Сегодня - продолжение серии очерков "философия буддизма".
II. УЧЕНИЕ БУДДЫ—
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
1. Отрицательное
отношение к метафизике
Будда был главным
образом учителем этики и реформатором,
но не философом. Знакомство с его
просветлением указывает человеку путь
в жизни, который ведет к освобождению
от страдания. Когда кто-нибудь задавал
Будде метафизические вопросы о том,
отлична ли душа от тела, бессмертна ли
она, конечен или бесконечен мир, вечен
он или невечен и т. д.,— он отказывался
отвечать. Он считал, что обсуждение
проблем, для разрешения которых нет
достаточных возможностей, приводит
лишь к образованию различных пристрастных
мнений, напоминающих противоречивые
односторонние описания слона, сделанные
слепыми, которые ощупали различные
части его тела 1.
Будда, приводя в
пример ряд метафизических взглядов
предшествовавших ему мыслителей,
показал, что все они отличаются друг от
друга, так как они основывались на
неопределенном чувственном опыте,
желаниях, надеждах и опасениях 2. Будда
неоднократно указывал, что следует
избегать умозрений подобного рода, ибо
они не только не приближают человека к
его единственной цели — архатству
(состоянию освобождения от всякого
страдания), но, наоборот, запутывают его
в им же самим сплетаемую сеть теорий 3.
Самая настоятельная задача — положить
конец несчастьям.Тот, кто посвящает
себя теоретическим умствованиям оду-ше
и мире,изнывая в то же время от страданий,
поступает как глупец, который, вместо
того, чтобы попытаться немедленно
извлечь вонзившуюся в его бок
отравленную стрелу, размышляет о том,
как была сделана эта стрела, кто ее
сделал и кто ее пустил 1.
Будда часто упоминает
десять вопросов 2, которые он считает
неопределенными и этически бесполезными.
Он считает бесполезными следующие
вопросы: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен?
3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен?
5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична
ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший
истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли
познавший истину одновременно и
бессмертным и смертным? 10) Будет ли он
бессмертным или смертным? Эти вопросы
известны в буддийской литературе как
«десять неразрешимых вопросов»
и являются предметом трактата Авья-ката
Саньютты, называемого «Саньютта-никая»
3.
Вместо рассмотрения
метафизических проблем, бесполезных
для морального усовершенствования и
недоступных познанию. Будда всегда
стремился просвещать людей по самым
важным для них вопросам: о страдании,
его происхождении и прекращении, а также
о пути, ведущем к прекращению страдания.
«Это,— говорит Будда,— приносит
пользу, способствует святости жизни,
приводит к отвращению от всего земного,
к уничтожению страстей, к прекращению
страдания, к успокоению, познанию высшей
мудрости, к нирване» *.
Ответы на эти четыре
вопроса составляют, как 1 мы знаем,
сущность просветления Будды, которым
он стремился поделиться со всеми
ближними. Они стали известны под названием
«четырех благородных истин»: 1)
жизнь в мире полна страданий, 2) есть
причина этих страданий, 3) можно прекратить
страдания, 4) есть путь, ведущий к
прекращению страданий. Все учение Будды
сосредоточено вокруг этих четырех
истин.
2. Первая благородная
истина — о наличии страданий
Молодой Сиддхартхи
был поражен увиденными картинами
страданий человека — болезнями, старостью
и смертью. Однако просветленный Будда
увидел не просто и не только эти картины,
но и сами существенные условия жизни
людей и животных, вызывающие все без
исключения несчастья.
Рождение, старость,
болезнь, смерть, горе, / печаль, желание,
отчаяние — короче, все, что с' порождено
привязанностью к земному, есть страдание
1.
В первой части мы
уже указывали, что пессимизм подобного
рода присущ всем индийским философским
системам; и в подчеркивании особого
значения первой благородной истины
Будду поддерживали все крупнейшие
индийские мыслители. Чарваки, конечно,
могли отвергать осуждение Буддой вообще
всякой мирской жизни и указать на
различные источники удовольствий,
существующие в жизни наряду с источниками
страданий. Но Будда и многие другие
индий- , ские мыслители могли бы возразить
им на это, что мирские радости представляются
удовольствием лишь близоруким людям.
Кратковременность этих удовольствий,
горе, испытываемое при их утрате, вечная
боязнь потерять их и другие тяжелые
последствия сводят на нет все радости
жизни и превращают их в подлинные
источники страха и скорби.
Ну вот, пожалуй, на сегодня и всё.
Свои вопросы, предложения, замечания и угрозы присылайте, пожалуйста на адрес
alexcd@newmail.ru