Недавно один человек заявил мне, что удивление - это признак невежества, что по-настоящему знающий человек не удивляется. На первый взгляд может показаться, что так оно и есть. Но если мы подробнее рассмотрим природу знания и невежества, мы придем к противоположному выводу. Невежда не удивляется, поскольку считает, что ему известно все. Он замкнулся в узком мире того, что ему известно, не замечая безбрежного океана непознанного, который окружает его со всех сторон.
Абсолютного знания и абсолютного незнания не существует - всякое знание относительно. Более того, знание – это не просто совокупность информации, которая "хранится" в нас, подобно тому, как хранится информация на жестком диске компьютера. Знание сохраняется только при условии, что оно включено в нашу ментальную активность. Из опыта нам известно, как легко забыть не востребованную информацию. Всякие попытки "законсервировать" наше знание приводят только к тому, что мы теряем его, не приобретая ничего взамен.
Таким образом, знающий человек - это человек в постоянном процессе поиска, познания, исследования.
По своей природе, жизнь динамична и постоянно нова. В каждый новый момент она требует от нас нового творческого акта познания и принятия. Мы можем пользоваться своим прежним знанием в качестве точки отсчета - но не более того. Гарантии того, что вчерашнее знание сможет адекватно описать сегодняшнюю реальность, не существует.
Некто может возразить: "Но я не вижу в жизни никакой новизны! Каждый день солнце встает на востоке и садится на западе. Каждый день сила гравитации продолжает притягивать нас к земле". Но и первый, и второй пример - лишь грубые упрощения с точки зрения не слишком внимательного наблюдателя. В действительности же, положение земли, солнца и всех остальных предметов во вселенной уникально и неповторимо в каждый момент времени. Стабильность и постоянство мира - это иллюзия.
В любом процессе есть множество тонкостей, нюансов и деталей, которые мы еще не знаем. И каждый новый акт постижения приносит удивление. Не стоит пренебрегать удивлением. Способность удивляться позволяет определить, насколько живо наше восприятие.
Отказываясь от познания, мы неизбежно начинаем упрощать - объяснять новые факты с точки зрения уже привычного и известного. Мы даже можем воспринимать новую информацию как вызов нашим теориям, "принципам" и "убеждениям", нашей "вере". Нам не приходит в голову вопрос: а какой смысл в принципах и убеждениях, если они служат стеной, ограждающей нас от реальности? Почему в нас живет страх перед реальностью, заставляющий прятаться за хитроумными интеллектуальными построениями?
Неизвестное бросает вызов нашему пониманию, но не нам самим. Мы - неотъемлемая часть мира, и поэтому мир как целое не представляет для нас угрозы. Живя в мире, мы сопричастны истине мира. Но жизнь устроена таким образом, что познание себя и мира - важная часть нашего становления и восхождения.
Раскрыть наш потенциал можно только пред лицом неизвестного. Предсказуемая жизнь не пробуждает нашу дремлющую энергию, не побуждает к творческим и мужественным поступкам.