Принять себя – это значит простить себе ошибки, которые мы допустили в прошлом. Самоосуждение парализует и сковывает, в то время как прощение освобождает и приводит к еще большему раскрытию нашей личности.
"Отпусти грехи самому себе, и ты получишь право простить весь мир", - призывает Эмерсон.
Стоит заговорить о прощении, как неизбежно возникает идея "греха" - и с ней приходится разбираться. Итак, что есть грех? Под грехами часто понимают нарушения различных религиозных заповедей - но эта сторона вопроса интересует меня менее всего. У каждой религии есть свои собственные предписания, и в некоторых их них мало логики и здравого смысла. Если предположить, что они даны Богом - можно сделать вывод, что у Всевышнего нет иной заботы, как намеренно усложнять жизнь человека чтобы посмотреть, как он помучается.
Некоторые верующие идут дальше и говорят, что грех - это сознательное непослушание, нанесенное Богу оскорбление. Они считают, что от греха избавляет лишь чувство вины и покаяние. Но не приписывают ли они тем самым Богу худшие человеческие черты - мелочную придирчивость, обидчивость и мстительность?
Что есть грех? Мы не найдем ответа на этот вопрос у окружающих - и тем более на страницах ветхих книг. Люди всегда были склонны считать персональный опыт - универсальным. Они принимали временные общественные нормы за вечные Божьи постановления. Но то, что уместно для другого человека или для иной эпохи, не обязательно уместно для нас. Цель и смысл нашего существования заложены в нас самих. И грех есть все, что стоит на пути нашего самопознания нашей самореализации.
Грех - это ошибка, и страдаем от нее мы сами. Ошибка возникает только в результатне невежества. Ее исправляет познание, а не "глубокое раскаяние".
Каждый индивидуум инстинктивно стремится к полноте жизни - пусть даже изыскивает для этого неверные пути. Даже тот, кто бросает вызов собственной жизни, делает это во имя жизни. Он отвергает свои конкретные переживания ради идеала полноты и осмысленности. Поэтому каждый человек живет наилучшим образом - на своем уровне понимания.
"Но как же быть с таким парадоксом - я знаю, что мне нужно делать, но не делаю этого?" Возможно, в данном случае речь идет о зачаточном, интеллектуальном знании, которое еще не интегрировано в полноту нашего бытия. И здесь от нас требуется уверенность в своей способности меняться и расти. Неверие в себя - или, того хуже, убежденность в собственной греховности - серьезное препятствие для нашего раскрытия.
Чувство вины перед Богом - это иллюзия, не имеющая никакого основания в реальности. Освобождает от нее не другая иллюзия, согласно которой для прощения требуется хитроумный акт самоуничижения. Свобода приходит от осознания, что Бог не осуждает никого. Воистину, мы можем отпустить грехи себе - и затем простить весь мир.
Жизнь без чувства вины не есть жизнь без ответственности. Мы полностью отвечаем за наши ошибки - но слезы и угрызения совести не принесут нам никакой пользы. Если школьник допустил ошибку в решении задачи, для него будет лучше не сокрушаться по поводу собственной тупости, а еще раз проштудировать учебник. То же самое призваны делать и мы: не осуждать себя, а извлекать крупицы мудрости и опыта из любого нашего переживания. Каждая ошибка может стать ценным этапом восхождения к божественным высотам.
Некто может возразить: "Но я не согласен с тем, что нам можно прощать себя". Такой человек отвергает внутренний авторитет своего "Я ЕСМЬ" ради внешнего авторитета - и это его право. Но если он честно анализирует свои переживания, у него есть шанс со временем увидеть, что у корня многих проблем лежит самоосуждение, - и избавиться от него.