Единственное, что неизменно в мире - это перемены. Впервые сказавший это мудрец был очень точен в своих наблюдениях. Если мы сами не признаем факт изменчивости мира, он властно напомнит о себе. И поэтому каждому из нас стоит задаться вопросом о том, как выстроить отношения с меняющимся миром.
Одно из возможных решений - это полностью отдаться вихрю перемен. Человек, который избирает подобный путь, больше всего опасается прослыть несовременным, не соответствующим духу времени. Он внимательно следит за модой и всеми новейшими тенденциями. Он подстраивается под окружение, чтобы "быть как все" и не отрываться от коллектива.
Иной путь – это сопротивляться переменам, отказываться от адаптации, упорно стоять на своем. Настроенные подобным образом люди едины в убеждении, что "раньше было лучше". Они часто посылают проклятия меняющемуся миру, считая что перемены ведут только к худшему. Среди них принято ожидать если не конца света, то по крайней мере заката и упадка современной цивилизации, пророчить глобальные катаклизмы.
Обе эти крайности встречаются не так уж редко - но, к сожалению, они не могут дать образец правильного отношения к переменам.
Возьмем человека, который желает раствориться в мире. Но о каком мире идет речь? Несмотря на пресловутую глобализацию и стандартизацию, мир удивительно разнообразен. Рядом с нами параллельно сосуществуют различные культуры, традиции, направления мысли - иногда мирно, а иногда и в резком конфликте друг с другом. И поэтому стремящийся угодить своему веку человек вскоре убеждается в том, что это невозможно. Реально угодить лишь узкому кругу единомышленников, за пределами которого индивидуум все равно не будет "своим".
Задумаемся: что стоит за стремлением "шагать в ногу со всеми"? Нет ли в этом банальной трусости, попытки спрятаться от величайшей ответственности человека - в полной мере реализоваться, раскрыться, стать самим собой? Именно так и обстоит дело. Сливающийся с толпой человек не принимает роли творца своей собственной жизни, и впоследствии вынужден расплачиваться за это ощущением внутренней пустоты и скуки.
Чем же плоха вторая точка зрения? Игнорированием фундаментального закона вселенной - развития, восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному. Научный и технический прогресс последних веков очевиден. Сейчас человек живет дольше, чем несколько сотен лет тому назад, многие болезни побеждены. Отрицать это нелепо. Социальный прогресс менее заметен, и у критиков современного мира находятся серьезные аргументы. Но мы все-таки можем указать на то, что если пытки, публичные казни, геноцид и рабство не исчезли
полностью, они уже не воспринимаются здравомыслящими людьми как естественные явления - в то время как еще совсем недавно жизнь человека ценилась невысоко.
Отрицатели прогресса как правило ведут свою войну во имя "духовности" или некой идеологии. Ради собственных идей они отрицают жизнь, легко готовы переступить через счастье, благополучие и права индивидуума. Своим настроем, они в сущности говорят: "Пусть сгорит весь мир, но да не поколеблется святость моей догмы".
Хотя мужество отдельных консерваторов вызывает уважение, хочется пожелать, чтобы они нашли лучшее применение своим личным качествам. Консерваторы легко становятся фанатичными и бесчеловечными. Поглощенность теориями закрывает их от истины и жизни.
Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.
(И. Гете)
В поклонниках старины также живет страх - страх перед новым, непривычным, еще не изученным. Этот страх провоцирует в них агрессию.
Итак, на одном полюсе мы видим аморфного человека, который не имеет внутреннего стержня, не познал себя и, в сущности, не состоялся. На другом полюсе - человек твердый и даже жесткий, остановившийся в своем развитии и не желающий сотрудничать со вселенскими законами роста. Возможна ли золотая середина? Можно ли оставаться самим собой - и одновременно двигаться в гармонии с Духом Жизни? Думаю, именно в этом и состоит наша задача.