в предыстории.
Провинциальность по-французски – совсем другая история. У французов даже сюжет о простолюдинах – классический. Героиня «Простой души» состоит в услужении у вдовствующей мадам и в быт погружена с головой: на ней и готовка, и стирка, и забота о детях. В этой очень аккуратной экранизации одноименной новеллы Флобера с Сандрин Боннер в главной роли глубинка совсем не ужасна.
А вот немецкий вариант провинциальной драмы решен в довольно легкомысленной манере. На долю немолодой уже героини «Луны и других любовников» тоже выпадают серьезные испытания: от потери работы до смерти дочери и ампутации руки. Но надолго ввергнуть в уныние эту закаленную восточную немку, кажется, не способен ни один удар судьбы.
В китайской патриотической драме «Война на другом берегу» режиссер Ли Синь историю японского вторжения в Китай и героической обороны Шанхая увидел глазами маленького мальчика. Широко раскрытые от удивления и страха глаза на симпатичном азиатском личике (а такой кадр покажут не один раз) – самое сильное впечатление от этого фильма.
А потом показали «Посетителя» (режиссер Томас Маккарти), лучший на этот момент фильм из числа претендующих на награды. Сделан он в Америке, но к ее мэйнстримной продукции не имеет никакого отношения, не похож он и на не менее стандартизированное американское независимое кино. Впрочем, качество разработки сценария, убедительность кастинга, добротность режиссуры в нем голливудские, а вот сама история и тональность сюжетного нарратива – абсолютно европейские.
Питер Гринуэй - многолик. Он и культовый режиссер, он и художник, он и теоретик визуальной культуры. Но в первую очередь этот солидный англичанин - рок-звезда от современного искусства. Его облик и манеры соответствуют статусу фронтмена интеллектуального авангарда. Отточенные фразы, поставленый голос, эманирующая творческая энергия.