Сегодня - начало серии очерков "философия буддизма".
БУДДИЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Жизнь основателя
буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды,
«Света Азии», известна довольно
хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской
семье в Капилавасту (север Бихара, у
предгорий Гималаев) и еще в юности
отказался от светской жизни. Болезни,
старость и смерть, которые он увидел,
показали молодому царевичу, что мир
полон страданий, а жизнь странствующего
монаха дала ему возможность найти путь
к освобождению. Став аскетом, он без
устали искал разрешения вопроса о
действительном источнике всех страданий
и о путях к полному избавлению от них.
Будда искал ответ у многих религиозных
учителей и во многих школах своего
времени, подвергал себя тяжелым
аскетическим испытаниям, но ничто не
удовлетворялоего. Тогда он решил
положиться на свои собственные силы. С
железной волей, освободив свой ум от
тревожащих его мыслей и страстей, он
стремился раскрыть путем постоянных
сосредоточенных размышлений тайну
земных страданий, пока наконец его
усилия не увенчались успехом. Сид-дхартха
стал Буддой, или Просветленным. Его
просветление заложило основы буддийской
религии и философии, которые с течением
времени распространились на Цейлон,
Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.
Подобно всем великим
учителям древности, Будда облекал свои
поучения в форму бесед и в течение
долгого времени, из поколения в поколение,
они устно передавались от одних учеников
к другим. Источником нашего знания об
учении Будды в настоящее время является
главным образом «Трипитака» («Три
корзины учений»),о которой говорят,
что они содержат мысли Будды, переданные
самыми близкими его учениками.
Эти три канонические
работы называются «Виная-питака»,
«Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака».
Первая работа содержит правила поведения,
вторая является собранием проповедей
и притч, третья ставит и рассматривает
проблемы буддийской философии. Все три
работы являются памятниками древней
буддийской философии. Они написаны на
языке пали.
С течением времени
число последователей Будды настолько
возросло, что это привело к разделению
их на различные школы. Самые известные
религиозные школы буддизма — хинаяна
и махаяна. Первая утвердилась на юге, и
ее оплотом в настоящее время являются
Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература
этой школы написана на языке пали. Она
претендует на наибольшую ортодоксальность
и верность учению Будды. Махаяна
распространилась главным образом на
севере — в Тибете, Китае и Японии. Свои
философские труды она излагала на
санскрите, благодаря чему и на этом
языке появилась обширная буддийская
литература. Большая часть ее была
переведена на тибетский и китайский
языки, и в этих переводах она сохранилась
в странах, где утвердился буддизм.
Благодаря этим переводам теперь открыты
и восстановлены многие из ценнейших
санскритских текстов, утерянных в Индии.
Так как буддизм
процветал во многих странах, он приобретал
национальный колорит этих стран и
изменялся под влиянием прежней религии
и убеждений обращаемых. Возникшие в
результате этого религиозные школы
буддизма были так многочисленны и общая
масса философских работ на различных
языках настолько велика, что для полного
ознакомления с буддийской философией
не хватило бы жизни даже такого человека,
который сочетал бы в себе эрудицию
лингвиста и глубину мышления философа.
Наше описание буддийской философии по
необходимости будет кратким и потому
не дающим исчерпывающего представления.
Сначала мы попытаемся осветить главные
стороны учения Будды в том плане, как
они изложены в приписываемых ему беседах,
а затем ознакомим читателя с некоторыми
системами буддийской философии,
разработанными позднее его последователями
в различных школах, и закончим кратким
очерком главных направлений религиозных
школ хинаяна и махаяна.
Ну вот, пожалуй, на сегодня и всё.
Свои вопросы, предложения, замечания и угрозы присылайте,
пожалуйста
на адрес
alexcd@newmail.ru