Заговорить об опыте, которого лишены многие окружающие - значит неизбежно подвергнуться критике. С разных сторон будут слышны голоса: "Докажите, что этому можно верить. Докажите, что это - не плод воображения". В некоторых из этих голосов будет звучать искренний интерес, в других - цинизм.
Возможно, для кого-то будет разочарованием узнать, что математически строгих и неопровержимых доказательств духовного опыта не существует. Нельзя доказать реальность наших переживаний другому человеку, в особенности если он заранее настроен недоверчиво. Мы можем доказать справедливость духовных законов только самим себе - приняв их в качестве руководства и получив желаемые результаты.
Быть циником легко. Многие бессознательно избирают этот путь, потому что он избавляет их от нелегкой ответственности думать и разбираться в сложных вопросах, вникать в чужой образ мышления и ставить себя на место других людей. Кругозор циничного человека весьма узок - он пытается мерить окружающих своей меркой. Он высокомерно относится к мыслям, чувствам и переживаниям, которые сам не разделяет.
По убеждению циников, о любви и прощении могут говорить только те, кого всерьез не обижали, о душевном покое и радости - те, кто по-настоящему не беспокоились и не страдали. В исцеление могут верить лишь те, кто никогда не болел, в изобилие - те, кто вырос в богатой семье или стране. Они легко проигнорируют или превратно истолкуют примеры, свидетельствующие об обратном. Как их переубедить? А нужно ли их вообще переубеждать?
"Пытаясь изменить окружающих, вы лишь напрасно растрачиваете свою энергию - не потому, что люди не могут измениться, а потому, что изменения - это естественный процесс роста, начинающийся изнутри", - утверждает Эрик Баттерворт. Общаясь с людьми, нам нелишне задаться вопросом: почему мы хотим кому-то что-то доказать? Возможно, мы считаем своим долгом избавить ближнего от бремени заблуждений - и в итоге облагодетельствовать его. Загвоздка лишь в том, что ближний не чувствует потребности в нашем благодеянии. Он
ничего не ищет - и поэтому не может найти, не может увидеть то, что кажется нам простым и ясным. У него есть своя правда, и он не откажется от нее до тех пор, пока внутренне не осознает ее неполноту. Но столкнувшись с нашим давлением, он постарается защититься всеми возможными средствами.
Почему мы хотим кому-то что-то доказать? Вероятно, причина - это наша глубинная неуверенность в своей точке зрения. Иной взгляд на мир и иная позиция вызывают у нас смутное беспокойство, бросают нам вызов. "Если не все думают так, как я – может быть, я думаю неправильно?"
Глубоко укорененный в истине и обладающий внутренним стержнем человек, в первую очередь, не смущается от нападок и атак. Они не выводят его из себя, не провоцируют, не заставляют вести себя агрессивно. Он избегает пустых дискуссий – тех, где отсутствует взаимная открытость и искреннее стремление понять. Он мечет бисер перед свиньями (под "свиньями", конечно же, имеются в виду не люди, а низшие ментальные состояния).
Не случайно мистики и мудрецы всех времен акцентировали важность уединения и личной работы над собой и своим сознанием. Духовно развитый человек не противопоставляет себя обществу - но осознает, что отдать себя людям может лишь тот, кто вначале обретет себя. Шаг за шагом, мы углубляемся в сферу Духа и обретаем новый опыт, который затем трансформируется в новые переживания. Истины, которые казались абстрактными, становятся неотъемлемой частью нашего сознания. Чем дальше, тем больше мы убеждаемся в разумности
нашего пути - и нас все меньше волнуют невежественные иллюзии.