Понять смысл нашей жизни через анализ нашего окружения - сложная, почти невозможная задача. Наше окружение - не просто данность, которую следует либо полностью принять, либо решительно отвергнуть. Мы - гибкие и изменчивые существа, живущие в пластичном мире. Да, отчасти мы сформированы под влиянием нашего окружения. Но в еще большей степени мы способны творчески влиять на него и изменять его. Если бы человек был только продуктом своего времени, а его жизнь и судьба всецело зависели бы от эпохи, в которую ему
выпало родиться, прогресс был бы невозможен.
Давайте еще раз обратимся к образу "древа жизни", которое "пышно зеленеет". Дерево вырастает из земли и, в большинстве случаев, остается привязанным к земле всю свою жизнь. Оно не пытается оторваться, уйти от своей почвы - поскольку черпает из нее воду и питательные элементы. С другой стороны, дерево не стремится раствориться в земле, стать землей. Дерево - это жизнь земли, возвышенная до нового уровня, устремленная вверх.
Какова конечная цель этого роста? Вряд ли дерево ответит на этот вопрос. Мы, люди, гордимся своим самосознанием - но многое ли мы можем сказать о наивысшей точке нашего развития, не прибегая к малопонятным философским абстракциям? К чему мы стремимся, и зачем? Может быть, нам не обязательно знать об этом. Для поступательного движения достаточно понимать, куда направить следующий шаг. Желание получить ответы на все вопросы не должно отвлекать нас от текущего момента и его безграничных возможностей.
Как мы неоднократно отмечали, духовно пробужденный человек перестает считать свою жизнь нагромождением разрозненных и случайных событий и обстоятельств. Он начинает осознавать единство и целостность всего мироздания. Он соприкасается с Духом Жизни, который приводит в движение все, что есть в мире. И он задается вопросом: как этот Дух стремится проявиться через меня?
Обратите внимание, что для стоящего на этом уровне осознания человека уже не стоит вопрос о "выживании", который столь актуален для человека невежественного. Приспособленец боится мира и думает, что его выживание напрямую зависит от благоволения окружающего общества. Он страшится гнева толпы. С другой стороны, религиозный фанатик трепещет перед Богом. Ему кажется, что Бог готов отвергнуть и наказать его за нарушение "заповедей" - и взыскует "спасения". В итоге, страх оборачивается против этих людей. Страх приводит
в действие творческие механизмы, которые производят на свет именно то, чего боится человек. Страх создает обстоятельства, которые делают страх оправданными.
Пробужденный человек не боится ни мира, ни Бога. Он любит мир - но не слепой привязанностью, которая хотела бы "остановить мгновение". Он знает, что пришел в мир полностью обеспеченный всем, что необходимо для существования и самовыражения. Он проявляет свой потенциал - для того, чтобы скрытый потенциал мира ответил на этот зов и также обрел видимое воплощение. Он хочет найти цель своей жизни и реализовать ее.
"Как Дух Жизни желает проявиться через меня?" Нам будет полезно почаще задавать себе этот вопрос - и прислушиваться к себе в поисках ответа. И чтобы этот ответ не затерялся в суете нашей повседневной активности, мы должны выделить время для уединенных размышлений. Нам важно остановиться на своих путях, успокоиться - и соприкоснуться со своим высшим началом, о существовании которого мы прежде могли не подозревать.
Не стоит ожидать от периодов безмолвия моментального озарения, абсолютной ясности и иных сверхъестественных переживаний. Прояснение может наступать медленно и почти незаметно для нас самих. Но спустя некоторое время мы получим убедительные доказательства того, что наша жизнь поднимается на новую высоту.