«Словарь шахматной композиции» В словаре в сжатой форме объясняются понятия и термины по различным вопросам шахматной композиции — истории, теории, организации соревнований, печати, составления, решения и т. д., а также
приводятся краткие сведения о наиболее значительных шахматных композиторах и крупнейших мастерах-практиках оставивших след в шахматной композиции.
Для многочисленных любителей шахмат и, в частности, шахматной «поэзии» — композиции.
«Матч на первенство мира Ботвинник
— Петросян. Москва, 1963 год» Книги об этом матче на русском языке никогда прежде не было. Ботвинник, хотя и прокомментировал семь партий матча, не хотел этим заниматься, а Петросян хотя и писал, что прокомментировал 17-18 партий сразу после матча, сожалел, что книги о матче не создал. К сожалению, несмотря на все попытки, найти эти прокомментированные Петросяном партии не удалось.
Кроме примечаний самих участников матча, в книге использованы как комментарии современников, так и новые примечания Гарри Каспарова к 15-й партии, а Владимир Акопян заново прокомментировал специально для сборника пять партий.
В приложении даны статьи участников о матче, все партии между соперниками, сыгранные до матча, другие интересные материалы.
Для широкого круга читателей.
«Изобразительные шахматные задачи и этюды» Изобразительные (скахографические от греч. scaho — шахматы, a grapho
— пишу) задачи и этюды — это такой вид шахматной композиции, когда расположение фигур на доске или символика их движения и взаимодействия изображают различные буквы, цифры, рисунки, предметы. Авторы многих книг посвящали скахографии ряд ярких страниц, но специальной книги об изобразительных шахматах еще не было.
В рамках возможного автор пытался представить различные изобразительные задачи, созданные «кистью» шахматных художников. В них отражены военно-патриотическая тема, космические достижения, государственная символика, скахография юбилеев и праздников, спорт, геометрические мотивы, портреты.
Решение многих композиций часто основано на несложном ретро-анализе. Если в начальном положении невозможен последний ход черных, то начинают не белые, а черные, и уже не с первого хода, а с нулевого, предшествующего первому ходу белых. Эта «страусовая хитрость» уже известна многим искушенным шахматистам, но новички нередко попадаются в ловушку.
Рассчитана на широкий круг читателей.
«Жемчужины шахматного творчества» Записанных шахматных партий осталось превеликое множество. А вот наиболее красивых,
которые бы стали хрестоматийными, достойными истории великой игры... Таких партий, к сожалению, не так уж много. Большой шахматист знает цену своему творчеству, знает, что лучшую партию он еще только собирается сыграть. Он с трудом выберет из своего багажа «самую лучшую», самую дорогую для него, ибо это работа чрезвычайно нелегкая.
В этой книге собраны наиболее яркие партии из творчества 42-х выдающихся шахматистов мира. Хотелось бы обратить внимание на то, что здесь представлены далеко не все выдающиеся шахматисты прошлого и настоящего. Автор и не ставил перед собой такой задачи, тем более, что объем книги невелик.
Из удач, которые сопутствовали автору, необходимо отметить тот факт, что большое число партий было названо и прокомментировано самими участниками поединков.
Каждая партия сопровождается кратким биографическим очерком гроссмейстера и его портретом.
Издание рассчитано на широкий круг читателей.
«Межзональный шахматный турнир Гетеборг 1955 г.» При составлении плана
настоящей книги пришлось решать трудную задачу: каким образом разместить 210 партий турнира в Гетеборге на 10—12 печатных листах?
После долгих размышлений, расчетов, прикидок автор-составитель решил, что лучше дать меньше, но лучше.
Поэтому в книге помещена только 1/3 партий турнира с подробными примечаниями. В это число вошли, конечно, наиболее интересные, содержательные встречи. Почти все они прокомментированы участниками турнира или их тренерами. Большую часть работы для сборника выполнил гроссмейстер Керес, которому необходимо выразить особую благодарность.
Остальные партии даны без примечаний в краткой нотации. Они занимают очень мало места, но ознакомление с ними будет, несомненно, полезно нашим шахматистам.
В книге помещена также статья С. Флора. Гроссмейстер и журналист постарался рассказать об обстановке, в которой проходило соревнование, и дал характеристики многих участников.